Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра

0

Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра

«Надеюсь, что такой крупный регион, как омский, организует свой 1000-голосый детский хор»

В четверг, 23 апреля в Концертном зале филармонии выступил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева. Перед концертом, который состоялся в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля, маэстро сказал несколько слов омской прессе.

Об Омске

В ваш город приятно возвращаться. Для нас было честью открывать здесь новый Концертный зал. Помню, как стремительно здесь решили этот вопрос. Это значительный подарок Омску и пример для других регионов. Замечу, что далеко не в каждом крупном региональном центре есть зал подобного класса. Заверяю, что список таких городов будет совсем небольшим. Конечно, я не скрывал радости за омичей, говорил об этом событии на всех уровнях и ваш регион приводил в пример многим губернаторам. Но это моя работа. Мне кажется, нам, так называемым столичным музыкантам, это надо делать.

О Мариинском театре

Вы слышали, что недавно мы открыли новый театр, благодаря чему значительно укрупнились. И от этого всего выиграли прежде всего дети, студенты, школьники. Важно, что это послужило количественному увеличению программ для детей и молодежи, продаж абонементов – в разы! Появилось много семейных спектаклей и концертов. Это стало не только новой и приятной новостью для меня как руководителя, но прежде всего и новой сущностью деятельности Мариинского театра.

О новом опыте работы и вдохновении 

Если этот опыт перебросить на наше появление в регионах, то, скажем, выступая в Омске дважды в один день, один из концертов минут на сорок пять можно посвящать встречам со школьниками. В моем представлении это будет самым правильным решением. 
Подобные концерты мы проводили в Ханты-Мансийске. Исполняя симфоническую сказку «Петя и Волк» Прокофьева, мы сопроводили выступление, как мне кажется, необходимыми вопросами. Я попросил флейтистку встать и показать инструмент, а потом спросить у зала: «Как вы думаете, какой это инструмент?» Ребята буквально грянули громом: «Флейта!» Я продолжил: «А кого изображает?» Юная публика тут же отреагировала: «Птичку!» И такие же быстрые ответы были по поводу кларнета, гобоя… Они и мурку, и кошку угадали. Ушло на это общение порядка 40 минут, но эти мгновения – они запоминаются. Ты сразу видишь, кто перед тобой – да, это дети, и все замечательные: Они так молниеносно расправлялись со своими вопросами, причем хором, четко. Важно, что это общение с залом и для нас стало хорошим новым опытом, который мы приобретаем, используя свои возможности максимальным образом. 

Это событие, которое произошло несколько месяцев назад, меня вдохновляет на новую работу с детской юношеской аудиторией. Например, я уверен, что у вас много студентов. И специально для слушателей этой категориии просто необходимо готовить какие-то новые возможности, формы, которые будут отличаться от общей несколько официальной концертной программы. 

О шоу-бизнесе 

Мне  кажется, что все, кто сегодня работают в Москве и Петербурге, понимают, что культуре необходимо развитие. Нужен экономический рост, рост возможностей. И особенно это важно, когда речь заходит о серьезных культурных традициях. И я прошу не смешивать данное понятие с другим – с развлекательной сферой, недаром именуемой «шоу-бизнес». 

На мой взгляд, правильно сделали, что перестали мудрить и называют эту индустрию тем именем, которое ей и подходит. А вкладывать государственные средства в эту сферу, в шоу-бизнес, в развлечения, иногда очень низкого пошиба, сегодня, я считаю, даже преступно.

О том, зачем Омску сводный хор?

Нужно направлять всевозможные средства в образование детей. Например, все знают о создании сводного хора России, все видели церемонию закрытия Олимпиады в Сочи, многие наблюдали концерт по телеканалу «Культура» в новом Мариинском театре с участием 1000-голосого хора. Там и ваши ребятки пели, и вообще все регионы нашей страны были представлены. Вот это начинание является по-настоящему важным. Я так говорю не потому, что стоял у истоков. А я именно потому и старался этот вопрос поднимать в 2012 году на Совете по культуре, потому что знаю: все наше поколение, мы все – вышли из детских хоров. Позже постепенно мы теряли это важное явление в нашей культуре, и в 90-годах оно окончательно было утрачено. 

К сожалению, почти из всех школ исчезли уроки музыки. И еще до сих пор приходится слышать: «Если родители хотят, чтобы их дети занимались музыкой, они отдадут их в музыкальную школу». Если следовать этой логике, наше общее образование вообще должно идти без какой-либо связи с искусством. Думаю, если с Чайковским вот так запросто расправлятся, а там есть и Прокофьев, и Стравинский, который сегодня прозвучит, и Мусоргский – так дать волю, уберут и Пушкина. Скажут: «Если родители хотят, чтобы дети познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича, есть специальные заведения, куда следует отдавать своих чад». Конечно, этот процесс и так зашел слишком далеко. 

А создание сводного детского хора – это серьезный шаг, не единичная акция. Надеюсь, что такой крупный регион, как омский, организует свой 1000-голосый детский хор. Убежден, что это не так трудно сделать. Если надо поспособствовать, с нашей стороны, мы готовы помочь: например, хормейстера сюда пришлем. 

У вас регион большой, детей – огромное количество, зал – замечательный. Мне кажется, что это самое лучшее, что может сделать Омск. Хочу вам в этом предприятии пожелать огромных успехов. 

Глеб Иванов

Фото Андрея Поповича

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.