Дамир Шарипзянов: «Кубок Гагарина – это то, ради чего я перешёл в «Авангард»
Экс-хоккеист «Нефтехимика» Дамир Шарипзянов стал первым защитником, пополнившим состав «Авангарда» в нынешнем межсезонье. В интервью он рассказал об опыте игры в АХЛ, «серебре» молодёжного чемпионата мира 2016 года, и о том, почему не считает себя тафгаем.
— Почему контракт с «Авангардом» вы заключили на три года?
— Я вообще сторонник «длинных» контрактов: можно спокойно в городе снять квартиру, разместиться, обжиться. Опять же летом не надо вещи туда-сюда перевозить. Я бы хотел все эти три года отыграть в «Авангарде»: помочь команде, быть лидером, как был и в «Нефтехимике». Естественно, это будет намного труднее, потому что «Авангард» — сильная команда, идёт всегда в топе. Ну и сидеть, грубо говоря, я тоже не собираюсь. Буду стараться, все эти три года показывать тот хоккей, за который меня взяли. Стараться выигрывать кубки, быть ещё лучше, чем я был в Нижнекамске. Думаю, конкуренция будет очень большой: в «Авангарде» много хороших защитников, нападающих, вратарская линия тоже хорошая. Буду вкладываться в хоккей по-максимуму.
— Судя по вашей результативности, вы можете помочь в атаке. Но у Боба Хартли зачастую от защитника требуется прежде всего обороняться, а остальное — потом. Вам придется перестраивать свою игру?
— Сам понимаю, что защитник, в первую очередь — это оборона. Если ты хорошо обороняешься, то у тебя будет возможность и атаковать, идти вперёд. Ну, а если ты будешь плохо обороняться — ты не сможешь в атаке играть. Так что и я сам знаю, и меня учили, что оборона для защитника — это прежде всего «ноль сзади». Самое первое правило: ловить шайбу зубами, руками, хоть как не дать сопернику забить, а потом отобрать шайбу, отдать её нападающему и в случае хорошей атаки можно подключиться, найти лазейку. Но, опять же, забивать и отдавать передачи — не самое главное для защитника, хотя тоже хорошо. Однако оборона прежде всего, поэтому я не думаю, что мне придётся пересматривать свою игру. Много очков набрал в неравных составах, поэтому буду стараться играть в большинстве. В этом случае защитник «дирижирует» шайбой, начинает атаки и играет на синей линии — отдаёт передачи и бросает, а там нападающие в основном закрывают вратаря. Поэтому либо залетит, либо в кого-то попадёт. Думаю, перестраиваться не придётся, просто нужно будет играть ещё мобильнее, быстрее, жёстче и помогать нападающим. Нападающие в «Авангарде» все высокого калибра, буду стараться соответствовать им и делать свою работу.
— Как вам пришлось перестраивать свою игру после МХЛ, приехав в Северную Америку?
— Было немного трудно, просто думал, что я здесь вообще делаю, как оказался так далеко один. У меня не то что в команде — в городе не было ни одного русского, ни с кем не общался. Первое время было трудно: предсезонка, не понимал, что происходит, а потом начались игры. Первые пять-десять матчей вкатывался в размер площадки, в быструю и силовую игру, но потом привык, понравилось играть в подобном стиле, «отобрал-отдал». Думаю, всё равно есть куда совершенствоваться и нужно добавлять как в атаке, так и в обороне.
— Про АХЛ часто говорят, что это такая мясорубка, в которой выжить трудно. Так и было?
— Да, говорят, что АХЛ — трудная лига, там забрасывают постоянно, но я бы так не сказал. У нас был тренер, у которого в приоритете было выходить через центр. Защитники поймут, что это довольно опасно, если нет центрального. Довольно трудно выйти — площадка маленькая, борта всегда накрываются, в КХЛ тоже, все читают эту игру. А через центр выйти проще: если центральный там, то ему отдаёшь, а он уже потом распоряжается шайбой, отдаёт направо или налево, а ты поддерживаешь атаку. Там много драк, много силовой борьбы, все пытаются как-то пробраться в НХЛ. Наверное, я не так много зацепил там игр, не так много и не так полезно играл. Не могу сказать, что какой-то хороший сезон был там. Видимо, где-то что-то недоделал, недоработал, мог сыграть лучше и полезнее. Предпочёл вернуться в КХЛ и пробиваться через тернии. Быть лидером здесь, а там уже посмотрим.
— Какие качества по игре и в человеческом плане в вас воспитала Северная Америка?
— В Северной Америке очень многому учат, даже как поставить коньки, через какое плечо смотреть, какую ногу куда ставить. Тот же Боб Хартли, нам ребята рассказывали, учит всех, как коньки поставить, как клюшку. Всё это мелочи, и в России на них не обращают такое пристальное внимание, как это делают в Северной Америке: там показывают очень много видео, много объясняют, с каждым игроком работают тренеры по катанию. Наверное, самое главное, в чём я добавил — это катание: на протяжении первых трёх лет очень много над ним работал, оставался практически после каждой тренировки. Катание у меня было не очень, об этом мне всегда говорили, но я много работал, запоминал упражнения, которые давали, летом приезжал в Россию и делал. До сих пор некоторые упражнения использую, когда катаюсь один и летом готовлюсь к сезону. Так что я думаю, что в плане тренировок, техники, обдумывания игры это мне очень помогло. А в человеческом плане — теперь у меня нет языкового барьера, могу спокойно разговаривать, ну и знаю, как обстоят дела в Северной Америке и к чему готовиться, если когда-нибудь у меня снова получится поехать. Знаю, как там игра строится, чего ожидать, какие скорости и что нужно делать, чтобы быть лидером, играть хорошо. Но это ещё всё только предстоит, а сейчас все мысли об «Авангарде»: буду делать всё, чтобы выиграть Кубок Гагарина, это то, ради чего я пришёл в клуб. Думаю, у нас очень большие шансы, хорошая группа игроков, хорошая организация, хорошие тренера и руководство. Не могу сказать, что чего-то не хватает этой команде, нужно просто выйти, сплотиться, отработать сезон и выиграть кубок. Это то, что я хочу сейчас сделать, чего хочу добиться с этой командой.
— В общении с Хартли проблем не будет, английский знаете? Уже общались с ним?
— Думаю, вообще не будет никаких проблем в общении с Хартли. Я свободно разговариваю по-английски, понимаю. Какие-то очень сложные слова, термины могу не до конца понять, но переспрошу, и мне объяснят на более понятном языке. Боб уже звонил мне: мы познакомились, пообщались, опять же, поговорили про этот вирус, который всем уже порядком надоел. Он очень сильно обрадовал меня, когда позвонил, можно сказать, проявил инициативу. Было очень приятно! Когда я уже официально стал игроком «Авангарда» — написал мне, поздравил, и я сказал, что уже скорее хочу начать работу с ним и с его тренерским штабом.
— Чем вам запомнился молодежный чемпионат мира 2016 года?
— Да, помню, серебро… К сожалению, немного не хватило: мы даже вели по ходу встречи, но уступили. Хотя, я думаю, у нас были очень большие шансы выиграть, но не могу записать этот турнир себе в актив. Да, я был там, играл, делал свою работу, но не был лидером той команды, не вёл ребят за собой. Были другие, посильнее меня на то время, тот же Ваня Проворов, который сейчас очень хорошо играет в «Филадельфии». Он тогда был одним из лидеров защиты, очень хороший игрок, смотрел за ним и сейчас иногда смотрю. К сожалению, я не был тогда на его уровне и не мог помочь команде так, как хотел бы. Вот даже сейчас, думая об этом турнире, я даже немного расстроен тем, что не так себя проявил. Но эмоции, естественно только положительные: у нас была очень хорошая команда, за счет чего мы и взяли серебро. Немного не хватило до золота, но, думаю, это уже было невезение для нас и везение для хозяев турнира — финнов. Как говорится, везёт сильнейшим, значит, они больше заслужили, а мы провели достойный турнир. Тогда, до начала, в нас никто не верил, но мы вытащили пару матчей, чуть не вылетели в четвертьфинале против Дании: на последних секундах решился исход встречи, потом в овертайме выиграли, если мне не изменяет память. А так молодёжный чемпионат мира запоминается для всех, всегда его смотрят даже больше, чем взрослый, все его ждут. В этом году я тоже смотрел наших ребят. Наблюдаешь, как они развиваются, как они играют, вспоминаешь себя — и всегда на душе тепло от этого турнира. Очень эмоциональный и запоминающийся.
— «Нефтехимик» всегда был цепкой командой, с которой трудно играть. И на защитников там большая нагрузка. Это помогло вам вырасти как игроку?
— Да, у «Нефтехимика» всегда был подбор игроков такой, что все ребята были рабочие, и всегда мы играли только за счёт работы, потому что не было каких-то сумасшедших звёзд. Они все вырастают там, «Нефтехимик» делает хорошие кадры, развивает игроков и в детских школах, и в КХЛ очень хорошо. Просто старался быть лидером, может, не с самого начала у меня это получалось, где-то не был таким полезным, как хотелось бы. И не могу сказать, что на сто процентов доволен тем, что делал там: да, были хорошие сезоны, хорошие игры, но были и плохие, были ошибки. Это всё надо искоренять, как говорится, нет предела совершенству. Надо всегда стараться и работать. А команда там всегда была рабочей, всегда так играли и бились. Мне нравится такой хоккей, когда ты выкладываешься, бьешься, делаешь всё, чтобы цепляться за очки в каждой игре. Вот мы и были такой командой: старались, два раза из трёх попали в плей-офф, когда я там был. Но, к сожалению, не удалось нам пройти дальше первого раунда. «Нефтехимик» оставил только положительные эмоции — мой любимый и родной город, родная команда, благодарен ей за всё, что она для меня сделала. Но время делать шаг вперёд, идти наверх, стараться выиграть Кубок Гагарина. Ещё раз повторюсь: это то, для чего я пришёл в «Авангард». Верю и сделаю всё, чтобы праздник был у омской команды.
— Что главное в хоккейной драке? Правда ли, что устоять на ногах важнее, чем наносить удары?
— Если честно, я не тафгай! Да, у меня были драки, но, в основном по делу. Я не просто так шёл драться, а заступался за партнёров. Других-то и не было: либо я кого-то бил, но по правилам, либо на меня кто-то налетал. А так, чтобы просто сказать: «Давай подерёмся!» — у меня такого не было никогда. Эти две драки — в одной на колено очень грубо встретили, а в другой я встретил. Подъехал парень, предложил подраться — я и не отказал. В КХЛ дрался я меньше, всё равно важнее играть: чем сидеть эти пять минут, лучше играть в хоккей, помогать команде на льду. А то помахал кулаками немного и пошёл сидеть на лавку. Да, если этого требует ситуация — без проблем, я не буду уходить от драки. А так верно, на ногах очень трудно устоять и ни в коем случае не нужно махать кулаками: ты можешь просто промазать и завалиться, получится, что ты будешь внизу. В Северной Америке этому учили — у нас даже тренер был по дракам, три года нас учил, как хвататься. Мы и на земле работали, причём, не важно, защитник ты или нападающий, забиваешь или тафгай. Всех учили так, чтобы игрок просто мог постоять за себя. Да, какие-то мелочи я знаю, но не сказал бы, что стал тафгаем. Если будет требовать ситуация — никогда не откажусь, а драться ради драки не буду. Лучше буду играть в хоккей и приносить пользу своими действиями на льду.
— Какие ожидания от нового сезона?
— Только самые большие, только Кубок Гагарина. Хочу только выигрывать, бороться в плей-офф, пятые-шестые-седьмые игры, накал страстей, полные трибуны — это то, чего я жду. Всегда, когда приезжали к «Авангарду», то чувствовалась, как болельщики поддерживают команду. Ну и в «Нефтехимике» очень неплохо поддерживали. Ожидания — биться за сезон, за команду, стараться выигрывать каждый матч с этой группой ребят, делать всё и помогать друг другу. Опять-таки, как уже говорил, чемпионство выигрывает команда. Нужно сплотиться и идти к единой цели. Тогда у нас всё будет хорошо. Ну и свою игру тоже нужно улучшать: я еду в «Авангард» не сидеть в третьей-четвёртой паре, а становиться лидером. В хорошей команде всегда будет конкуренция, есть хорошие защитники, тот же Покка. Видел, что он сделал очень много блокшотов: это очень полезный компонент для защитника, и я буду стараться не отставать, также блокировать и упрощать задачу нашим голкипером. Чем больше ты поймаешь на себя — тем меньше бросков будет в створ. Хочу играть и в неравных составах, в большинстве и меньшинстве, но, опять же, это ещё нужно доказать. Очень много хороших ребят, которые могут и там, и там сыграть, просто нужно выходить и с первого дня тренировок доказывать, что я достоин этого места в составе, достоин играть в такой хорошей команде, и не просто играть, а стараться быть таким же лидером, каким был в Нижнекамске. Тянуть ребят за собой и самому тянуться к старшим ребятам. Очень много старших, которые и в НХЛ поиграли, и добились довольно высоких результатов. Буду смотреть за некоторыми из них, наблюдать, как они готовятся и играют. Да и я уже тоже не двадцатилетний парень, который приехал и не знает, что ему делать, тоже уже профессионал. Буду делать свою работу максимально хорошо. Думаю, это то, чего требует Кубок Гагарина.
— Какие ваши сильные качества помогут «Авангарду»?
— Если честно, то не люблю говорить о себе какие-то хвалебные вещи. Буду играть, а там уже болельщики и тренерский штаб будут говорить обо мне. Я же буду говорить за себя своей игрой, постараюсь быть надёжным. Надёжность для защитника — самое главное: если ты надёжно сыграл в обороне, то потом у тебя будет возможность сыграть в нападении. Ведь всегда приятно набирать очки, играть в большинстве, но, опять-таки, не пропускать — это тоже важно. Играть в меньшинстве и в равных составах, ловить шайбу на себя, не давать даже заезжать в свою зону — это максимум, который должен делать защитник, чтобы дать нападающим возможность атаковать. Буду просто стараться быть надежным, цепким, жёстким защитником, который быстро будет начинать атаку и в случае надобности играть в неравных составах и подключаться вперед. Как тренеры скажут — так и буду играть, по их стилю, по их законам, которые поставят, по задачам, схеме, системе. Самое главное — понять это и быть на одной волне с командой, с тренерским штабом. Быть одним единым коллективом.
— Что нужно, чтобы вы сказали самому себе следующей весной: «Сезон сложился отлично»?
— Думаю, что минимум — это выиграть Кубок Гагарина и не просто сыграть за команду, не просто присутствовать на площадке, а идти вперёд, вести за собой, стараться быть первым. Это сейчас громкие слова, но я просто буду стараться делать свою игру, доказывать делом, что хочу выиграть кубок. Просто надо выдать очень хороший сезон. Я думаю, он будет очень важным и для меня, и для «Авангарда». Мы сплотимся, станем командой, и каждый будет лично толкать себя вперёд, становиться лучше с каждым днём, с каждой тренировкой, с каждой игрой и просто показывать свой лучший хоккей. Тогда у нас все получится!
Пресс-служба ХК «Авангард»
Фото: ФХР