Спасет ли «Чебурашка» омские кинотеатры?
Кинопрокатчики считают рекордный новогодний приток зрителей временным явлением. Для поддержания отрасли «на плаву» нужны системные меры.
кадр из фильма
Статистики подвели итоги работы омских кинотеатров в новогодние праздники. С 31 декабря 2022 года по 8 января 2023 года кинозалы посетили 158 827 человек, которые отдали за билеты в общей сложности 37,8 млн рублей. По сравнению с праздничным уик-эндом прошлого года выручка выросла на 10,5 %.
Больше всего зрителей в Омске собрал фильм «Чебурашка» – 94 813 человек сделали кассу в 21,9 млн рублей, что составляет 58% от общей суммы сборов. А ведь совсем недавно кинопрокатный бизнес стагнировал после ковидных и санкционных ограничений. Обозреватель РИА «Омск-Информ» выяснил у представителей отрасли, не станет ли возросшая популярность кинотеатров началом их постепенного возрождения. Зрителей пришло во много тысяч раз больше Директор киноцентров «Слава» и «Первомайский» Дмитрий Савельев убежден, что выросшие в праздники сборы кинотеатров – целиком заслуга «Чебурашки». В свою очередь, маркетолог кинотеатра «Вавилон» Екатерина Ермолаева отмечает, что зрителям также «зашел» мультфильм «Иван Царевич и Серый волк – 5». Впрочем, конкретные суммы выручки они не называют.
Оптимистичные итоги минувшего новогоднего уик-энда подвел заместитель директора по прокату и рекламе в КДЦ «Маяковский» и «Кристалл» Константин Красков. Он признал, что такого интереса к кино на большом экране не встречал давно.
– По количеству посетителей в эти праздники мы приблизились к допандемийным показателям 2020 года. До ковида показатели были очень хорошими, но они, естественно, сведены на нет пандемийными ограничениями. С 31 декабря по 8 января число зрителей выросло во много тысяч раз: залы были полными, пришло очень много гостей, – заявил Красков. Успех отечественного фильма «Чебурашка» представитель кинопрокатной индустрии связал с хорошей рекламной кампанией. – «Чебурашку» хорошо «раскачали» и наконец-то сделали хоть что-то правильно. Шла реклама, сам продукт неплохо сделан для любой аудитории. Что касается других лент, то это как сравнивать небоскреб с муравьем, – подчеркнул Красков.
При этом делать выводы об устойчивом возрождении отрасли пока рано.
– Это всего лишь один фильм, который попал в хорошее время, правильно раскручен. Делать выводы по одной картине неправильно и нелогично. Эта эйфория с пеной на губах неуместна. После новогодних праздников спрос на кинотеатры по-прежнему высок, но это всегда так, это алгоритм работы. Те, которые посмотрели фильм, рассказывают о нем своим знакомым. За картиной тянется след, и люди идут в залы смотреть даже по второму разу, – рассуждает эксперт. При этом оценить перспективы кинопроката, по его мнению, сложно – для того, чтобы удержаться на плаву, кинотеатрам нужны качественные отечественные фильмы. «Чебурашку» каждый день снимать не будут. Российские картины пропадут без промоушена «по-голливудски» Директор кинотеатра «Маяк» (ООО «Меридиан») Константин Тарногурский предположил, что российское кино «проседает» именно из-за отсутствия грамотного промоушена, как это принято в Голливуде. – Каждый год за новогодние праздники кинотеатры собирают столько же, сколько за двухмесячный период работы. В новогодние праздники такой интерес к посещению кинозалов объясним: люди хотят отдыхать. Притом 70 % всех просмотров пришлось на «Чебурашку», – трезво смотрит на вещи директор кинотеатра. – И некоторое время всплеск интереса к этому фильму будет продолжаться по инерции. Что будет дальше, никто вам не скажет: наша киноиндустрия не умеет так себя рекламировать, как это делается в Голливуде.
«Чебурашка» – единичное явление, а нужны системные меры
Помощник учредителя кинотеатра «Галактика» Константин Гаврик отмечает, что интерес зрителя к той или иной картине предугадать сложно. Если популярность «Аватара» была ожидаема, то полные залы во время показа «Чебурашки» удивили. Для успешного функционирования кинорынка нужны идеи от властей и бизнеса, а также целый комплекс решений на федеральном уровне. – Стабильная работа кинопрокатной отрасли зависит от многих факторов. Сейчас мы снова окунемся в будни, и интерес к кинотеатрам затихнет. Так получилось, что в декабре вышло сразу несколько кассовых фильмов. Плюс выход легендарного «Аватара» – народ пошел на него. В праздники люди смогли изыскать финансы для походов в кинотеатры. Не факт, что средства на эти цели найдутся после Нового года. Думаю, что надо собирать всех представителей этого бизнеса и вырабатывать целый комплекс решений. И потом выходить с этими идеями на федеральный уровень, – отметил эксперт. Таким образом, эксперты не питают иллюзий относительно восстановления этой отрасли бизнеса. Огромный приток зрителей в новогодние праздники обусловил целый ряд факторов: хорошая отечественная картина появилась в удачное время. Для того чтобы кинотеатры приносили прибыль, нужна альтернатива голливудским фильмам с грамотным рекламным сопровождением. Для спасения кинопроката необходимы решения на федеральном уровне и, конечно, стабильная поддержка местных властей. Но, судя по всему, в условиях СВО стране точно не до стимулирования «зрелищного» бизнеса. Елена Ляхова