Из крепкой команды – в одного из главных аутсайдеров КХЛ. Инструкция от «Северстали»
Отсутствие денег с богатым спонсором, текучка управленческих кадров и «мертвые» спортивные результаты.
В далеком 2003 году череповецкая «Северсталь» была топом в Суперлиге и даже заняла серебряные медали, уступив тогда в финальном матче ярославскому «Локомотиву» со счетом 3-1 в серии. Но время идет и один из самых хоккейных городов страны стал регрессировать.
Череповчане по-прежнему давали КХЛ множество крепких хоккеистов: Евгений Кетов, Максим Чудинов, Павел Бучневич, Богдан Киселевич, Вадим Шипачев, Дмитрий Кагарлицкий — все эти игроки после удачных сезонов за «Северсталь» оказывались в других командах с более высоким бюджетом.
С сезона-2013/2014 клубу из Череповца удалось пройти в плей-офф всего лишь один раз. Поразительно, но спонсор «Северстали» — одноименный концерн ПАО «Северсталь» — не хочет выделять деньги на поддержку родной команды. И это непонятно, особенно на фоне того, как на Востоке еще один металлургический гигант — «ММК» — не жалеет свои средства на магнитогорский «Металлург».
В прошлом сезоне издание «РБК-спорт» опубликовало платежную ведомость клубов Запада. Платежка «Северстали» составила 350 миллионов рублей. Более того, в 2008 году зарплатный бюджет команды был 421 миллион рублей. Когда все клубы начали увеличивать платежную ведомость — спонсоры череповецкой команды просто решили, что хоккей им не нужен.
Проблем в этой системе и схеме может быть массово. Но, скорее всего, генеральный спонсор просто не хочет выделять много денег, так как не видит никакой отдачи. После уходов Шипачева, Киселевича, Кагарлицкого и многих других — у «Северстали» были все шансы подписать хоккеистов, которые стали бы хорошей заменой. Но из-за хилого менеджмента с этим справиться не удалось.
Вообще системные показатели клуба складываются из нескольких вещей: спортивные достижения, посещаемость, селекция и спонсорские вложения. Смысл прост: чем больше у тебя будет спонсорских вложения, тем лучше хоккеистов ты себе можешь позволить. Лучше подбор игроков — лучше турнирное положение, а оттуда уже популярность и посещаемость.
К сожалению, данная схема подходит для идеальных клубов со спонсорами, которые активно вливаются в хоккей. Но ситуацию выправить можно. К примеру, если «Северсталь» начнет показывать хорошие спортивные достижения, то тогда на стадион придут болельщики, если спонсоры увидят, что дела у хоккейного клуба идут в гору, то выделят больше средств на селекцию. И так по кругу.
Хороший менеджмент может начать возвышение с помощью ограниченной селекции. Да, придется очень жестко, но получить хоккеиста по соотношению цена-качество, который будет делать результат и тащить команду — вполне вероятно. С грамотной селекцией можно показать неплохие спортивные достижения, а дальше уже по кругу.
В прошлом сезоне «Северсталь» действительно показывала себя очень неплохо: у клуба был виден рисунок игры, создавали неплохие моменты. Но во всей этой «песне» была одна проблема- мастерство игроков. К сожалению, уйма моментов просто не реализовывалась, помимо этого, вызывала вопросы вратарская линия.
В этом году селекцией занялся сам Андрей Разин. Более того, должность генерального менеджера упразднили. Андрей Владимирович подписал Индржиха Абдула — лучшего бомбардира чемпионата Словакии. Чтобы посмотреть, насколько все плохо было в «Северстали» с управленческими позициями — достаточно просто посмотреть на инфографик.
С 2016 года «Северсталь» сменила четырех генеральных менеджеров и пришла к выводу, что должность вообще можно упразднить. Два года (ну почти) продержался только последний генеральный менеджер — Михаил Щедрин. Как управленец сможет внести коррективы в систему за один год? Как вообще можно ждать результатов от генерального менеджера ровно за такое короткое время? Систему за такой «маленький» промежуток не перестроишь.
Также с 2016 года должность директора «Северстали» сменило уже три человека. Николай Канаков, видимо, последняя надежда, иначе после этого сезона должность директора тоже упразднят и отдадут главному тренеру (судя по логике с генеральным менеджером).
С 2015 года команду сменило четыре тренера. К Александру Гулявцеву и Андрею Разину претензий вообще нет. При этих двух тренерах «Северсталь» показывала хоть какой-то хоккей.
Стоит отметить, что даже с заменой тренера в «Северстали» тянут сильнее, нежели с увольнениями генерального менеджера и директора. Постоянная текучка кадров не дает сделать стабильный и размеренный шаг к выстроенной системе. К тому же, ПАО «Северсталь» вообще не видит интереса в команде.
За 18 лет (с 2002 года по 2020) «Северсталь» регрессировала в геометрической прогрессии. Полный провал на верхушках системы, включая размер спонсорских и заканчивая текучкой менеджерских позиций, не дает «Северстали» выстроить должную стратегию развития. Следующий сезон обязан стать поводом для Разина и компании, чтобы доказать, что Череповец еще способен на многое в хоккейном плане.