Валерий Гергиев, народный артист России, худрук Мариинского театра
«Надеюсь, что такой крупный регион, как омский, организует свой 1000-голосый детский хор»
В четверг, 23 апреля в Концертном зале филармонии выступил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева. Перед концертом, который состоялся в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля, маэстро сказал несколько слов омской прессе.
Об Омске
В ваш город приятно возвращаться. Для нас было честью открывать здесь новый Концертный зал. Помню, как стремительно здесь решили этот вопрос. Это значительный подарок Омску и пример для других регионов. Замечу, что далеко не в каждом крупном региональном центре есть зал подобного класса. Заверяю, что список таких городов будет совсем небольшим. Конечно, я не скрывал радости за омичей, говорил об этом событии на всех уровнях и ваш регион приводил в пример многим губернаторам. Но это моя работа. Мне кажется, нам, так называемым столичным музыкантам, это надо делать.
О Мариинском театре
Вы слышали, что недавно мы открыли новый театр, благодаря чему значительно укрупнились. И от этого всего выиграли прежде всего дети, студенты, школьники. Важно, что это послужило количественному увеличению программ для детей и молодежи, продаж абонементов — в разы! Появилось много семейных спектаклей и концертов. Это стало не только новой и приятной новостью для меня как руководителя, но прежде всего и новой сущностью деятельности Мариинского театра.
О новом опыте работы и вдохновении
Если этот опыт перебросить на наше появление в регионах, то, скажем, выступая в Омске дважды в один день, один из концертов минут на сорок пять можно посвящать встречам со школьниками. В моем представлении это будет самым правильным решением.
Подобные концерты мы проводили в Ханты-Мансийске. Исполняя симфоническую сказку «Петя и Волк» Прокофьева, мы сопроводили выступление, как мне кажется, необходимыми вопросами. Я попросил флейтистку встать и показать инструмент, а потом спросить у зала: «Как вы думаете, какой это инструмент?» Ребята буквально грянули громом: «Флейта!» Я продолжил: «А кого изображает?» Юная публика тут же отреагировала: «Птичку!» И такие же быстрые ответы были по поводу кларнета, гобоя… Они и мурку, и кошку угадали. Ушло на это общение порядка 40 минут, но эти мгновения – они запоминаются. Ты сразу видишь, кто перед тобой – да, это дети, и все замечательные: Они так молниеносно расправлялись со своими вопросами, причем хором, четко. Важно, что это общение с залом и для нас стало хорошим новым опытом, который мы приобретаем, используя свои возможности максимальным образом.
Это событие, которое произошло несколько месяцев назад, меня вдохновляет на новую работу с детской юношеской аудиторией. Например, я уверен, что у вас много студентов. И специально для слушателей этой категориии просто необходимо готовить какие-то новые возможности, формы, которые будут отличаться от общей несколько официальной концертной программы.
О шоу-бизнесе
Мне кажется, что все, кто сегодня работают в Москве и Петербурге, понимают, что культуре необходимо развитие. Нужен экономический рост, рост возможностей. И особенно это важно, когда речь заходит о серьезных культурных традициях. И я прошу не смешивать данное понятие с другим – с развлекательной сферой, недаром именуемой «шоу-бизнес».
На мой взгляд, правильно сделали, что перестали мудрить и называют эту индустрию тем именем, которое ей и подходит. А вкладывать государственные средства в эту сферу, в шоу-бизнес, в развлечения, иногда очень низкого пошиба, сегодня, я считаю, даже преступно.
О том, зачем Омску сводный хор?
Нужно направлять всевозможные средства в образование детей. Например, все знают о создании сводного хора России, все видели церемонию закрытия Олимпиады в Сочи, многие наблюдали концерт по телеканалу «Культура» в новом Мариинском театре с участием 1000-голосого хора. Там и ваши ребятки пели, и вообще все регионы нашей страны были представлены. Вот это начинание является по-настоящему важным. Я так говорю не потому, что стоял у истоков. А я именно потому и старался этот вопрос поднимать в 2012 году на Совете по культуре, потому что знаю: все наше поколение, мы все – вышли из детских хоров. Позже постепенно мы теряли это важное явление в нашей культуре, и в 90-годах оно окончательно было утрачено.
К сожалению, почти из всех школ исчезли уроки музыки. И еще до сих пор приходится слышать: «Если родители хотят, чтобы их дети занимались музыкой, они отдадут их в музыкальную школу». Если следовать этой логике, наше общее образование вообще должно идти без какой-либо связи с искусством. Думаю, если с Чайковским вот так запросто расправлятся, а там есть и Прокофьев, и Стравинский, который сегодня прозвучит, и Мусоргский – так дать волю, уберут и Пушкина. Скажут: «Если родители хотят, чтобы дети познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича, есть специальные заведения, куда следует отдавать своих чад». Конечно, этот процесс и так зашел слишком далеко.
А создание сводного детского хора – это серьезный шаг, не единичная акция. Надеюсь, что такой крупный регион, как омский, организует свой 1000-голосый детский хор. Убежден, что это не так трудно сделать. Если надо поспособствовать, с нашей стороны, мы готовы помочь: например, хормейстера сюда пришлем.
У вас регион большой, детей – огромное количество, зал – замечательный. Мне кажется, что это самое лучшее, что может сделать Омск. Хочу вам в этом предприятии пожелать огромных успехов.
Глеб Иванов
Фото Андрея Поповича