«Разбирали до каждой палочки». Как восстанавливали ретромебель из омского СКК
С разницей в месяц "Омск Здесь" посмотрел, как шла и чем завершилась реставрация мебели 1980-х годов, найденной в СКК им. Виктора Блинова.
Спортивно-концертный комплекс "Иртыш", переименованный в 2000 году в честь воспитанника омского хоккея Виктора Блинова, строился с 1975 по 1986 год с перерывом на консервацию, когда финансовые потоки СССР направили на олимпиаду "Москва-80" с тем самым Олимпийским Мишкой в небе.
Проект первого в Омске крытого катка не был типовым. Скромный выбор и качество материалов контрастировали с нетривиальными подходами омских зодчих. "А давайте развернём квадрат под 45 градусов! Нас конструкторы потом проклинали за это", — вспоминала Заслуженный архитектор РФ Лариса Маслова, говоря о форме "ледника", будто врезающегося в окружающее пространство.
Фото из архива "Омск Здесь", ТПИ "Омскгражданпроект"/admomsk.ru
Постройка стала спортивной и архитектурной легендой, что, впрочем, не помешало ей оказаться "забытой": в 2020-м спорткомплекс закрылся из-за копившейся, но нерешаемой аварийности.
— Я успел застать спорткомплекс действующим. На концерты, помню, ходили студентами. Единственное, жалею, что не попал на Scorpions в 2002-м, — поделился с нами реставратор мебели Максим Фролов, приступая к выпиливанию основания для дивана, обнаруженного в "недрах" СКК. — Всегда руками что-то делал. Мне это нравится. Здесь мы полностью восстанавливаем все каркасы. Например, диван был полностью разобран, до каждой палочки. Всё было обработано специальным составом, усилена конструкция.
В окружении омича знают, какой знаковый проект попал буквально к нему в руки. "Частичка истории". Всего мастерская мебели "Как новенький" с начала августа получила на реставрацию девять предметов: диванчик и восемь кресел, деревянных и "вылитых" единой формой из пенопласта. В той или иной степени вовлечён в общий процесс оказался каждый член команды, пока начиная с мая хоккейный клуб "Авангард" ведёт ремонт комплекса.
— Когда в здании шёл демонтаж, уборка, вынос различного мусора, в подвалах обнаружилась эта мебель 1980-х годов. Она эксклюзивная, своеобразная. И у всех появилось дикое желание её восстановить, — рассказал руководитель Алексей Бутенко. — У многих есть такой, наверное, миф, что раз старое, то это проще выкинуть, купить новое. Но порой нужно подзачистить, обработать, и это всё дальше будет служить ещё лет 30. Нужен тщательный подход, бережливое отношение, понимание, что делать.
С учётом солидного возраста и сложной истории самого СКК, на фоне которой условия хранения были далеки от идеальных, мебель из прошлой эпохи в целом неплохо сохранилась: "ничего не разломалось, не заплесневело, не треснуло".
Тем не менее на реставрацию деревянных деталей, как один из самых важных этапов, ушло около двух недель. Зачистку от ржавчины, шлифовку, грунтовку и свежую покраску требовали металлические ножки разных форм.
— Интересно, как раньше это всё делалось и как сейчас. Технологии лучше стали, а тогда, можно сказать, всё на гвоздях делалось и при этом держалось крепко, мощно. У меня даже есть похожая мебель в деревне — старое кресло, дедовское. Хочу его восстановить, но пока руки не доходят, — заметил обивщик мягкой мебели Андрей.
Прежняя обивка раритетных кресел износилась (или же истёрлась активными фанатами), съёмные сиденья разыскать не удалось. "Подсмотреть", как они могли выглядеть, пытались в интернете, пробовали разузнать и у дизайнеров. Когда нашли на барахолке схожее кресло, отталкивались от его облика и "общей стилистики" страны Советов, чтобы современные материалы отсылали к ретро.
— Думали, как сделать хорошо и оригинально. Как говорится, вот оно есть, и надо делать. Я с детства люблю шить. Как мама говорит, первый раз я села за бабушкину ручную машинку, которая теперь как раритет дома стоит, когда мне было три года — прошила себе палец. Долго не подходила, но потом опять полезла. И так я и сама себе уже шью примерно с 11 лет, и сыну вещи перешивала из своих, когда с одеждой было непросто. Поэтому это моя любимая работа. Даже если устаю, то это удовлетворительная усталость, — пояснила швейный мастер Татьяна.
Выбранные ткани местами перекликаются орнаментом с внешней отделкой фасада спорткомплекса, местами — с кессонами, которые применялись в интерьере. А жаккард, использованный на подкладке, когда-то был мечтой домохозяек, доступной не всем из-за дороговизны.
Как добавили в мастерской, поначалу для проекта "пытались предложить новые интересные ткани, но потом и заказчики, и мы поняли, что всё-таки лучше эту историю приблизить к оригиналу". На тот момент оригинал, кстати, стоил 26 рублей, как гласила одна из дошедших этикеток, произведён — Московским ордена Трудового Красного Знамени мебельно-сборочным комбинатом (подобные артефакты, например, сохранили ВООПИК и Омская драма).
Реставрация завершилась в минувшую пятницу, в понедельник мебель вернулась в СКК. Как и 40 лет назад, эти кресла не окажутся в общем зале восстанавливаемой ледовой арены. На них более "камерные" планы. Зато, как рассказали в хоккейном клубе, несколько кресел с трибун 1986 года "Авангард" установил в прогулочных зонах Омска, назвав их в честь своих самых преданных болельщиков.
1 / 20 • Реставрация мебели 1980-х годов из СКК им. В. Блинова. Фото: Илья Петров, "Омск Здесь"
Напомним, как ранее пояснял на пресс-конференции глава клуба Герман Чистяков: "Идёт всё [ремонт] хорошо, в том темпе, который я для себя характеризую как беспрецедентный. По срокам не готов говорить, потому что стройка есть стройка. Мы-то готовы держать темп, строители тоже. Но поставщики не всегда успевают за нашей скоростью, поэтому я буду осторожен в прогнозах". Первое мероприятие, пока в закрытом режиме, ожидается совсем скоро, уже залит лёд. Первые матчи планируются в этом году. СКК станет домом для хоккейной команды "Омские Крылья" и женского волейбольного клуба "Омичка", площадку можно будет трансформировать. В зону внимания также попала прилегающая территория, где намерены разместить спортивные площадки. Бетонное ограждение расписал граффити художник Марат Абишев.
Другими историями о восстановлении предметов интерьера, нюансах работы делилась реставратор мебели Ольга Пономарёва в проекте "Наши люди" и "Короче, Омск".
Фото: Илья Петров