По Транссибу без чайных пакетиков, или Как путешествовать экологично
Мы пообщались с экологом Ольгой Мироненко, которая всегда в поиске новых экопривычек и впечатлений.
Каждый сибиряк уже оценил, как за последние пару десятилетий изменилась погода: лето стало намного жарче, а сугробы зимой гораздо меньше. Всё это (и ещё множество менее очевидных и заметных факторов) — последствия изменения климата. Экологисты (люди, ведущие экологичный образ жизни, — прим. ред.) со всего света ищут способы сокращения влияния жизнедеятельности человека на окружающую среду. И своим примером стараются показать, что каждое действие имеет значение.
Ольга Мироненко — эколог с тягой к исследованиям и познанию окружающего мира. Несколько лет назад Ольга и её сестра Лена запустили проект "Тайга", чтобы помогать другим разбираться в тонкостях экологичной жизни. А после девушки написали книгу — сборник лайфхаков и экопривычек "Ахилл не носил одноразовых бахил".
Оля много путешествует, но старается делать это с заботой о планете и вниманием к окружающему миру. Так она проехала от Москвы до Иркутска и обратно по железной дороге. По пути остановилась в Омске, чтобы прочитать лекцию и поучаствовать в записи подкаста нашей студии "Да будет talk!" (16+) "Ой, не туда!". И мы делимся с вами текстовой версией избранных моментов беседы ведущей подкаста Насти Евдокимовой и её гостьи Ольги Мироненко. Полную версию можно послушать тут:
— Оля, расскажи о своём путешествии по Транссибу. В чём суть твоего такого долгого пребывания в поезде и остановок в некоторых городах следования?
— Всё началось с того, что к нам с Леной обратился наш партнёр, для которого мы часто организуем экологические мероприятия. На этот раз в Иркутске. Мы взялись за эту работу. До этого я не была на Байкале, да и в Сибири толком не была. Летом я прочитала прекрасную иллюстрированную книгу о Транссибирской магистрали, где как раз рассказывается про все остановки поезда (книга "Транссиб. Поезд отправляется!" А. Литвина и А. Десницкой, — прим. ред.). Я читала её с каким-то упоением, мне было так интересно, хоть тогда я и не собиралась ехать по Транссибу. И тут, когда мы договорились о том, что будем организовывать мероприятие в Иркутске, я подумала: "Вот оно!". У меня много друзей из разных стран, и для них проехаться по Транссибу — величайшая мечта. Когда я им говорила: "Да вы что, ну там поезд, столько дней, вы просто не знаете, о чём вы говорите". Мне тогда казалось, это не очень хорошая идея. А здесь я поняла, что надо ехать. Мне захотелось на обратном пути остановиться в самых разных городах, попасть в которые можно только, предпринимая целое путешествие.
Когда я зашла в свой поезд на московском вокзале, была в невероятном удивлении. Я не знала, что у нас сейчас есть такие поезда: там стеклянные закрывающиеся двери, кулеры с водой и раздельный сбор отходов, бесплатный душ в каждом вагоне и очень чисто. Ощущение у меня было на пятый день поездки просто прекрасное. Я, честно говоря, поймала себя даже на том, когда выходила на вокзале в Иркутске, что я бы в принципе и до Владивостока доехала.
— И многоразовые гранёные стаканы с подстаканниками — это отдельный вид удовольствия.
— Да, конечно!
— В соцсетях вашего проекта "Тайга" написано, что у тебя есть добровольный климатический бюджет на такие путешествия. Расскажи, что это за бюджет такой?
— Это добровольное ограничение собственных полётов на самолёте, скажем так. Года три-четыре назад я общалась со своими друзьями. У меня есть очень хороший друг — океанолог из США. Он занимается климатом в том числе, потому что океанология и климат как бы одна история. Он мне говорил о том, что у него есть свой климатический бюджет, он замеряет по килограммам выбросы CO2, то есть углекислого газа. Я слушала его и думала, что это продвинутый уровень, несмотря на то, что я написала книгу по экопривычкам вместе с сестрой, стараюсь вести максимальный экологичный образ жизни, не пользуюсь одноразовым, покупаю суперкачественные, долговечные вещи.
Но вот климатического бюджета у меня не было. Но случилась следующая история. Весной я ехала на автобусе и открыла научную статью университета из Германии, которую давно собиралась прочитать. В ней учёные анализируют ситуацию в Арктике и пишут о том, что к 2030 году уже растают многолетние льды в Арктике. Если коротко объяснять, то в Арктике есть лёд, который образуется за зиму, грубо говоря, а есть лёд, который остаётся в том числе и летом. Именно эти льды считаются самыми важными для поддержания климата. Раньше считали, что эти льды при текущих темпах изменения климата, растают к 2040-2050 году. Именно поэтому было такое ощущение: "Ну ладно, подумаем об этом завтра, ещё есть время". И в этой статье они говорят: "Стоп, ребят, мы только что оттуда… Ничего подобного. Никакой не 50-й и даже не 40-й год. 30-й год — мы ставим эту дату". Вся эта климатическая история, по крайней мере в Северном полушарии, нарушается. Я не климатолог, но я читала и разбиралась. И я поняла, что как минимум Северное полушарие, вообще наша стабильность климата обуславливается наличием такого большого холодильника в виде вот этих летних арктических льдов. И считается, что, когда они растают, будет очень непредсказуемое климатическое явление. Наши действия не совсем укладываются в очень быстрый темп изменений. То есть мы действуем гораздо медленнее, чем меняется окружающая среда. И, когда я это прочитала, честно скажу, мне не свойственна тревожность, но в течение 10-15 минут, пока я сидела, меня настигла климатическая тревожность. Я даже потом поняла, что есть такое явление, и многие люди на самом деле от этого страдают. Я не могу сказать, что я потеряла сон, но я считаю, что это очень серьёзный звоночек, потому что 30-й год очень близко. Это всего шесть лет, и через эти шесть лет мы можем получить абсолютно непредсказуемый набор погодных явлений.
— Да они и сейчас заметны. Я помню, какой была погода, когда я была маленькой, и как всё изменилось сейчас.
— Да, конечно. Я сейчас была в Иркутске, в Красноярске, в поезде ехала, разговаривала с людьми из самых разных городов, и все говорят одно и то же: климат меняется. Что касается климатического бюджета, возвращаясь к этому вопросу, я для себя ввела правило — летать один раз в год туда-обратно. Например, в Калининград или даже в Омск я не полечу на самолёте, потому что есть другие локации, до которых на поезде не доедешь. Я оставляю этот полёт для тех локаций, которые связаны с работой, близкими людьми. И в этом году я уже слетала туда-обратно, так что мой климатический бюджет уже исчерпан.
— То есть не было другого варианта в принципе?
— Не было, а читерством я не занимаюсь, тем более самообманом каким-то.
— Я думала, что климатический бюджет — это какая-то сумма, которую ты для себя закладываешь на какие-то такие экологичные путешествия.
— Нет, это именно такое ограничение. Самолёт производит гигантское количество выбросов. У нас с Леной папа работал в авиации. Я как-то пришла к нему с вопросом, когда задумалась про тот самый климатический бюджет, а он занимался расчётами топлива для самолётов. И мне было очень интересно узнать, действительно ли влияет ли отказ хоть одного человека от полёта на что-нибудь. Потому что обычно что можно услышать на это: "Ну, самолёт же и так летит. Он как бы стоит в расписании". И я спросила у отца, действительно ли для расчётов нужно было знать, допустим, 55 пассажиров или 100, или больше 100? И он мне ответил: действительно важно знать вплоть до каждого человека. Мне показалось, что это как раз тот ответ, который люди хотят услышать, когда думают, а вообще есть ли смысл отказываться от полётов.
— Что тебе дают такие путешествия, кроме впечатлений и знакомств?
— Это путешествие дало мне знания о лучших практиках в нашей стране. Вот я сижу в Москве и не знаю, что, оказывается, в Иркутске университеты, поликлиники, государственные музеи — всё на многоразовых бахилах. Мы пришли в Иркутский университет, а там корзиночка такая с многоразовыми бахилами, причём хлопковыми, несинтетическими. А рядом корзиночка для использованных. Мне это показалось совершенно прекрасным. На Ольхоне меня очень порадовала история про обязательный раздельный сбор отходов в отелях. У нас в Москве нет обязательного раздельного сбора в отелях, и очень жаль. Это расширение моего профессионального кругозора. То есть я понимаю, что и теоретически так можно, но я не знала, что города наши уже так живут.
— Скорее, это исключение из правил, что отель сортируют самостоятельно, то есть по собственной инициативы.
— Да, это исключительно своя инициатива. А там, как мне сказали, это обязательно. В Красноярске я ходила в парк "Красноярские столбы" — охраняемая территория в черте города. Там есть домик-кафе где-то посередине маршрута, где можно пирожки купить, чай, ещё что-то. И туда регулярно приходит человек, который оплачивает печенье и чай для тех, у кого нет денег. Он покупает что-то себе, и оплачивает как бы авансом для других людей. Мы давно у себя в блоге рассказывали, что есть европейская классная практика "подвешенный кофе": ты приходишь в кофейню, платишь за себя и за того брата, а тот брат — это кто угодно, кто может прийти и у него не будет денег. А у нас это есть в Красноярске, посреди леса избушечка с чаем и пирожками, куда регулярно приходит человек и "подвешивает" чай и пирожки для тех, кто приходит без денег. И женщина в этом кафе сказала, что часто приходят пенсионеры, у которых реально нет денег. Мы с подругой сразу же там проплатили пирожков и чая людям. Я просто была невероятно тронута этим, потому что, честно говоря, я не ожидала в Красноярске встретить такую практику.
Меня на самом деле вдохновляет наша страна. Здесь не всё просто, здесь не всё так радостно и понятно. Но здесь есть вещи, которые очень вдохновляют, как вот тот человек в Красноярске.
— У меня мурашки побежали от этой истории, потому что настолько волнительно слышать, что кто-то так сильно заботится о других людях. Это восхищает.
— Да.
— А у тебя в Красноярске была экопросветительская лекция или ты больше гуляла по городу? После записи нашего подкаста ты уедешь как раз рассказывать про экологию омичам.
— У меня Омск — самый активный экопросветительский город.
— Это приятно.
— Здесь просто супернасыщенная программа: три мероприятия. И это уникальная история. Когда я отправлялась в это путешествие, мы писали, что я поеду обратно и могу останавливаться, где угодно по маршруту Транссиба. Самый активный отклик был от Омска. Для меня это большой сюрприз, и, конечно, я очень рада.
— О чём ты хочешь рассказать омичам?
— Ты знаешь, я пока не знаю. Я оставляю это открытым, и я хочу спросить их, что они хотят услышать. Я могу рассказать про экопривычки, климатический бюджет, многим людям интересно про морские истории слушать. Раньше я занималась пластиком в мировом океане, и у многих есть насущные вопросы. Когда есть какой-то багаж знаний, приятно идти от запроса.
— В каких ещё городах по пути следования у тебя будут лекции или встречи с теми, кто придёт послушать про экологию?
— Ты знаешь, больше ни в каких. У меня запланирована Тюмень, но это абсолютно личная остановка, и там не будет лекции. Дальше я еду напрямую в Москву. Я на самом деле хотела провести как можно больше таких мероприятий, но то ли потому, что ноябрь (запись подкаста и приезд Ольги были в ноябре, — прим. ред.), то ли по каким-то другим причинам у нас получился Иркутск, и то в формате корпоративного мероприятия, и Омск. То есть Омск — уникальный город, где мы сейчас будем встречаться с людьми.
— Приятно, что Омск выделился среди других городов в твоём путешествии. Поделись своими советами для экологичных путешествий.
— Очень классный вопрос, потому что именно в этот раз я задумалась, как можно такой долгий срок проехать на поезде, не сгенерив бесконечные упаковки от лапши. Я прочитала в той самой книжке про "Транссиб" совет: "Берите в поезд сухую гречку, вы её зальёте кипятком, накроете крышкой, и через час у вас будет гречка". Я подумала, что это как-то странно, но надо попробовать. И действительно это работает! Ты заливаешь гречку, и через час у тебя будто свежесваренная гречка. И я четыре дня с гигантским удовольствием её ела с разными штуками. У меня оказался только пакетик из-под гречки, который я до сих пор вожу с собой, потому что мягкий пластик оказалось в Сибири сдать не так-то просто. Мне тётушка, моя попутчица по купе, подкинула совет, как возить, например, сливочное масло с собой несколько дней: берёшь кусочек масла, кладёшь его в стеклянную баночку и заливаешь холодной водой. И вот оно несколько дней, будет как новенькое, не будет таять. Ещё я в эту поездку взяла моржа для заваривания чая. Мне кажется, это был герой всего вагона, потому что люди смотрели на него с большим умилением. Силиконовый моржик-заварник — его за край чашки вешаешь, он лапками держится за кружку. И каждый раз, когда я несла его от бойлера, дети смотрели на кружку такими глазами и думали, как это круто! Я даже слышала, как люди друг другу говорили, что это классная идея, не всё же из пакетиков пить. И это вещь, которую я чаще всего в поездке использовала, и невероятно счастлива.
— И никакого микропластика!
— Кстати, действительно, не все знают, что многие чайные пакетики сделаны из пластика.
— Особенно вот эти пирамидки модные, которые к тому же ещё и дорогие.
— Да, премиальный класс. Есть же это исследование, когда в микроскоп электронный, который может обнаруживать наночастицы, смотрели пробы кипятка после заваривания такой пирамидки в кипятке. Там просто суп из этих наночастиц, а наночастицы пластика — самые опасные для нас. Опасность его в том, что наночастицы путешествуют сквозь ткани и сквозь сосуды. И эта частица не задержится в кишечнике, не задержится в желудке, она проникнет через ткань и пойдет дальше. И результаты могут быть очень непредсказуемые.
— Оля, спасибо тебе большое за то, что ты проделала такой путь и приехала в Омск. Очень рада встрече.
— Спасибо большое, Настя, за приглашение. Я невероятно рада, что мне нужно было остановиться в Омске на это замечательное мероприятие. Я первый раз записываюсь в студии с настоящим оборудованием.
Кроме этого, Ольга Мироненко приняла участие в проекте #встречисавтором и прочитала две главы из книги "Ахилл не носил одноразовых бахил", а также рассказала, каково писать в соавторстве с сестрой. Главное фото создано с помощью Midjourney Фото: Илья Петров