Уверенность в себе и решение социальных проблем подростков. Рассказываем, зачем нужен театр в школе
В Омске прошло открытое родительское собрание, посвящённое открытию театральных лабораторий в школах города.
В 2021 году вышла инициатива президента России о том, чтобы школьные театры были открыты в каждом учебном заведении страны. Резонансное событие вызвало неоднозначные отклики у россиян. В Международном пресс-центре МКР-Медиа прошло открытое родительское собрание, на котором специалисты обсудили значение открытия школьных театральных секций для региона.
Школьное образование — это тема, которая волнует любого человека на протяжении всей жизни, независимо от того, в каком статусе он находится. Образование касается не только школьников, но и родителей, включая старшее поколение.
— Ребёнок погружается в мир различных эмоций, которые он переживает в рамках сценической игры или в виде наблюдения за сценической игрой. Всё это влияет на его жизнь, в том числе на умение владеть собственными эмоциями. Кроме того, школа даёт большие возможности для развития личности. Сюда можно отнести умение публично выступать и декларировать свою речь, — рассказалазаместитель министра образования Омской области Лариса Жукова.
Омская область в этом году сделала большой вклад в развитие школьных театров. На сегодняшний день в городе начитывается 420 школьных театров, а это значит, что практически в каждой школе существует театральная мастерская. Главной задачей специалистов теперь является выстраивание взаимодействия педагогов и деятелей культуры.
— Омск — это культурная столица, у нас очень много театров и профессиональных актёров, которых мы бы хотели видеть в наших школах, чтобы они могли давать мастер-классы не только педагогам, но и детям, — добавила она.
Министр культуры Омской области Юрий Трофимов также поддержал идею создания школьных театральных студий, ссылаясь на то, что именно в таких мастерских могут воспитываться будущие профессионалы театральной сферы. На сегодняшний день ресурсной базой для развития школьных театров являются Омский областной колледж культуры и искусств, Театр юного зрителя, Омский государственный северный драматический театр имени М. А. Ульянова и Омский государственный театр куклы, актёра, маски "Арлекин". Для любительских школьных театральных студий в регионе ежегодно проходят разнообразные фестивали, театральные встречи, конкурсы и мастер-классы.
— Благодаря профессиональным театрам у нас уже сформирована большая методическая база, с помощью которой ведётся активная работа по продвижению театрального искусства среди молодёжи. Кроме того, мы активно развиваем проект "Своя территория", который располагается в Северном драматическом театре. Это место формирует образовательную среду на базе школьных театров и создаёт готовые сценарии для реализации спектаклей на сцене, — отметил Юрий Трофимов.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова также отметила, что театр — это уникальная среда для развития детей, воспитания их ценностных ориентиров, формирования навыков общения в коллективе и раскрытия талантов. По её словам, не все школьники будут готовы связать свою жизнь с театральным искусством, но всем без исключения этот опыт даст задел на будущее и дополнительную уверенность к себе.
Уполномоченный при Губернаторе Омской области по правам ребенка Елизавета Стёпкина также разделила точку зрения с присутствующими. Она объяснила свою позицию тем, что школьный театр несёт в себе не только образовательную функцию, но и способен дать ответы на волнующие вопросы подростков.
— Порой подросток не знает, с кем поделиться своей проблемой, но он может найти ответы для решения проблемы за счёт просмотра спектаклей. Кроме того, театральные постановки могут помочь ребёнку выявить скрытые способности и таланты, — отметила Елизавета Стёпкина.
Также специалисты в области культуры отметили, что для налаженной работы всех школьных театральных студия требуется установить непрерывный контакт с театральными профессионалами. Стоит понимать, что это не гарантирует того, что каждый ученик школьного театра вырастет профессиональным актёром. Кроме того, данная мера способна сформировать большую зрительскую базу, которая сделает театр более доступным для населения города.
Также не стоит забывать о том, что первое знакомство ребёнка с театром может оказаться не таким позитивным, как себе это представляют родители. Поэтому с каждым участником такой лаборатории должна проводиться индивидуальная работа, которую невозможно осуществить без помощи профессионалов. Такую поддержку готов оказать Союз театральных деятелей России.
Подводя итоги открытого родительского собрания, эксперты сошлись во мнении, что театр в школе — это ценный опыт как для родителей, так и для детей, и возможность открыть новые способности подростков в творческой сфере.
Стоит отметить, что с 21 по 23 ноября на сцене ДК "Сибиряк" пройдёт II фестиваль социальных культурных спектаклей для подростков. В нём примут участие 14 детских коллективов из школ Омской области. Участники представят спектакли-миниатюры на темы, которые им близки, которые их волнуют и о которых они хотели бы поговорить со взрослыми. После каждой постановки будет организовано зрительское обсуждение. С программой фестиваля можно ознакомиться на сайте омского портала "Культура".