«Региональные художники чаще позволяют себе придурковатое искусство». Как в Москве прошёл арт-ток с омским вайбом
Почему Омск стал для художника Сани Закирова особенным городом, как встречает творческое сообщество гостей и работы каких известных мастеров хочется "переработать" — читайте в нашем материале.
13 сентября в московской галерее "Хорошо" прошёл арт-ток "Юмор, оммажи и сыр "Омичка" в творчестве Сани Закирова". На встрече слушатели узнали о творческих интересах сибирского художника и послушали лекцию об идентичности Омска и Красноярска.
Александр родом из Барнаула, в Красноярск переехал в 2008 году. По его словам, тогда он попал в сплочённое творческое сообщество. Сегодня же красноярские художники предпочитают персональное творчество, уже не так охотно идут на совместные проекты.
Александр Закиров
Совсем недавно Омск стал для Александра новым домом. Место жительства он поменял волей судьбы: в нашем городе встретил свою любовь. Понравилась и творческая атмосфера, желание современных художников создавать совместные проекты и демократизировать культуру. Александр стал автором идеи "Красивой выставки про Омск" (18+). Экспозиция открылась в августе в галерее "ООО"Водопад" и объединила работы многих омских художников.
— В Омске сейчас как раз такой прилив коллективизма. Там у нас даже есть несколько таких творческий организаций, например, галерея "Теплоузел", "ООО"Водопад". И за счёт вот этой готовности работать вместе, сообща, легко было делать "Красивую выставку про Омск". Я всякие задания раздавал художникам, или они сами предлагали какие-то варианты произведений. В общем, было очень дружно. Я приехал в такие тёплые объятия художественного сообщества, — поделился с "Омск Здесь" художник.
На арт-токе художник рассказал о своей художественной философии. Одно из любимых направлений — работа с локальной идентичностью. В случае с Омском изучение культурного кода помогло лучше адаптироваться к новому месту.
— Омск точно особенный по количеству культурного субстрата, с которым можно работать. По количеству мемов Омск, я думаю, опережает на 100 % все города России, — сказал Закиров.
В своём творчестве Саня Закиров обращается не только к бытовому региональному, художник любит делать оммажи (изучение особенностей чужого творчества и переработка их для создания собственного произведения — прим. ред.) на работы классиков. Например, смело пытается объединить "Танец" Анри Матисса и "Играющих мальчиков" Кузьмы Петрова-Водкина.
— Решил сделать им общую вечеринку, потому что они явно на одном холме тусили и с какими-то похожими целями, но в разное время. Я решил, что им надо всем вместе, чтобы был полный расколбас, — добавил он.
В "переработку" также идут произведения Ильи Репина, Леонардо да Винчи и Ивана Шишкина. Для взаимодействия с картиной последнего — "Утро в сосновом лесу" — художник Закиров провёл мини-исследование. В своей работе, где остались только мишки без леса вокруг, он рассказывает о том, что к известному сюжету причастен и другой художник — Константин Савицкий. Он предложил Ивану Шишкину на уже готовой картине дописать медведей. Так в бору появились четверо косолапых, а рядом с подписью Шишкина и автограф Савицкого. Картину должен был купить известный меценат Павел Третьяков, основатель знаменитой галереи. В заявлении о покупке значилась только фамилия Шишкина, поэтому подпись второго творца была стерта с полотна. Александр Закиров решил восстановить справедливость в своей работе: на его картине "Операция Мишки", лишь животные и автограф Савицкого. Об этой истории и создании оммажа художник даже написал повесть.
— Региональные художники чаще позволяют делать себе придурковатое искусство, нефилософское, немногозначное. Я всегда продумываю, как это будет воспринято зрителями, ну, грубо говоря, будут это покупать или не будут, либо просто будет ли это интересно кому-то. Не очень люблю рисовать для себя, например, какие-то свои внутренние переживания. Работаю больше для зрителя, — подчеркнул Александр.
Как найти ключ к той самой двери, за которой скрывается мир искусства? Живопись, графика и скульптура не всегда бывают понятны и интересны широкой аудитории. Но иногда появляется тот, кто становится проводником. Он смело делает шаг в неизвестность, создаёт собственные концепции и бросает вызов проверенным веками правилам. И пока один творец ищет покой в хитросплетениях стилей и цветов, другой идёт своей простой линией, не стесняясь заигрывать с работами знаменитых художников и локальными мемами регионов.
О том, как прошёл арт-ток в столице с участием Сани Закирова, смотрите в программе "Свободное время" (16+).
К слову, актриса Юлия Романова (псевдоним Ева Эльфи) обратила внимание на проект, созданный Александром. В своих социальных сетях она тегнула "Красивую выставку про Омск" и написала, что рубиновые закаты, лапша быстрого приготовления и омская птица всегда останутся в сердцах омичей. На выставке её образ воплощён в картине "Омичка". На ней изображена девушка на крышке баночки плавленого сыра.