Игры, которые учат реагировать: почему киберспорт — это не развлечение, а инвестиция в самого себя
История о том, как студент-айтишник превратил любовь к играм в карьеру. Вместе с ним разбирались, что такое киберспорт, зачем он нужен и чего не хватает геймерам из Омска, чтобы стать профессионалами мирового уровня.
Сегодня в рубрике "Войти в ИТ" у нас в гостях настоящий геймер и студент 2-го курса ОмГТУ Матвей Назаров. Мы поговорили с парнем о киберспорте — мире, где виртуальные сражения становятся настоящими баталиями, а талант и стратегическое мышление могут принести успех.
Матвей объяснил, что такое киберспорт, как он меняет жизнь молодых людей и чем может быть полезен. Матвей дал совет, как развиваться в этой сфере и поделился своим мнением о перспективах киберспорта в Омской области. Так мы узнали, чего нашим ребятам не хватает, чтобы "дотянуть" до уровня игроков из столицы.
Матвей Назаров
— Матвей, всё чаще слышу про киберспорт, проводятся масштабные турниры, но для многих это всё ещё "загадочный зверь". Как бы ты объяснил тем, кто не в теме — что такое киберспорт?
— Радует, что о нём хотя бы говорят — это уже отлично. Всё просто, киберспорт — это соревнования по компьютерным видеоиграм. А игроки, команды соревнуются по определённым дисциплинам, в различных жанрах. Для меня это как, например, шахматы. В киберспорте так же нужно думать, логически мыслить, быть внимательным, важна быстрота реакции и так далее. Чем не спорт? Считаю, что он комплексно развивает много навыков. Для кого-то это просто поиграть в компьютерные игры, для меня же что-то большее. Я не согласен с теми, кто считает, что это просто баловство.
— Ты сказал, что киберспорт развивает навыки и компетенции. Какие именно?
— Очень многие компьютерные видеоигры развивают скорость реакции. Считаю, что это действительно полезно и может помочь тебе в каких-то опасных ситуациях в жизни. Например, когда ты за рулём автомобиля — тут скорость реакции может решить буквально всё. Согласись, реально полезный навык?! Также многие видеоигры развивают внимательность, критическое мышление. Это как раз те навыки, которые помогают лично мне в жизни.
— Ты давно занимаешься этим видом спорта?
— Если именно развитием этого направления, то года два, а как игрок, конечно, гораздо дольше, лет 5-7. Тогда всё началось с мобильных игр: есть такая игра, называется Clash Royale. Она чем-то похожа на шахматы. Там тоже надо много думать, как правильно, лучше выставить карту. В общем, много есть нюансов и моментов, которые позволяют развивать мышление. А продолжилось и до сих пор продолжается уже компьютерными играми. Именно сейчас, последние два года, занимаюсь развитием киберспорта в вузе и в регионе в целом.
— Что значит "развиваю киберспорт"?
— Я создаю мероприятия, разные события, турниры, как внутри вуза, так и за его пределами. Таким образом, даю возможность ребятам участвовать в киберсостязаниях. А тем, у кого есть потенциал, ещё помогаю принять участие в турнирах более высокого эшелона. Потом они могут развиваться в этой сфере и, возможно, даже связать с киберспортом свою профессиональную жизнь.
— Для организации турнира что нужно?
— В первую очередь желание это делать. Когда я поступил, ещё ничего не знал, не понимал, как и что устроено в вузе, но всё же первым делом поинтересовался, проводят ли тут какие-то мероприятия по киберспорту. Оказалось, в Омском политехе есть замечательная группа киберспорта. Я предложил устроить турнир по Valorant, и меня не просто поддержали в вузе, но и предложили самому организовать его. Я сначала сомневался, справлюсь / не справлюсь. Но не стал отказываться и решил попробовать. Всё как-то закрутилось, и вот теперь я руководитель отделения, создаю турниры. Главное — желание, а остальное тебе могут подсказать.
Фото из личного архива Матвея Назарова
— Матвей, киберспорт помогает тебе в учёбе?
— Напрямую нет, но он помогает в целом в жизни. Развивает какие-то хардовые навыки. Чтобы устроить турнир или самому поиграть, приходится изучать какие-то сторонние площадки, сервисы и постоянно в этой сфере развиваться. А поскольку я являюсь руководителем отделения киберспорта ОмГТУ, мне приходится очень много общаться с разными людьми. Это улучшает мои навыки коммуникации, мягкие навыки. Естественно, это всё мне помогает в моей повседневной жизни.
— Существуют какие-то тренировки, сборы, как у обычных спортсменов?
— Да, безусловно. В том числе наши ребята из вуза тренировались по компьютерной игре Dota 2. Они тренировались, наверное, каждый день по несколько часов подряд. Сидели за компьютером, проходили игру, чтобы подготовиться к российскому турниру. Это был турнир среди студентов всей страны. Команду для участия в нём отбирал я. Победить, к сожалению, не получилось, но добились довольно хороших результатов. Например, в омском областном этапе ВКСЛ мы заняли 2 место по Dota 2.
— Недавно всё же команда ОмГТУ победила? Что это был за турнир?
— Да, его организовывал я совместно с вузом. И в этом турнире могли участвовать команды из любого вуза и ссуза Омской области. Помимо команд из Политеха, участие приняли только игроки из ОмГПУ. Остальные ребята сказали, что заняты, с учёбой проблемы — как раз был конец учебного года. Но Педагогический нас поддержал, много команд от него заявилось. Серьёзная баталия была. Наши ребята одержали победу в дисциплинах Valorant и Counter-Strike.
— Можешь про эти дисциплины чуть подробнее рассказать?
— Counter-Strike 2, так же как и Valorant, — это тактические шутеры. Если на простом языке, стрелялки 5 на 5 игроков, у которых есть основная задача. Например, у одной команды задача — поставить бомбу, у другой — её разминировать. Соответственно, игра идёт до победного. В среднем это 13 раундов у одной из сторон. Дополнительные раунды даются, если паритет, ничья в игре. В тактических шутерах акцент идёт на тактику, внимательность и командную работу больше, чем на быстроту реакции. Эти две игры похожи друг на друга, но очень даже различаются. Они одни из самых популярных, и именно по ним проводили недавний турнир.
— Иименно Counter-Strike 2, Valorant — самые популярные в киберспорте? По крайней мере, они чаще на слуху.
— Думаю, они просто лучше всего удовлетворяют запрос игроков. Пострелять виртуально, подумать — любят все. Очень многие ребята в городе играют в Counter-Strike 2, Valorant и Dota 2. Поэтому, когда мы проводим по ним турниры, ребята из других вузов тоже подтягиваются, потому что им это интересно. Ну, а почему именно те или иные игры обрели такую популярность — это загадка. Просто понравились людям и всё.
— Вот я пришла и говорю: Матвей, хочу заняться киберспортом. Что мне для этого надо?
— Тебе нужен только компьютер. Больше, в общем-то, ничего. Конечно, потом, чтобы достичь больших результатов, нужен компьютер с хорошими характеристиками, чтобы в нём мощное железо стояло, хорошая периферия. Это в идеале. А чтобы просто начать, иметь любительский или даже полупрофессиональный уровень, хватит и простого компьютера, возможно, даже ноутбука.
— Что значит "профессиональный киберспорт"?
— В моём понимании профессиональный киберспорт — это участие в высококвалифицированных турнирах, которые бывают даже от самих игр. То есть, допустим, по Counter-Strike PGL, по Valorant, также мажоры (серия киберспортивных турниров по этой компьютерной игре — прим. ред.) по Counter-Strike 2, по Valorant это Masters, Champions. И если дорасти до участия в турнирах такого уровня, то человек уже будет считаться настоящим профессиональным игроком.
— Какой возраст и уровень подготовки должен быть у игроков, чтобы участвовать в турнирах?
— Про возраст сказать сложно. Есть планка "до", но нет планки "от". "От" может быть от скольки угодно. В любительском, полупрофессиональном — без ограничений нижней планки, главное — уметь играть. В профессиональном киберспорте игрок уже должен иметь право подписывать контракты. Либо законные представители игрока это делают. А "до"… пока будет хорошая реакция и зрение не подводит.
Что касается подготовки, то тут зависит от турнира. Они есть разные. Например, на каких-то бывают этапы совершенно разного уровня. Есть разные соревновательные группы. При этом и в группе А, и в группе Б уровень подготовки может значительно различаться. Настолько, что, например, у А не будет никаких шансов победить Б. Так что про уровень говорить сложно, но у профессиональных спортсменов он невероятно высокий. Они тренируются десятками часов в день. Думаю, что с уровнем и пониманием игры у них всё в порядке.
— Наверное, как и в любом виде спорта, особенно если мы говорим о профессиональном уровне, есть какое-то негативное влияние на здоровье?
— Безусловно. Конечно, не будет, как в танцах, проблем с коленями, но со спиной может быть. Также могут быть проблемы со зрением. Часто полупрофессиональные и постоянно профессиональные игроки проходят чекапы. Они проверяют зрение, спину, осанку. За этим следят так же, как и в любом другом виде спорта. Если будет какая-то проблема со зрением, то уже, скорее всего, карьера на этом закончится. Нельзя допускать и болей в спине, суставах. Это же всё сказывается на игре, на результате всей команды во время турнира.
— Матвей, в Омске большое комьюнити киберспортсменов?
— Конечно, хочется, чтобы оно было больше. Но я вижу, что оно растёт. И даже город начал вкладываться в киберспорт. В Омске недавно построили фиджитал-центр на базе одного из ФОКов на Левом берегу. И это замечательное место. Оно позволяет развиваться не только полупрофессиональным спортсменам (игрокам), но и профессиональным, которые у нас в городе тоже есть.
— На каком уровне в Омске находится киберспорт? Нужно "подтянуть" его?
— До Москвы и Санкт-Петербурга нам ещё, конечно, далеко, но мы к этому стремимся. Что нужно? Финансирование. Это самое основное и главное. С деньгами придёт и большее количество турниров, и качество призов. Последнее тоже влияет на то, будут участвовать ребята или нет, на их заинтересованность в том или ином турнире. Понятно, что в столицах финансирование выше, поэтому и киберспорт развит гораздо лучше.
— Хорошо, спрошу так: какой потенциал в Омске у этого направления?
— Потенциал высокий. И это видно. Ребята из Омска, наши игроки занимают довольно высокие места на турнирах по всей России. Но вопрос в том, как реализовать этот потенциал? И в большей степени это опять же вопрос финансирования. Возможно, если бы эти ребята занимали 1-2 места, то и финансирования на развитие киберспорта в Омске добавили. Когда будут выделяться на это деньги, тогда и само направление будет быстрее развиваться и игроки динамичнее начнут подтягивать свой уровень до профессионального. Ребят, которые побеждали бы на турнирах страны, можно было бы отправлять на мировые соревнования. Но пока мы чуть-чуть не дотягиваем до того, чтобы победить всех и вся. Потому что есть, конечно же, ребята из Москвы, из Питера, которые, безусловно, посильнее наших. Есть там очень сильные команды, индивидуальные игроки. Но мы, по крайней мере, к этому стремимся.
— За счёт чего те ребята посильнее? Что нужно прокачать нашим, чтобы быть такими же сильными и даже на голову выше?
— Думаю, что это связано с какими-то техническими возможностями, начиная от комплектующих и заканчивая, например, пингом (время, за которое пакет данных доходит от компьютера до сервера и обратно, измеряется в миллисекундах — прим. ред.). В Москве задержка от сервера минимальная, она гораздо меньше, чем у нас в Омске. Это очень сильно влияет не только на игровой процесс во время турнира, но даже на тренировки. Это сложно изменить — если только резко сделать Омск столицей.
— Слушай, а ты занимаешься ещё каким-то видом спорта?
— Я профессионально занимаюсь танцами, брейк-дансом. Ещё любительски баскетболом. И иногда другими видами спорта.
— А в ОмГТУ ты на кого учишься?
— Я учусь на факультете ФИТиКС — это информатика, вычислительная техника, айтишник. Но не думаю, что моя профессиональная деятельность будет связана именно с этим. Где-то около того, но конкретно в этой сфере я себя не вижу.
— А в какой области ИТ видишь себя?
— Дизайн и аналитика мне ближе. В какой-то момент заинтересовали именно эти направления. Стал углубляться, больше изучать и сейчас стараюсь именно в этом направлении двигаться.
— Больше интересует дизайн в игровой индустрии или что-то ещё?
— Комплексно. Вообще, я хотел бы создать свою дизайн-студию — Matzar studio. Хочется реализовывать широкий спектр проектов, решать любые задачи: логотипы сайтов, айдентик, брендинг и так далее.
— Это уже что-то близкое к цифровому маркетингу. Почему вообще пошёл в ИТ-сферу?
— Душа к этому лежит. Родители предлагали на химический факультет поступить или что-то связанное со строительством. Но я давно для себя решил, что хочу на ФИТиКС. Поставил себе цель, и теперь я здесь. Киберспорт продолжает набирать популярность, отражая глобальные тренды в игровой индустрии. Увеличение числа турниров, развитие инфраструктуры, формирование профессиональных лиг, поддержка со стороны государства и частных инвесторов поспособствуют росту интереса к этому виду соревнований. В будущем, с учётом повышения внимания к киберспорту, Омск может занять более значительное место на российской арене, привлекая талантливых игроков и команды.
В нашей рубрике "Войти в ИТ" вы найдёте подборку познавательных материалов о деятельности разработчиков, тестировщиков и других специалистов сферы, а также истории того, как айтишники погружаются в мир информационных технологий и что их мотивирует на собственное развитие в индустрии.
Фото: Илья Петров Изображения созданы с помощью Midjourney