Взять с собой особняк Сорокина или городскую думу? Омск купеческий стал мерчем
Векторные воплощения старинных зданий появились на толстовках, бутылочках для воды, ежедневниках, шоперах. Это ещё одна вариация, как может позиционироваться Омск.
Альтернативный проект сконцентрирован на дореволюционном Омске: здание городской думы 1897 года, пожарная каланча 1914-1915 годов, а также пара менее известных (незаслуженно) особняков, построенных больше 100 лет назад в стиле модерн.
Первый, расположенный на Ленина, 39, называют домом надворного советника Гриневицкого или домом Цукерника (единого мнения на этот счёт нет), сейчас его занимает консульство Казахстана. Второй, на Лермонтова, 28а, — дом Антона Сорокина, хара́ктерного сибирского писателя, по-своему "троллившего" адмирала Колчака времён Белого Омска. Сегодня в здании находятся салон цветов и мастерская Союза художников.
Это любимые здания автора работ — иллюстратора Яны Пахоменко. Художница родом из небольшого уральского города Трёхгорный окончила знаменитый омский худграф и за 40 лет, проведённых здесь, "прикипела к Омску", так что считает себя омичкой, хотя последние полтора года по воле обстоятельств живёт в Ереване.
— К омской теме я обратилась в декабре 2021 года и с тех пор пыталась пристроить проект администрации или департаменту культуры. Сказали, очень красивый проект — и всё. Видимо, денег на сувенирную продукцию нет. Принты-то я бы бесплатно отдала. Решила сама продвигать. Это же неправильно, что у нас нет брендированной сувенирки. <…> Именно официальной.
Есть авторские работы (тот же Дамир Муратов уже далеко за пределами Омска известен). Но их не продолжить, не развить серию при необходимости. А я сделала и красиво, и в то же время их продолжить может кто угодно. Весь инструментарий от Аdobe Illustrator, можно элементы адаптировать под любую поверхность. Эта универсальность и нужна для официальной сувенирки, — поделилась с "Омск Здесь" автор Яна Пахоменко.
В работах иллюстратор отталкивалась от двух вещей: знаменитых омских зелёных крыш и кирпича. Это главная архитектурная особенность, уверена художница. К городской теме она всегда была неравнодушна, но отрисовывать здания довольно трудоёмко, поэтому серия создавалась долго. Ещё хотелось взять Московские торговые ряды на Любинском проспекте, бани Коробейникова на Пушкина, 17, которые тоже являются объектами культурного наследия, но они не вписались в композицию — слишком вытянутые.
— Хотелось показать суть Омска как старинного купеческого города, как столицу Белой России. Это всё постепенно уходит, история разрушается, уже никто толком не знает, откуда названия многих улиц, что за казармы в центре. А так хоть частичка истории, — отметила иллюстратор.
Большую часть творческого времени художница занимается иллюстрациями книг в растровой компьютерной графике и традиционных техниках (акварель, монотипия, тушь). Но есть задумки и других омских серий — с чугунными фонтанами и зелёными зданиями: музеем Врубеля, Омской драмой, вокзалом.
К слову, омский мерч довольно популярен и может приносить доход. А та же пожарная каланча недавно уже отметилась на футболках и открытках с целью поправить благоустройство. Компанию ей составили другие символы Омска, в том числе шар "Держава" с непростой судьбой. О городской среде и застройке у нас есть целый видеоподкаст "Зерно архитектуры".
Материалы предоставлены автором Яной Пахоменко. Скриншоты сайта Behance: проект: "Иллюстрации для сувенирной продукции", автор: Яна Пахоменко