Тайны и легенды купальской ночи: что скрывается за традициями славянского праздника
Узнали, почему летнюю ночь до Ивана Купалы можно было праздновать только молодым, что сулит мак в венке замужней женщине и почему для поиска клада недостаточно найти цветущий папоротник.
Славяне готовятся завтра, 7 июля, праздновать День Ивана Купалы. Мы все знаем, что в эту ночь принято прыгать через костёр и плести венки, но в этом ли суть одного из древнейших и значимых праздников славян? Накануне Купальщины мы попробовали углубиться в истоки и больше узнать об этой загадочной, волшебной составляющей жизни наших предков. К тому же и сейчас есть люди, которые верят в чудодейственную силу этого праздника.
Доцент кафедры режиссуры и хореографии ОмГУ Андрей Павлов рассказал нам, что до появления христианства на Руси этот праздник был связан исключительно с Днём солнцестояния и борьбой с тёмными силами. По одному из вариантов, которые описаны в источниках 15-17 веков, этот день носил название "Купала Соботки" ("купна" — вместе, "соботки" — событие) — в переводе на современный русский язык значит вместе отмечать какое-то событие. В данном случае солнцестояние.
— Согласно другому варианту, этот день, точнее ночь, считались временем молодых. Это был праздник с эротическим подтекстом. Его отмечали только молодые холостые и незамужние люди. В эту ночь они разбивались по парам и проводили время вместе. Проходили обряд инициации. Старики и супружеские пары праздник не отмечали. В это время природа расцветала, набиралась сил, и считалось, что пары, созданные в этот праздник, будут счастливыми. Но свадьбу молодые играли осенью. Если парень, проведший праздничную ночь с девушкой, потом отказывался на ней жениться, его изгоняли из рода, племени, деревни и так далее, — пояснил Андрей Павлов.
С принятием христианства церковь начала активно бороться с язычеством и на те праздники, которые она не могла отменить, она постепенно нанизывала христианские традиции. Так, день солнцестояния стали отмечать не в конце июня, а вначале июля. А именно 7-го, в день рождения Иоанна Крестителя — Ивана, который "купает", окунает в купель. Так и появилось название — День Ивана Купалы.
Ночь перед Иваном Купалой принято было называть Ночь Творила. Для того чтобы на купальском празднике было весело, односельчане обычно устраивали своим ближним, друзьям какие-то мелкие пакости. Похихикивали и иронизировали друг над другом.
— Это высмеивание, чудачества. Не издевательства, а именно высмеивание, чтобы боги не позавидовали счастливому человеку. Если его обсмеять и он сам над собой посмеётся, то боги не будут на него обращать внимания и пройдут мимо. Если человек будет слишком счастлив, то, как считали наши предки, боги его обязательно накажут, потому что они очень завистливые. Например, могли развалить поленницу дров во дворе вашего дома. Это особенность проявления смеховой культуры — похихикать над ближним. Наши славяне вообще были мастера порезвиться, — пояснил эксперт.
Постепенно эта традиция сошла на нет, и сейчас подобные шутки можно увидеть лишь на масштабных празднованиях согласно написанному сценарию.
По словам спикера, до наших дней в основном дошли традиции праздника, бытовавшие в 18-19 веке.
Костры на День Ивана Купалы зажигались для того, чтобы защититься от нечистой силы, которая освобождалась в ту ночь. Люди поднимались на самый высокий в округе холм и спускали оттуда зажжённые колёса, брёвна и всё, что могли обдать огнём. Зажигали костры на берегах вдоль рек, вокруг озёр и других водоёмов, чтобы защититься от русалок и других существ, живущих в воде и болотах.
— Костёр нужен был и для гадания. Молодая пара бралась за руки и прыгала через огонь. Если в этот момент их руки расцеплялись, значит намерения у молодых были несерьёзные, либо что-то мешало их союзу. Если по-прежнему рука оставалась в руке, то это означало, что молодых ждёт счастье и они обязательно будут вместе. Также молодые мужчины прыгали через костёр в одиночку, чтобы показать девушкам свою удаль, смелость, что они способны на подвиги, — отметил Андрей Павлов.
Гаданиям в этот день уделялось особое внимание. Связано это с тем, что человек, в общем-то, как и сейчас, не мог предсказать, что с ним будет в ближайшем и далеком будущем. Поэтому наши предки наделяли мифическими способностями растения, животных и свято в это верили. Например, из растений плели венки. Девушки, женщины сплетали венок из разных трав.
Как рассказала нам ароматерапевт, мастер телесно ориентированной терапии, кинезиолог Татьяна Дацько, венки всегда несли сакральный смысл.
— Это круговорот, колесо жизни, колесо года. И через венок можно было получить ответы на свои вопросы. Венок всегда плёлся с запросом. То есть каждый виток венка, каждое вложенное растение имело своё значение. И сам венок, по сути, это послание с просьбами, пожеланиями, благодарностью. Некий язык цветов был заплетён в эти венки. Просто так венки на Ивана Купалу никогда не плелись, всегда со смыслом, — пояснила Татьяна Дацько.
Лекарственные растения вплетались, чтобы попросить здоровья. Например, василёк — придавал силы как женщинам, так и мужчинам. В обережные венки вплетались колючие или жгучие травы, например, крапива. Именно такими венками занимались женщины среднего поколения — они защищали свой род, дом, семью. Эти венки хранились в избе весь год, до следующего Ивана Купалы, а затем засохшие обережные венки сжигались и плелись новые. Венками на благополучие, хороший урожай занималось старшее поколение женщин. Девушки плели на замужество, красоту, на деторождение. Растение барвинок говорил о взаимной любви.
— Чтобы привлечь внимание суженого, выйти замуж, девушки вплетали в венок маки. Мак — это девичья красота, целомудрие. Мак — это цветок незамужней женщины. Если его использовала замужняя женщина, то она могла потерять своего супруга, — пояснила ароматерапевт.
Из непривычных нам названий растений, которые вплетали когда-то в венки, — богородичная трава. На самом деле это обычный чабрец — чисто женское растение. Считается, что оно забирает мужскую силу, а женщине даёт красоту. Особое отношение было к кувшинкам. Так как они считались травой русалок, то были максимально эффективными против нечистой силы, которая пробуждалась в эту ночь.
— Кувшинки нельзя было срезать. Их только срывали. Если же кто-то срезал их, то считалось, что он обрезал себе жизнь. Ещё одна причина, по которой их нельзя было срезать — считалось, что днём русалки превращаются в кувшинки. Ночью кувшинка раскрывалась, а русалка уплывала. Пусть даже и нечистая сила, а убивать нельзя. Если в венок была вплетена кувшинка, то русалка не могла утащить тебя в воду. А корень кувшинки могли сушить и использовать как приворотное зелье, — рассказала Татьяна.
Венки, сплетённые для гадания, состояли из разнотравья. В таком "головном уборе" должно было быть нечётное количество разных трав, но не меньше 12 наименований.
— Не использовался вороний глаз, белена и волчья ягода. Всё остальное вплетали: мяту, багульник, пустырник, клевер, корень лапчатки и много ещё всего. Все эти травы красивые. Ещё один нюанс — то, что ты "вложишь" в это траву, то и получишь. То есть именно тот посыл, с которым плёлся этот венок или собиралось растение, то и получали в результате его обладатели, — уверена Татьяна Дацько.
Девушки венки бросали в воду. Если он поплыл, а потом утонул, то следовало ждать беды. Если же он уплывал, то девушку ждало счастливое замужество. Но не во всех селеньях есть водоёмы, поэтому до наших дней дошли и другие варианты гадания с венком.
— Давно я участвовал в экспедиции в Русскую Поляну. В одном из сёл старожилы нам поведали, что там венки пускают не на воду, потому что там просто нет водоёмов — сухая территория. Воды нет, а традицию нужно соблюдать. Поэтому местные девушки, женщины бросали (и продолжают это делать) венок на капусту, которая ещё только зародилась. Если венок на капусте ляжет, то всё будет хорошо. Если упал, сполз, значит жди неприятностей, — рассказал Андрей Павлов.
В День Ивана Купалы травы собирали не только для венков, но и чтобы запастись ими на год вперёд. Особенно это касалось лекарственных и обережных трав. Их собирали не ночью, а утром до полудня. Считалось, что в самый длинный день и самую короткую ночь в году травы, растения наполнены силой. К этому дню они уже достаточно напитывались влагой и солнцем и максимально вырабатывали полезные вещества. Травами украшали избы, плели из них косы, чтобы отгонять злых духов. Лекарственные травы сушили и потом осенью и зимой использовали, заваривали чай.
Особое место в Купальщину занимает легенда о цветущем папоротнике. Мол, кто найдёт в полночь цветок папоротника, сорвёт его и отнесёт домой, не обернувшись по пути ни разу, то сможет открывать любые замки, рвать кованые цепи, его глазу будут открыты клады. Дело в том, что папоротник не цветёт. Скорее всего, раньше за цветение принимали "бутончики", расположенные на обратной стороне листа, в которых находятся споры. В сухую погоду они раскрываются и разбрасывают своё содержимое, но это не цветение. Эти споры, попадая на кожу, вызывают раздражение и микроожог. К тому же папоротник считался растением Перуна – словно он заложил в него частичку своей молнии. И именно этот "огненный цветок" должен был обжечь во время "цветения".
— Но на самом деле всё не так просто. Для того чтобы найти клад, одного папоротника было мало. Нужна была тройка трав: папоротник, дербенник (плакун-трава) и разрыв-трава. Вот с последней всё очень интересно — у разных народов это разные растения. Так как до нас не дошло точное название, то она является самой загадочной травой. Тот же клевер, но четырёхлистный, считается разрыв-травой, а его не так просто найти, — обратила внимание ароматерапевт.
Есть и другое таинственное растение, растущее на хвойных деревьях, — иван-да-марья, а вот оно как раз цветёт. Раньше эта трава называлась мавка-да-купала. Это растение интересно тем, что цветки на одном стебле разного цвета: жёлтые и фиолетовые или жёлтые и синие.
— Существует легенда, что были брат и сестра, но в младенчестве их разлучили и они не знали друг о друге. Они встретились на День Ивана Купалы: девушка бросала венки в воду, а юноша проплывал мимо в лодке. Они полюбили друг друга. Только в день свадьбы они узнали, что брат и сестра, и поняли, что их союз невозможен. По одному из вариантов юноша бросился в костёр, по другому — они оба бросились в реку, — рассказал Андрей Павлов.
На самом деле иван-да-марья — ядовитое растение. Его вплетали в венок, чтобы в семье, между родными не было ссор, чтобы род не распался и близкие люди не разошлись в разные стороны.
Купальщина овеяна разными мифами и легендами. В этом празднике тесно переплетены языческие и христианские обряды. В конечном счёте важна не только ваша вера в одно или другое, но и чистота ваших мыслей, то, с каким настроением вы входите в этот праздник, какой смысл лично для себя закладываете в эти обряды.
Автор: Софья Васильева
Изображения созданы с помощью Midjourney