Самая яркая в созвездии Близнецов — Ксения Кастор в Омске
Известная актриса привезла в родной город сразу два спектакля: о великих женщинах и о любви.
Харизматичная актриса театра, мюзиклов и кино Ксения Кастор создаёт на экране и театральной сцене незабываемые образы. Она обладает яркой внешностью, прекрасными вокальными данными, профессионально танцует, играет на фортепиано и поёт на нескольких языках — английском, французском, испанском, итальянском и русском.
"Женщина-чаровница, создающая вокруг себя ауру таинственности, совершенства и темперамента. Она открыта для общения с залом, искрометна и утончена", — пишут о ней СМИ. По её признанию, она хотела быть актрисой с раннего детства и больше никаких вариантов не рассматривала. Главной философией деятельности она считает труд с любовью к профессии.
6 и 7 марта в Омске состоятся два концерта Ксении Кастор — моноспектакль "Судьба была им стать легендой" (16+) и музыкальный спектакль в паре с Юрием Торсуевым "И нам ещё любовь дана…" (16+).
Омск — родной город Ксении. Именно здесь начался её творческий путь. Омскому зрителю она известна как Ксения Пономарёва. Нам удалось пообщаться с актрисой за несколько дней перед её выступлениями на омской сцене.
— Ксения, с чего началось ваше утро?
— Моё утро началось с того, что у меня течёт крыша. Потеплело, и крыша дома дала течь. Это давняя проблема, мой непрекращающийся спор с местной управляющей компанией. Поэтому утро началось с тазиков, выноса воды и мытья полов (смеётся).
— С чего начался ваш творческий путь?
— Лет с трёх я уже знала, что буду актрисой и никем более. Меня другие профессии не интересовали. Ритмы, танцы, музыка — то, что меня увлекало больше всего. Во многом благодаря примеру отца (отец Ксении — Геннадий Андреевич Пономарёв — художник, актёр, архитектор и режиссёр. Он основал Театр кукол в городе Калачинск. Позже театру присвоили его имя, — прим. ред.). Как девочку меня ещё очень интересовал грим, всё, что в косметичке у мамы. Я окончила музыкальную школу, и мы с папой поехали в Москву на прослушивание в ГИТИС. Столица была выбрана, поскольку в Омске ещё не было актёрского факультета. После этой поездки меня одобрили и пригласили на вступительные экзамены. Но…
— Вы передумали?
— Я загремела в больницу. Мне было сказано, чтобы я не покидала Омск. Пришлось отложить мою столичную учёбу на год, а через год открыли актёрский факультет в Омске. Так и получилось, что учиться я осталась здесь.
— Родители не настаивали на получении "человеческой профессии"?
— Мама поддержала на сто процентов, но просила меня остаться в Омске. А вот папа — мудрый человек, знающий эту профессию от и до, был категорически против, даже ходил в приёмную комиссию, просил, чтобы меня не брали. Сейчас я его понимаю. Женщине в этой профессии в разы сложнее, чем мужчине.
— Конкуренция?
— Это, во-первых. А во-вторых, в любом театре, будь ты трижды талантлив, если твой типаж не нужен, можешь быть свободна.
— Но вы оказались востребованы и выбрали омский ТЮЗ. Почему такой выбор?
— На последнем курсе института я решила, что в театре я работать не буду, а буду петь. В марте 1997 года мне был 21 год, я поехала на передачу "Утренняя звезда". Там я благополучно проиграла финалистке, заняла второе место (второе, потому что наивно не знала ещё, как "присуждают" победу). Летом начались множественные концерты. Это был год 850-летия Москвы, я выступала на разных площадках, причём со звёздами. Это мне так понравилось! В общем, я приняла решение — защитить диплом и уехать в столицу. Но наступило затишье, я ощутила, что гребу не туда, и вернулась в Омск. Уже на следующий день я работала в омском ТЮЗе, в театре, с которым мне очень повезло. Меня привлекла труппа, спектакли разных жанров и великолепнейший режиссёр Владимир Александрович Рубанов. А им нужен был мой типаж. Наше сотрудничество продлилось 10 лет.
— Но вы уезжаете в Москву. Дозрели?
— Мои друзья мне не раз говорили, что я будто всё время была на чемоданах. В какой-то момент работы в театре в Омске, я поняла, что должна быть в Москве. Как это будет происходить, я не знала. Я чувствовала, что Москва — это мой город, честный, сложный, жёсткий, требующий внимания и быстрых реакций, но мой. В Омске я тоже жила активно, но в Москве этот градус ощутимо выше. Здесь я хочу мир и желательно весь. В 1997 году мне было не время здесь, а в 2007 году — путь открылся. Уже в первый месяц в Москве я снималась в фильме "Адмиралъ" (18+).
Скриншот фильма "Андмиралъ", 2008 г., производство Dago Productions и "Дирекция Кино", режиссёр Андрей Кравчук
— Вы омичка или москвича?
— Омичка, конечно же. Хотя в этом году 17 лет, как я живу в Москве. Скажем так, я сибирячка. У меня стальной характер, стальные нервы и крепкое здоровье.
— В 2007 году вы не только меняете город, но и из Ксении Пономарёвой становитесь Ксенией Кастор. И это история не про замужество. Расскажите, откуда взялся псевдоним?
— Я по гороскопу Близнецы. Кастор — самая яркая звезда в созвездии Близнецов, возраст звезды — 370 млн лет. Всё просто.
— У вас десятки ролей в театре и кино. Как вам удаётся сохранять свою индивидуальность, постоянно перевоплощаясь?
— Потому что я всегда нахожусь в предлагаемых обстоятельствах. Да, я беру на себя характеристики персонажа, но сохраняю своё отношение к этому. И потом, роль определяется по типажу. Я точно знаю, что никогда не сыграю Джульетту. Это бред. Как я всегда говорю, я больше по крупному рогатому скоту — это роли Снежной королевы, Багиры, в этом году вот впервые сыграла Бабу-Ягу (смеётся).
— Вы выбираете роли или вам интересен любой эксперимент? Что никогда не станете играть?
— То, что противоречит моим принципам и человеческим установкам. То, что я не хочу показать зрителю в своём исполнении. Для меня миссия актёра — это трибуна, с которой говорить надо о важном, нужном и добром. Очень важно сегодня нести любовь. Всё делать с любовью. Я идеалист в этом плане, считаю, что если бы каждый делал своё дело с любовью, неважно, в какой сфере, было бы другое положение дел в мире. Положительный герой понятен и предсказуем в поступках. С отрицательным обязательно должна произойти какая-то перемена, либо где-то этот герой должен проколоться, чтобы зритель всё о нём понял.
— Вы уже не впервые привозите в Омск спектакль "Судьба была им стать легендой", и каждый раз зритель идёт на него. Некоторые не впервые. В чём секрет успеха?
— Изначально это был мой бенефис к 10-летнему пребыванию в Москве. Назывался он "Посвящение великим" (16+) — истории жизни пяти великих женщин. Потом он трансформировался в спектакль "И нам ещё любовь дана…", который мы играли в паре с Игорем Ливановым. Сейчас это два отдельных полноценных спектакля. Один играю я, второй, который 7 марта увидит омский зритель, мы играем с Юрием Торсуевым.
— Жанна Д'Арк, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Далида, Людмила Гурченко и Лайза Минелли. Почему такой выбор образов?И что вы вложили в название?
— Каждая из героинь играла в своей жизни главную роль, а не роль подружки невесты. Великих много, легенд мало. Ведь легенда — это что-то мифическое, это всегда какая-то тайна, внутреннее несовпадение, что человек не может разгадать. Обо всех этих героинях слагались легенды. Мне интересны эти личности и близка их сфера деятельности. Каждая из них за что-то боролась, а я по своей сути — воин. Но воин-защитник. Я каждую героиню свою защищаю, оправдываю.
Ещё мне было чрезвычайно любопытно исследовать любовь в разных ипостасях. Любовь к родине — это Жанна Д'Арк. Марлен Дитрих — любовь к профессии — икона стиля, которую считали холодной дамой и знают по многочисленным романам, но мало кто знает, что она всю жизнь любила одного человека, а чтобы остаться иконой стиля, приняла осознанное решение — 13 лет не выходить из дома. Мэрилин Монро считалась секс-символом и пустышечкой. Её воспринимали по типажу, роль на сопротивление ей никто не давал, а ей хотелось. Она очень любила читать Достоевского и мечтала сыграть Грушеньку. Далида — красивейшая женщина планеты, которая имела всё — от денег до миллионной армии поклонников, и вдруг уходит из жизни. Почему? Её жизнь триллер, мелодрама, драма и трагедия — всё в одном флаконе. В этом спектакле я не упоминаю многое, потому что есть у меня и отдельный спектакль — "Далида сквозь время" (18+).
— Как попала в спектакль Людмила Гурченко? Ведь в первом варианте её не было. Да и все героини из других стран?
— Когда мы с Игорем Ливановым делали спектакль на двоих, я предложила ему Марка Бернеса, но ему нужна была женщина, которая сочеталась бы с ним. Мы начали думать. Любовь Орлова — это не моя тесситура вокальная, Любовь Полищук — у неё нет нужного нам количества песен. И вдруг на ум приходит Гурченко. Изучив её книги и интервью, я обнаружила, что в них она много говорит о Марке Бернесе, своём наставнике и учителе. Всё сошлось. А далее случилась интересная история.
На те песни, которые я запланировала в свой спектакль, не было минусовки в открытом доступе. Я поняла, что нужно искать Сергея Михайловича Сенина — супруга Людмилы Марковны. Мы встретились в её квартире-музее в Трёхпрудном переулке, я изложила ему свою просьбу, мы долго разговаривали, и он дал добро на "Люсины фонограммы". Я понимала, что надо ещё спросить разрешения у неё самой, каким-то неведомым способом, но должна. Без подробностей, но это разрешение мной было получено, во сне.
На премьере Сергей Михайлович сидел с опущенной головой, после спектакля отстранённо поблагодарил и ушёл. Я думаю — всё пропало, образа в спектакле не будет, это провал. Но на следующей день он позвонил, мы снова долго говорили, и он сказал: "Ксюш, ты не поверишь, я плакал, потому что местами ты так была на неё похожа! Что-то мимолётное, но Люсино".
— Как лично вы понимаете ответстенность перед этими женщинами?
— Вот на этот вопрос у меня есть отзыв о спектакле. Женщина впервые услышала историю Далиды в моём исполнении. После спектакля она прибежала домой и начала читать её биографию. Вот ради этого и стоит брать такие вещи. Эти женщины жили и творили с любовью. И я стараюсь честно и достойно их представить. На Далиду, кстати, меня благословил её брат Орландо. Кто-то записал фрагмент выступления и разместил в соцсетях. Он сначала лайкнул этот пост, а потом написал, что благословляет меня на исполнение этой роли.
— Как вы меняете образы?
— Я во время спектакля 1,5 часа не ухожу со сцены. Не использую наряды, а использую элементы — плащ, цилиндр и мундштук, песцовая накидка, воздушная белая ткань, галстук в стразах, манжеты и перчатки, бабочка, котелок. Я не превращаюсь в своих героинь, потому что зрителю достаточно намёка, и мне удаётся вложить в этот намёк многое.
— Что за история с нарядами Людмилы Марковны в вашем гардеробе?
— Сергей Михайлович попросил сделать спектакль в квартире-музее Людмилы Марковны. По завершении он на глазах публики заявил, что хочет подарить мне два наряда Люси и предложил выбрать. Челюсть у меня была где-то на полу. От удивления — раз, а во-вторых, от мысли, как влезть в эти платья? Но наряды нашлись. И это очень ценно для меня.
— Как вы понимаете женскую красоту? И чему научили вас эти женщины? Ведь каждая из них по-своему красива.
— Красота — это ухоженность, внутренний свет, посыл миру о любви. Эти женщины научили меня следить за собой, стойкости, ранимости, самоотверженности, женской гибкости. И научили ещё больше любить свою профессию.
— Сколько времени вам удаётся выделить на себя в вашем графике съёмок и гастролей? Какие у вас секреты хорошего внешнего вида?
— На самом деле высыпаться и улыбаться чаще. Каждое утро у меня есть ритуал — комплекс умывания. Если у меня нет выхода на сцену, я стараюсь не утяжелять лицо косметикой. Я ярый противник пластической истории. Это тюнинг в воронежском зоопарке. Это не про уважение к себе. Любить себя — это беречь себя. С этого года я пошла в спортивный зал. У нас тут в Москве был ледяной дождь, и я говорю, что вы удивляетесь, это я в зал пошла в первый раз. Раньше, в театре мюзикла, много движения было в работе, сейчас пришлось включать тренировки.
— Что вы делаете, когда сомневаетесь в правильности шага?
— Слушаю себя. Душа никогда не позволит плохого. Мозг надо включать, чтобы просчитать последствия, выявить, из чего выбирать. Если есть внутреннее отторжение, значит не надо. Если я спокойна, у меня чувство гармонии, значит всё хорошо. Иногда стоит представить, что всё уже случилось, и послушать себя в этом.
— Какие черты вы взяли от папы и от мамы, и чему главному научили вас родители, что даёт вам опору сегодня?
— У папы я взяла силу, характер, желание творить и приносить пользу людям. Папа был жёсткий человек, реалист, прошёл через многие вещи. А от мамы — оптимизм, искренность и открытость. Мама всегда верила в чудо, волшебство, себя и всё светлое. Она проработала федеральным судьёй 50 лет и сохранила умение безусловно любить и веру в хороших людей. Эту веру я и взяла у неё. Ещё мама научила меня ответственности за свои действия и слова.
— Что вы хотите сказать миру и людям со сцены жизни?
— А мы сегодня об этом, кстати, говорили. Любите. Всё, что вы делаете, любите. Себя, землю, на которой вы живёте, то, чем занимаетесь. Делайте всё с удовольствием, а не потому, что надо. Я понимаю эту утопичность, но важно делать максимум из возможного, тогда это честность перед собой и жалеть будет не о чем.
Главное фото создано с помощью Midjourney Фото предоставлены героиней публикации и Екатериной Передерей