“Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат “. Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

0

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

Где в Омской области находится Соляной поворот, почему казаки заставляли учить песни своих детей, и кто продолжает петь песни сибирского казачества, – читайте в нашем материале.

Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.

"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство " – это народная присказка. Наша птица же устремилась в Черлакский район, в гости к сибирским казакам.

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

Дата образования – 1929 год

Население – 25 827 чел. (2021)

География – на юге Омской области

Расстояние от Омска – 145 км

В пути 1 час 25 минут

Во время царствования Петра Великого в 1716 году было положено начало строительству Сибирской линии укреплённых городков по берегам Иртыша. Для защиты торгового пути, проходившего по правому берегу Иртыша, и русских приграничных селений строятся Омская, Ямышевская и Семипалатинская крепости. Они имели между собой укреплённые форпосты, а к 1725 году линия имеет уже пять крепостей. Среди редутов наиболее известным стал Соляной поворот, который был заложен в 1720 году на месте современного села Соляное. Такое название форпост получил, потому что обозы, проходившие в этом месте, направлялись за солью – поворачивали от Иртыша вглубь степи на солёное озеро.

К середине XIX века линия укреплений своё изначальное военное назначение утратила, и бывшие крепости и редуты превратились в казачьи станицы и посёлки. Казачье войско пополнялось переселявшимися из России крестьянами, ссыльнопоселенцами, военнопленными поляками, казаками других казачьих войск – Донского, Оренбургского, позднее Кубанского. Указом 1825 года все военные поселяне Сибири были повёрстаны в казачье сословие, а в 1861 году войско сменило название с Сибирского линейного на Сибирское казачье.

Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с руководителем коллектива "Звонница", фольклористом, профессором кафедры музыкального искусства Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, заслуженным работником культуры России Ефимом Аркиным и узнала, о чём пели казаки-маньчжурцы и как удалось сохранить в Сибири забайкальский песенный репертуар.

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

– Ефим Яковлевич, в середине XIX века войско казаков, проживавших на территории Омской области, было переименовано в Сибирское казачество. Что стало входить в обязанности этого сословия?

– В начале XIX века казачеством возглавляется охрана пограничных линий от набегов "степняков" с юга. Казаки получают особое управление и постепенно обосабливаются от других групп населения. Также на казаков возлагалась работа по сопровождению и охране купеческих караванов от налётов кочевников. Велик вклад сибирских казачьих полков в среднеазиатские военные кампании, проводимые Российской империей в XIX веке: это Хивинский, Кульджанский, Маньчжурский походы, а также Русско-Японская (1904) и Первая Мировая (1914) войны. С марта 1920 года в Советской России казачество ликвидировано как отдельное военное сословие и "расказачивание" становится официальной политикой государства.

– Какова роль Омской области в истории казачества?

– Омск исторически являлся столицей Сибирского казачьего войска, а во время правления Колчака город был провозглашён новой Белой столицей России. За активную поддержку колчаковского движения правительство Советской Республики репрессировало омское казачество наиболее жестоко. На десятки лет поселился страх в казачьих семьях: спешно сжигалась военная форма, закапывались шашки, уничтожались фотографии. Казачья культура во всех её проявлениях выкорчёвывалась безжалостно. Стало не до песен, если мы сейчас вспомним этнокультурный бренд Черлакского района. Тенденция стремительного угасания песенной традиции казаков Среднего Прииртышья характерна для всех районов их расселения.

– Как жили казаки в Черлакском районе?

– Черлак – форпост Иртышской защитной линии, был основан в 1720 году. Тогда он имел гарнизон численностью 20 человек из постоянно меняющихся казачьих команд. В 1730 году в Черлакский форпост на постоянное жительство переводятся отряды тарских казаков. В 1745 году Черлак был перенесён на более удобное место, на три версты ниже по течению Иртыша, а в 1825 году получает статус станицы, и всё население приписывается к казачьему сословию. К началу XX века Черлакская станица Омского уезда Акмолинской области была крупным и богатым селением со своей церковью, школой и пристанью, где регулярно проводились ярмарки.

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

– Насколько я знаю, казаки жили песней: и в бой с ней шли, и умирали, и в любви признавались. Чем отличались песни сибирского казачества?

– Среди собранного материала в ходе наших экспедиций особый интерес представляют песни, записанные в 1996 году от казаков-маньчжурцев, бывших забайкальцев, в годы Гражданской войны ушедших с атаманом Семёновым в приграничные районы Китая. Там они старались сохранить привычный для себя станичный жизненный уклад и забайкальский песенный репертуар. Казаки регулярно устраивали военные сборы, ходили строем "по-над рекой Драгоценкой", распевая популярную в годы Первой мировой войны песню "Гренадеры-молодцы". По воспоминаниям маньчжурской казачки Нины Николаевны Морозовой, родившейся в посёлке Верхняя Урга Трёхреченского района Маньчжурской области Китая, казаки в изгнании старались сохранить наследие предков. Отец буквально силой заставлял её учить песни, боясь их забвения в будущем. "Бывало, едем с покоса, отец просит: давай, Нинка, пой! А мне неохота. Как даст по затылку, не хочешь, а запоёшь". Подпевала ей Антонина Александровна Макарова (1935), родившаяся в посёлке Верхний Кулий Трёхреченского района. В 1955 году обе переехали из Китая в село Соляное.

В репертуаре маньчжурцев, которых не коснулось "расказачивание", сохранился уникальный слой воинских песен, найти которые в Прииртышье в среде коренного казачества уже было невозможно. В Соляном же записаны песни и от местных уроженцев, казаков семьи Ждановых.

– А помните детали своего первого знакомства с солянскими казаками?

– Было солнечное июньское утро 1996 года, около 8 часов, первым рейсовым автобусом "пазиком" доезжаю до совхоза "Коммунист", обозначенного придорожной стелой. Это село Соляное, бывшая казачья станица Соляной Поворот. Прохожу пешком от Черлакского тракта в сторону Иртыша до конечного пункта. Выспрашиваю первую попавшуюся женщину, есть ли здесь потомственные казаки, помнящие старинные песни. Она называет мне какую-то казахскую фамилию. Я понимаю, что мне "морочат голову", говорю: "Не казахи, а казаки!", а она отнекивается. Нашёл я, конечно, казаков в Соляном, и понял истинную причину отказа: десятками лет сидел в людях страх. С 1920-х годов их родители и деды прятали, сжигали, казачью форму, убирали фотографии, закапывали шашки. Постепенно, общаясь, рассеивал недоверие людей. Первая запись была произведена от потомственных сибирских казаков Ждановых. Записать удалось только одну песню, романс "Ой, ты Ванька, чёрный цыган". Сначала пару куплетов спели, сидя на солнечном дворике, отец с сыном: Алексей Иванович (1914) и Михаил Алексеевич (1934) Ждановы – мужской дуэт звучал колоритно. Довелось мне сюда приехать ещё раз, через десяток лет, но в живых был только Михаил Алексеевич. В то утро "Ваньку-цыгана" мне спели полностью, но уже за столом, за завтраком, всей семьёй: подпевали Дорошенко Нина Афанасьевна (1917) и Олащенко Вера Васильевна (1932), тоже потомственные казачки.

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

Ефим Аркин в экспедиции

– О чём пели казаки?

– Содержание обрядового фольклора у казаков Сибири, в целом, соответствует тому, что бытовало в соседствующих крестьянских поселениях. Календарная обрядность представлена только в форме устных рассказов-воспоминаний, с напевами же записаны лишь несколько образцов новогодне-рождественских славлений и "посевальных" песенок. Хороводные песни не зафиксированы, но по воспоминаниям, троицкие "круги" казачьей молодёжью прежде водились. Как и везде, в сельской среде большое распространение у казаков имела песенная лирика и романс.

– Есть ли у казачьей песни какие-то характеристики, услышав которые мы сразу сможем определить её принадлежность к казачьей культуре?

– Если говорить о стилистике казачьей песни Среднего Прииртышья, то она достаточно лаконична в средствах музыкальной выразительности: при анализе записанного материала мы не видим в большинстве случаев продолжительных строф с широкими распевами и внутрислоговыми вставками, что было бы характерно для многих старожильческих групп Прииртышья. Вместе с тем мелодика большинства казачьих песен, как походно-строевых, так и лирических, выразительна, энергетически наполнена. Манера пения схожа с соседствующей крестьянской, энергична; мужской голос звучит ярко. Но эти вокальные характеристики свойственны данному конкретному певческому составу. Каковым было пение у всей переселенческой группы забайкальцев, в действительности можно судить лишь по воспоминаниям Нины Николаевны Морозовой: "Бывало, как соберутся за столом наши казаки – человек 30 мужчин – да запоют, аж стекла дрожат и волосы шавелются".

– Какова главная проблема в собирательстве казачьей культуры Сибири?

– По сути, собранный материал – последние осколки сибирской казачьей песенности, и можно только надеяться, что она продолжит дальнейшую жизнь в заинтересованной среде любительского исполнительства. К сожалению, омские самодеятельные коллективы почти не поют песен сибирских казаков, выдёргивают общеизвестные яркие образцы кубанцев, донцов.

В программах Заслуженного коллектива народного творчества Народного фольклорного ансамбля "Звонница" ГЦНТ Омской области, созданного мной в 1986 году, широко представлен сибирский казачий фольклор, мы стараемся сохранить это наследие.

Бывая в Черлаке, не забудьте заглянуть в крупное село Соляное. Недалеко от него сохранились земляные фрагменты старого форпоста и маяка Иртышской оборонительной линии. А ещё в окрестностях Соляного есть курганы с захоронениями древних людей.

Ещё одна достопримечательность знаменитого села в Черлакском районе – частный музей "Редут Соляной поворот", который создал местный краевед Павел Чибышев. Три столетия охватывает его экспозиция. Главным артефактом музея является патронная сумка одного из пятисот польских солдат, участвовавших в боевых действиях под Медынью в декабре 1812 года. Специалисты говорят, что особая ценность экспоната в том, что он узко датируется: в интервале с 1806 г. по 1812 г. В 1813 году, во время заграничного похода русских войск, этого подразделения Наполеоновской армии уже не существовало. Скорее всего, сумку привёз в качестве трофея в Соляное один из казаков, участвовавших в войне с Наполеоном.

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

 

"Бывало, как соберутся за столом наши казаки, да запоют, аж стёкла дрожат ". Этнокультурный бренд Черлакского района Омской области

Ну, а мы летим дальше. Летит наша птица-синица в Шербакульский район, чтобы овладеть кузнечным делом.

Фото предоставлены героем публикации

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.