«Работают крайне хреново и денег нет»: что не так с капремонтом в Омске?
Вместе с экспертами разбираемся, почему программа капремонта в регионе провалена и что делать собственникам, чтобы их дом отремонтировали.
Капитальный ремонт жилья – пожалуй, одна из самых «больных» и социально значимых проблем любого российского региона. В Омской области соответствующая программа начала действовать в 2013 году, однако созданный для организации работ региональный фонд капремонта за минувшие девять лет не сильно продвинулся в решении этого вопроса. Более того, несмотря на резкое увеличение взносов на капремонт, делать его фактически не на что.
В 2022 году фонд планировал отремонтировать 700 многоквартирных домов, однако, как следует из ответа на запрос РИА «Омск-информ», фактически провел работы всего на 70 объектах. Это всего 10 % от плана. В фонде заявляют, что на ремонт остальных домов требуется 3,5 млрд рублей. Средства, поступающие от собственников сейчас, идут на оплату ранее выполненных работ.
Мы попытались разобраться – только ли в деньгах все дело? Опрошенные эксперты прямо говорят, что далеко не только в них.
Фонд капремонта: скандалы, уголовные дела и рухнувшие планы
Деятельность регионального фонда капремонта Омской области на протяжении всего периода его существования сопровождалась скандалами и даже уголовными делами. Всего сменилось 6 руководителей фонда, один из которых – Марина Степанова – находится в СИЗО по обвинению в получении взятки. В сентябре ей было предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Степанову сделали виновной за обрушение пятиэтажного дома № 53 по улице XX Партсъезда. Вопреки решению суда дом так и не отремонтировали по программе капремонта, и он рухнул.
Апофеоз программы капремонта в Омске – рухнувшая пятиэтажка на XX Партсъезда
Изначально предполагалось, что все многоэтажки города, а это более 7,5 тыс. домов, будут ремонтироваться на протяжении 30 лет, что действует региональная программа. Раз в шесть лет в каждом доме должен был быть отремонтирован минимум один конструктив – крыша, фасад, внутренние коммуникации и т. д. К настоящему времени отремонтировали 3617 многоэтажек по всей области, жильцы которых платят взносы в «общий котел». На их ремонт было израсходовано 9,6 млрд рублей. Ремонт также провели в 1400 домах, где жильцы аккумулируют деньги на спецсчете. Внешне все выглядит неплохо, однако впечатление обманчиво: домов, где обещанного ремонта жители так и не дождались, тысячи, а денег на проведение дальнейших работ фактически нет. И это при 90-процентной собираемости взносов. Как так получилось?
«Нужно переходить на спецсчета»
Экс-руководитель Госжилинспекции Омской области, эксперт в сфере ЖКХ Александр Бурых уверен: вместо «общего котла», куда сегодня платят взносы собственники, нужно переходить на спецсчета – чтобы у каждого дома был свой счет, и жильцы будут сами решать, когда и как делать капремонт. По словам эксперта, сейчас на спецсчета перешли примерно 25 % всех многоэтажек региона.
– На мой взгляд, правильнее было бы формировать деньги на спецсчетах на каждом доме. И использовать госпомощь на небольшие дома, которые не могут собрать деньги самостоятельно. Сегодня около 25 % домов находятся на спецсчетах и копят деньги сами, – говорит Бурых.
Переходить на спецсчет в первую очередь выгодно домам, где несколько десятков или даже сотен квартир. Небольшим домам на 8, 16 или 20 квартир практически нереально накопить деньги на проведение капремонта. Эти дома ремонтируют за счет «общего котла», то есть работы на таких объектах фактически оплачивают жильцы домов с большим количеством квартир.
– У нас очень разный жилищный фонд. Есть маленькие дома, для которых эти денежные средства, собираемые в фонд, крайне недостаточные. Дом на 8 квартир не может собрать деньги на капремонт. А так как они в общем котле, то на них тратятся денежные средства с других домов, возникает дефицит денег, – отмечает эксперт.
«Фонд капремонта в Омске банкрот и работает крайне хреново»
Другой эксперт в сфере ЖКХ, совладелец управляющей компании Александр Лихачев уверен, что размер взноса за капремонт, резко выросший с 6,7 до 11,43 рубля, нужно было повышать не в прошлом году, а намного раньше, но делать это постепенно. С января омичей ожидает новое повышение – до 11,84 рубля за «квадрат», а в 2024 году мы будем платить уже 12,27 рубля. Это один из самых высоких показателей в Сибири.
– Все дело в том, что ранее был занижен размер взноса. Я считаю, что решение губернатора Буркова о повышении размера взноса за капремонт – оно правильное, если мы хотим, чтобы капремонт был. Сегодня размер взноса адекватный, – считает эксперт. – Прежние руководители фонда держали на счетах значительную сумму денег, чтобы на нее капали проценты. А потом пришла Степанова и сделала лифты в домах, потратив все деньги со счетов фонда.
По словам Лихачева, сегодня фонд капремонта фактически банкрот: денег там нет, а с подрядчиками расчеты осуществляются через полгода после завершения работ.
– Работают они крайне хреново, и денег нет. Но главное все-таки, что денег нет. В договорах с подрядчиками прямо прописано, что расчет за дома они получат через полгода. Нонсенс! Отсюда и проблемы, поскольку ни один человек в здравом уме не пойдет работать, зная, что зарплату он получит через полгода, – подчеркивает эксперт.
Что касается районов области, то там не могут найти подрядчиков из-за странного формирования лотов.
– По районам области фонд неправильно формирует лоты. Лоты формируют по 2-3 районам, где небольшие 2-3-этажные дома. Какая компания поедет в несколько районов делать эти небольшие дома? Это неправильно. Дома в районах должны местные подрядчики делать, – рассуждает Лихачев.
Еще одна проблема фонда, по мнению эксперта, – некомпетентность его руководителей. За неполные 9 лет у фонда сменилось 6 руководителей, и лишь немногие из них проработали больше года. Нынешний руководитель фонда Рустем Протасов приехал в Омск из Екатеринбурга, и Александр Лихачев не понимает – зачем?
фото: Kvnews.ru
Рустем Протасов является и.о. директора фонда капремонта с декабря 2020 года
– У нас набирают кадры на руководящие должности не по принципу компетенций, а по принципу принадлежности к «уральской группировке». По этому принципу сначала пригласили Марину Степанову. Что касается нынешнего руководителя фонда, то кто из Екатеринбурга поедет в Омск на зарплату руководителя фонда в 60 тысяч, если там зарплаты значительно выше? Это будет либо бездарь, либо вор. По моему мнению, нынешний руководитель фонда некомпетентен. А Марина Степанова, хоть и воровала, но дело знала, – подчеркивает Лихачев.
Как отмечает специалист, есть и другие значимые причины, по которым капремонт в Омской области «не идет». В частности, фонд плохо работает с должниками и закрылся от общественности.
– У них в этом году провал программы. И долги они не взыскивают, особенно с юридических лиц. Раньше в условиях ковида, а теперь спецоперации приставы не могут ни с кого ничего взыскать. Это дикость! Какое отношение спецоперация имеет к должникам, которых нет на передовой?! – недоумевает Лихачев.
Что касается будущего фонда капремонта, то, по мнению эксперта, банкротом его никто не признает, но ситуация с недофинансированием работ будет только усугубляться. Поэтому омичам нужно переходить на спецсчета, чтобы не быть зависимыми от фонда и его пустого «общего котла».
«Даже победитель конкурса «Лидеры России» не спасет фонд капремонта»
Исполнительный директор центра «ЖКХ Контроль Омск» Мария Заздравных уверена, что ни переход домов на спецсчета, ни смена руководства фонда капремонта не решат накопившихся проблем, связанных с этой сферой. Уж слишком много власти наворотили за эти без малого 9 лет.
скрин с видео– Программа капремонта сегодня – это снежный ком из проблем, который копится за счет дефицита средств. Изначально была задана высокая планка по количеству домов, которые должны были ежегодно ремонтироваться. И эту планку Омская область держала любой ценой. Естественно, завышалась стоимость ремонта, отсутствовала конкуренция. В результате никто не рассчитывал окупаемость капремонта, никто не предвидел резкого повышения стоимости стройматериалов. К тому же из-за пандемии, а теперь и по причине мобилизации в строительстве наблюдается острый дефицит кадров. Омский рынок не может «переварить» все эти проблемы, – говорит Мария Заздравных.
Помимо непосредственного финансирования работ по капремонту, фонд тратил и тратит немалые средства на проектирование и стройконтроль. Более того, до недавнего времени ремонтировались заброшенные и полузаброшенные двухэтажки в районах области, где никто не живет.
– Ремонтировали малоэтажные дома в районах области, где даже никто не жил! Туда шли деньги. Плюс делали дома, которые после капремонта признавались аварийными. Деньги тратили, а потом дома расселяли. Оттого что был почти в два раза повышен взнос, мы не решили проблемы. Повысили взнос, а срок окупаемости капремонта сократился лишь на два года. При этом на некоторых домах такой срок окупаемости составляет до 15 лет, – отмечает Мария Заздравных.
В совокупности все эти проблемы и дают такой негативный результат. По словам эксперта, кого был ни пригласили руководить фондом, хоть победителя конкурса «Лидеры России», проблем это не решит.
Есть ли выход из ситуации? Мария Заздравных уверена, что он существует – это кредитование фонда капремонта. По мнению эксперта, фонд можно было бы прокредитовать на размер кассового разрыва. Это позволило бы профинансировать те работы, что уже проведены, рассчитаться с подрядчиками. Однако в условиях спецоперации, дефицита бюджета вряд ли кто-то решится кредитовать еще и фонд капремонта, находящийся в предбанкротном состоянии.
Есть ли выход из замкнутого круга?
Эксперты назвали основные причины, по которым капремонт в Омской области идет с такими большими проблемами. Главное – это хроническое недофинансирование из-за ранее заниженного взноса за капремонт. Второе – это несправедливое распределение средств внутри «общего котла», когда ремонт небольших домов фактически спонсируют жители крупных многоэтажек. Из-за этого возникает дефицит средств. Еще одна причина – это некомпетентность руководства фонда, где постоянно меняются руководители. Даже теми деньгами, что есть, фонд, судя по всему, не может рационально распорядиться. Четвертое – это проблемы с подрядчиками. Из-за ковида, спецоперации наблюдается дефицит строителей, а подорожание стройматериалов делает работы на домах невыгодными для частных фирм.
Выходом из ситуации был бы вывод из программы небольших 2-3-этажных старых домов, где окупаемость капремонта составляет 10–15 лет. Их ремонт должно субсидировать государство, по-другому никак не получится. Ну а большим домам нужно переходить на спецсчета, где жители смогут сами решать, когда делать капремонт, и не зависеть от действий руководства фонда. Это будет гарантией того, что дом будет отремонтирован.
Сергей Энквист