Одним в кайф, других — бесит. Электросамокаты — хорошо или плохо?
На улицах и тротуарах Омска становится всё больше электросамокатов.
Омичи стали активно покупать двухколёсные средства передвижения, а также тестировать сервис по аренде электросамокатов, пришедший в наш город вместе с апрельской капелью. Но увеличивается и количество недовольных — особенно среди водителей и пешеходов, которые, похоже, нашли общего врага, против которого можно объединиться. Каковы основные проблемы существования электросамокатов в Омске, — в обзоре "Омск Здесь".
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
В этом году ситуация с электросамокатами в Омске, количество которых и так стабильно увеличивалось из года в год, заиграла новыми красками. В город зашёл крупный сервис по аренде электросамокатов (он же кикшеринг) Whoosh. И судя по тому, что теперь припаркованные черно-жёлтые самокаты можно встретить в самых разных частях города омичи активно "тестят" двухколёсные средства передвижения.
Прокатиться просто так на самокатах сервиса Whoosh не получится. Устройства работают только через приложение, которое нужно скачать и внести в него свои данные — номер телефона, электронную почту и дату рождения. Как только телефонный номер подтверждён, в приложении появляется карта Омска — там обозначены доступные самокаты и места для парковки.
Не рекламируя лишний раз сервис, можно сказать, что цены не заоблачные — аренда стоит 40 рублей, а в дальнейшем поездка в среднем обойдётся в 5 рублей за минуту. Есть подписка на неделю и месяц, а также дополнительно можно купить страховку — её цена составляет 35 рублей. Также придётся сразу внести и депозит на время аренды устройства, составляющий 300 или 500 рублей.
Как рассказала "Омск Здесь" начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД РФ по Омской области Наталья Бобылева, на сегодня в Омске работает 700 электросамокатов сервиса, а в ближайшее время число устройств превысит тысячу штук.
— ГИБДД никто заранее не ставил в известность о появлении такого сервиса в Омске. Но в других регионах, возьмём для примера Красноярск, где работают три сервиса и число электросамокатов превышает 3 тысячи штук, с такими компаниями заключаются трёхсторонние соглашения с участием местной власти. Там прописываются определённые условия их работы, которые могут, например, касаться снижения скорости или полного ограничения на движение по определённым участкам и улицам, — рассказала она.
А что не так-то?
Как отмечал ещё в мае прошлого года на пресс-конференции в Международном пресс-центре МКР-Медиа врио заместителя начальника Управления ГИБДД УМВД России по Омской области Руслана Душенкин, электросамокаты, сегвеи и моноколёса находятся в зоне особого внимания сотрудников госавтоинспекции.
— Проблема в том, что электросамокаты, сегвеи и им подобные устройства не попадают ни под одну из действующих категорий транспорта. Сейчас готовятся поправки в ПДД, которые, будем надеяться, обяжут владельцев соблюдать ПДД и укажут место, которое они должны занять на дороге. Да, мы видим, что число подобных средств передвижения увеличивается, но правил и инфраструктуры для него нет, — отмечал Руслан Душенкин.
Прошёл год — и к решению данной проблемы последний шаг так и не сделан. Ещё в конце 2010-х электросамокаты, сегвеи и моноколёса представители МВД и органов власти начали называть "средствами индивидуальной мобильности", но законопроект пока "висит". О его общих положениях можно догадываться лишь по комментариям экспертов, которых привлекает для консультаций федеральное министерство транспорта.
Что там может быть? Во-первых, конечно, чиновники намерены идти по пути ограничения скорости электросамокатов. Сейчас наиболее вероятным видится вариант, при котором его скорость будет ограничена 20-25 километрами в час. Добиться этого можно через приложения сервисов или если обязать производителей "зашивать" в устройство специальный датчик. Обратной стороной подобной меры станет возможное увеличение стоимости двухколёсных аппаратов.
Во-вторых, самокатчики также могут получить госномера — по аналогии с автомобилями и мотоциклами. Если это будет прописано в законе, то устройства придётся официально регистрировать и возможно проходить специальный курс вождения на них.
Логика в этом тоже есть — согласно законам, если у вас имеется электросамокат с мощностью более 250 Вт, то вы вообще не имеете права никуда выезжать без прав категории М (выдаются водителям мопедов). А вот самокаты меньшей мощности это, без шуток, по существующим правилам "пешеходы".
Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов считает, что ещё один вариант заключается в том, что самокатчиков можно регулировать как велосипедистов
— По ныне действующим ПДД самокатчик — это быстрый пешеход с правом движения по тротуарам, пешеходным переходам и без водительского удостоверения. Законодательного регулирования сейчас, увы, никакого нет. Даже если оно завтра и появится, то не думаю, что ситуация изменится кардинально. Взаимоуважение — ключевая деталь, которой очень не хватает, причём не только в дорожном движении. Мы уже давно предлагаем регулировать электросамокаты по аналогии с велосипедами, — отметил он.
В парках — нельзя
Пока же развернуться обладателям или пользователям "средств индивидуальной мобильности" кроме тротуаров негде. Велодорожек у нас немного, а теперь их ещё и "попросили" покинуть парки.
В конце прошлой недели муниципальное предприятие "Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ" запретило катания на электросамокатах сразу в четырёх локациях: парках имени 30-летия ВЛКСМ и Советском, в саду "Сибирь" и саду имени Кирова. Игнорировать варягов намерены и на "Зелёном острове". Директор Центра компетенций по вопросам городской среды Алексей Сокин заявил СМИ, что исключение будет сделано лишь для предпринимателей, которые и ранее предоставляли двухколёсные средства передвижения в парке — им предложат специальные места, где можно будет кататься.
Такие меры пресс-служба мэрии объяснила заботой о пешеходах и отсутствием инфраструктуры для двухколёсного транспорта. При этом к запрету пока не присоединилось Левобережье — в Парке Победы и Парке имени 300-летия Омска вводить такие меры не планируют.
Представитель сервиса Whoosh в ответ заявил, что компания планирует вести диалог с мэрией для решения этого вопроса. Судя по всему, сервис готов идти на компромиссы и жертвы — запретить поездки и ограничить скорость техники на определённых локациях. А поскольку на кону стоят большие деньги, нас всех ожидает продолжение этого противостояния. Ведь, например, так называемых "парковок" для электросамокатов пока вообще нет, и они стоят где только можно — от тротуаров и газонов до автомобильных парковок.
Видимо, для решения накапливающихся вопросов остаётся только дождаться скорейшего принятия законопроекта. Будем надеяться, там будет учтён и зарубежный опыт. Например, в Германии электросамокаты имеют номерные знаки и не могут ехать быстрее 20 километров в час. В Великобритании для езды необходимо водительское удостоверение, но на тротуары путь им заказан. Похожий запрет действует и во Франции — там двухколёсная техника имеет право двигаться только по проезжей части и велодорожкам.
Фото: Илья Петров