Стали известны причины многомиллионных убытков муниципальных перевозчиков в Омске
Контрольно-счетная палата Омска провела проверку работы муниципального транспорта за 2018 год. По результатам работы ревизоров заявлено множество нарушений, касающихся финансовой деятельности.
В частности, муниципальное предприятие «Пассажирсервис», занимающееся реализацией проездных билетов и аккумулирующее средства с оплаты за проезд, по сути, посредник между перевозчиками и департаментом транспорта, недополучило в 2018 году значительные суммы.
Как полагают ревизоры Контрольно-счетной палаты, электронные проездные билеты продавались дешевле их фактической стоимости. Так, проездной на 30 поездок на 60 дней вместо 660 рублей продавали за 600 рублей. А проездной на 60 поездок на 60 дней реализовывали вместо 1 320 рублей за 1 140 рублей. В итоге муниципальное предприятие, а следовательно, и бюджет города терпели убытки.
«Применение перевозчиком тарифов в меньшей мере, чем установлен предельный тариф, уменьшило выручку от реализации электронных проездных билетов в 2018 году на 9,725 миллиона рублей, тем самым снизив доходы МП «Пассажирсервис» в виде вознаграждения за агентские услуги на 126,4 тысячи рублей», – говорится в отчете Контрольно-счетной палаты.
ОАО «ПАТП-2» излишне перечислено по согласованию с директором департамента транспорта 28 марта 2018 года – 572,6 тысячи рублей, 19 апреля – 788,6 тысячи рублей. Дебиторская задолженность на 1 июня 2019 года в размере 1,312 миллиона рублей не погашена.
ПП-4 излишне перечислено по согласованию с директором департамента транспорта 1,195 миллиона рублей. Дебиторская задолженность в размере 1,195 миллиона рублей не погашена. По истечении года направлен иск в суд по взысканию долгов муниципального перевозчика.
При этом никаких действий со стороны «Пассажирсервиса» по взысканию долгов не предпринималось. В итоге у данного предприятия образовались убытки в 2,557 миллиона рублей.
«Деятельность вышеуказанных организаций по перевозке пассажиров фактически прекращена с мая 2018 года, задолженность не погашена в течение 12 месяцев и не обеспечена соответствующими гарантиями, в связи с чем имеется высокая степень непогашения дебиторской задолженности в размере 2,557 миллиона рублей (при ее списании как невозможной к взысканию)», – сообщается в документе.
По мнению ревизоров, эти финансовые операции привели к выведению части активов из хозяйственного оборота компании «Пассажирсервис».
В итоге большая часть дебиторской задолженности в размере 8,1 48 миллиона рублей составляют долги организаций пассажирского транспорта и частных перевозчиков за диспетчерское обслуживание, техосмотр машин, за аренду терминалов для оплаты проезда и продажу проездных билетов. Из этой суммы долги ПАТП-2 составили 3,7 миллиона рублей, ПП-4 – 2,946 миллиона рублей.
При этом принято решение о списании долгов компании «СТЭНЛИ» из-за исключения ее из реестра ЕГРЮЛ. Арбитражным судом Омской области вынесено решение о взыскании с ПП-4 долгов в размере 1,932 миллиона рублей в пользу МП «Пассажирсервис».
В свою очередь, мэр Омска Оксана Фадина в своем письме объяснила, что сверхнормативные поступления на счета «ПП-4» и «ПАТП-2» – расходы на топливо, из-за отсутствия которого мог бы произойти транспортный коллапс. Деньги муниципальные предприятия не вернули из-за процесса слияния с «ПП-8» в мае 2019 года. Для взыскания остальных долгов «Пассажирсервис» обратился в Арбитражный суд. Пока в бюджет удалось вернуть только 1,932 миллиона рублей.
Впрочем, такие проблемы с топливом не удивительны. Как минимум еще в конце 2018 года власти закупали топливо по ценам выше, чем на заправочных станциях.
Сейчас как минимум в контрактах от того же ПП-8 цену за литр почему-то не пишут. В лотах указываются лишь литры по каждой марки топлива с общей суммой за весь объем.