Жить, чтобы играть. Омской «Шебалинке» исполнилось 100 лет
На отчётном концерте всегда присутствуют зрители. © /
Омское музыкальное училище им. Шебалина
За век работы музыкальное училище им. Шебалина воспитало многих выдающихся музыкантов и деятелей культуры, удостоенных высоких наград и званий. С 2009 года училище возглавляет Олег Неупокоев.
Директор рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», зачем нужно учиться музыке, почему на рояле играть легко, а на баяне — трудно, и кому мешает абсолютный слух.
Сделано в Сибири
Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Олег Владимирович, вы 11 лет возглавляете Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина. Это же одно из первых омских профессиональных учебных заведений?
Олег Неупокоев: Училище было создано в январе 1920 года на базе музыкальных классов, которые существовали при филармоническом обществе. Педагоги этих классов стали преподавателями вновь созданного учебного заведения, и музыкальное образование стало доступным для более широких слоёв населения. Среди его первых выпускников выдающиеся музыканты: композитор Виссарион Шебалин, оперная певица Дебора Пантофель-Нечецкая, скрипач Юрий Янкелевич и другие. Ректором Российской академии музыки имени Гнесиных является наш выпускник 2000 года Александр Рыжинский, главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра в августе 2019 года назначен Кирилл Петренко.
Наши выпускники известны не только в России, но и во многих странах мира. Так что быть директором такого учебного заведения, несомненно, высокая честь. Это мой второй дом, где я провожу большую часть времени. Кстати, моя супруга тоже работает в «Шебалинке», поэтому дом и работа органично сосуществуют.
Любовью по собственному желанию
— Олег Владимирович, как вы пришли в музыку?
— У меня музыкальная семья: отец играл на гармонике и баяне, мама хорошо пела. В 8 лет родители привели меня в музыкальную школу, до этого год в семье обсуждали, какой инструмент выбрать: фортепиано, баян или что-то другое. Однажды я услышал танго «Кумпарсита» на аккордеоне, очень понравилось, так и был выбран этот инструмент. Мне повезло — я попал в ДШИ № 2 к уникальному педагогу Светлане Родионовой — это один из лучших преподавателей по классу аккордеона в России. Конечно, иногда хотелось с приятелями погонять мяч во дворе вместо занятий музыкой, но преподавателю, удалось направить меня в нужное русло. Когда окончил музыкальную школу, облегчённо выдохнул, но быстро понял, что без музыки жить дальше невозможно. Решил поступить в музучилище им. В. Я. Шебалина, поучиться там полгода и, если не моё, вернуться в школу. Но остался и не пожалел: какой-то внутренний голос вёл меня и не давал свернуть с выбранного пути.
В музыке как в спорте: работай — и будут результаты. Фото: Омское музыкальное училище им. Шебалина
— Аккордеон великолепно звучит, но не так-то просто научиться играть на нём…
— Любой инструмент освоить непросто. Как правило, родители, отдавая своего ребёнка учиться музыке, ожидают, что первые результаты появятся через один-два месяца. Но так не бывает. Серьёзные результаты стоит ожидать в лучшем случае через два-три года упорных занятий.
Один из великих советских музыкальных педагогов Генрих Нейгауз в своё время писал: «На рояле играть легко». Про аккордеон или баян так сказать нельзя. Этот инструмент сложен уже тем, что его нужно держать (а вес доходит до 16 кг), к тому же две разные клавиатуры, одна из которых невидима, серьёзно усложняют процесс обучения.
«САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС. НАИБОЛЕЕ ПРИБЛИЖЕНА К НЕМУ СКРИПКА, ДАЛЕЕ — РОЯЛЬ, ЗАТЕМ ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
— Ваши дети разделяют вашу любовь к музыке?
— Старший сын окончил «Шебалинку» по классу оркестровых ударных инструментов, работает в музыкальной школе Санкт-Петербурга, артист оркестра музыкального театра «Карамболь». После окончания общеобразовательной и музыкальной школ он поступил в Санкт-Петербургский горный институт на нефтегазовый факультет. Мы радовались — первый нефтяник в музыкальной семье… Через год сын забрал документы и приехал учиться в «Шебалинку».
Младший сейчас учится в музыкальной школе училища, занимается в первом классе на фортепиано. Как родитель хочу сказать: нужно огромное терпение, чтобы воспитать ребёнка-музыканта.
Мифы музыкального Олимпа
— Существует стереотип, что музыканты в основной массе получают мало, только единицам удаётся стать известными на весь мир и хорошо зарабатывать.
— Музыкальная элита зарабатывает достойно, но стать знаменитым удаётся самым талантливым и трудоспособным. Я считаю, и, кстати, это позиция многих моих коллег, что в профессиональную музыку идут те, кто без неё не представляет своего существования.
Однако музыканты могут обеспечивать себя не только в столичных городах, но и в провинции. У нас есть выпускники, которые успешно служат в ведущих столичных коллективах; к примеру, Алина Черташ, Екатерина Морозова являются солистками Большого театра. Алина была принята в труппу московского БТ в мае 2019 года и дебютировала в опере «Евгений Онегин». Солист Ганноверской оперы Павел Червинский, тоже наш выпускник, периодически в режиме онлайн делится со студентами «Шебалинки» опытом, как стать успешным в мире музыки.
Но и те выпускники, которые являются артистами Омской филармонии, музыкального театра, могут получать достойную зарплату. Сложнее тем, кто начинает работать по специальности сразу после окончания училища или консерватории, особенно на педагогическом поприще.
На столетие омского музучилища имени Шебалина приедет ректор «Гнесинки»
Подробнее
— Считается, что музыке нужно обучаться с детства, чтобы чего-то достичь. Но есть примеры, когда в музыку приходили в зрелом возрасте и становились успешными. С какого возраста всё-таки рекомендуется начать заниматься ею?
— Вокалом профессионально рекомендуется заниматься, когда сформируются голосовые связки. На скрипке и рояле желательно начинать учиться играть с трёх-четырёх лет, на аккордеоне — с шести-семи. Хотя, если есть желание заниматься музыкой, начать никогда не поздно, но я не знаю именитых академических музыкантов, пришедших в музыку в зрелом возрасте.
На эстраде, возможно, так бывает. К примеру, недавно у нас был опыт совместной игры оркестра народных инструментов училища с рок-группой, где барабанщик не имеет специального музыкального образования, но то, как он держит ритм, чувствует стиль и понимает партнёров по ансамблю, достойно уважения профессионалов.
Вопрос-ответ
Болит ли голова у музыкантов оркестра, играющих на духовых инструментах?
— Есть ли абсолютно неспособные к музыке люди?
— Совсем необучаемых нет. Но если хочется достичь каких-то вершин в музыке, должны быть музыкальный слух, память, физиологические данные. Давайте развеем ещё один миф: считается, что у музыканта должен быть абсолютный слух. Это не так.
У многих слух относительный. Более того, абсолютный слух в некоторых случаях может мешать. К примеру, если инструменты, с которыми приходится играть в ансамбле, настроены не по камертону. При абсолютном слухе это сильно раздражает.
У скрипачей должен быть абсолютный слух. Фото: Пресс-служба правительства Омской области
Одного дара мало
— Абсолютный слух не является гарантией того, что музыкант станет успешным. Что ещё нужно для профессионального роста?
— Музыканты о себе заявляют на конкурсах, концертах. Для того чтобы хорошо выступить, мало знать произведение, нужна крепкая воля и концентрация. Если концентрация потеряна, выступление проваливается.
Новость по теме
В Омской области пройдут Малые Дельфийские игры
— Помимо управления училищем вы ещё и преподаёте…
— Да, специальный класс аккордеона, и у меня в классе два одарённых студента. В минувшем декабре Данила Житникович занял первое место на Всероссийском конкурсе среди студентов музыкальных училищ, который проходил в Российской академии музыки имени Гнесиных.
— Уже 19 лет подряд вы входите в состав жюри многих музыкальных конкурсов разного уровня. Много ли звёзд открывается на таких конкурсах?
— Я не только вхожу в состав жюри по направлению народных инструментов, но и привожу на эти конкурсы для участия студентов «Шебалинки», и они достойно представляют наш регион. К примеру, Иван Кишкин на конкурсе в Екатеринбурге завоевал Гран-при. Сейчас он продолжает обучение в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, много концертирует сольно и в составе ансамбля. В 2019 году на престижном международном конкурсе «Трофей мира» в Албуфейре (Португалия) в составе ансамбля стал обладателем золотой медали. Мой выпускник Владимир Аникин преподаёт в Красноярском институте искусств имени Д. Хворостовского.
— То, что музыкант хорош как исполнитель, не значит, что он будет хорошим педагогом. Каким должен быть настоящий учитель музыки?
— Гастролирующие музыканты редко занимаются педагогической деятельностью. Как правило, это не их конёк, и наоборот, музыканты, у которых не складывается исполнительская карьера, часто становятся успешными педагогами. Учитель должен быть влюблён в своих учеников и музыку, полон энергии и заинтересован в получении результата. Важное качество — терпение, так как наша профессия не приносит сиюминутного результата.
Досье
Олег Неупокоев.
Родился в 1971 году в Омске. В 1991 году окончил Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина, а в 1996-м — Красноярский государственный институт искусств. Преподаёт
в «Шебалинке» с 1993 года, с 2009 года возглавляет это музыкальное училище.
В 2006 году стал обладателем творческой стипендии правительства Омской области результативно работающим педагогам.
Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства (2013 г.). Заслуженный деятель искусств Омской области (2018 г.).
Оставить
комментарий (0)