«Я часто плачу от красоты»: Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство
Солистка оперы рассказала, что таится за бархатным занавесом жанра.
Полина Шароварова — меццо-сопрано, солистка Московского академического Музыкального театра имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, окончила Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина, а затем и Московскую государственную консерваторию. В Омске на закате лета артистка выступила в музее имени Врубеля с сольным концертом "От Генделя до Бернстайна". На пяти языках прозвучали вокальные произведения эпох барокко, романтизма и двадцатого века. Почему опера — это интересно? Как её понять и не испугаться "высоты" жанра? Обсудили с артисткой после концерта.
— Полина, расскажите, как формируете концертные программы. Что особенного находите в сочинениях Генделя и Бернстайна, заявленных в названии концерта, с которым вы выходили на омскую сцену? К чему в них стоит прислушаться человеку, который о музыке не говорит больше, чем: "Ну да, красиво"?
— Концерт — это всегда эмоции, которыми мы обмениваемся со зрителями. В классической музыке отображена вся их палитра, поэтому каждый найдёт в ней то, что ему нужно в конкретную минуту! Расскажу о двух произведениях столь далёких друг от друга авторов, которых мы вынесли в подзаголовок концерта. Ария Адмета из оперы Генделя "Адмет" написана в форме da capo. Эта форма примечательна тем, что при повторе первой части певец может украшать мелодию, как ему захочется, насколько позволит его фантазия и технический арсенал. Ария Дины из оперы Бернстайна "Волнение на Таити" входила в мою дипломную программу в Московской консерватории. Она очень яркая, игровая и самобытная. Здесь огромный простор для актёрской работы, каждый раз можно по-новому прожить её.
— У оперы как у жанра есть задача зрителя удивить? Как считаете, опера сегодня имеет потенциал стать "искусством сегодняшнего дня" в массовом сознании? Или всё-таки должны оставаться элитарные виды искусства?
— Я думаю, опера — это жанр, который в первую очередь должен не удивлять, а восхищать! Своей красотой, масштабностью и гениальностью — для меня это важнее сиюминутного удивления. Некоторые современные оперы, которые претендуют на вызов именно этого чувства, меня наоборот не впечатляют. А вот прекрасная музыка, интересный (зачастую трагический) сюжет трогают намного больше. Я думаю, что в оперу идут именно за этим: высокими чувствами и переживаниями. Удивлений в обыденной жизни и так много. Да, мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей "заражались" оперой. Однако, мне кажется, реалии таковы, что выход этого жанра из категории "элитарное" вряд ли возможен.
— Как подаёте академический материал публике так, чтобы концерт/спектакль был понятен зрителю и обошёлся без боязни, так называемой, высоты жанра?
— Важно соблюдать баланс между популярными произведениями и малоизвестными. Думаю, нужно просто любить то, что делаешь, быть искренним — люди это оценят и заинтересуются твоей работой.
— В одном из ваших интервью прочла, что выход на сцену для вас не лишён "драйвовых ощущений". Расскажите, в чём, на ваш взгляд, нерв и тот самый "драйв" жанра? Как передаёте это публике?
— Любой артист, выходя на сцену, испытывает волнение и трепет. Прелесть живого исполнения, временны́х видов искусства в том, что всё волшебство происходит здесь и сейчас — живые эмоции, ситуации. В этом и заключается драйв — ты никогда не знаешь, что будет в следующую секунду. Я думаю, что публика как раз и идёт за этими ощущениями, которых нет при просмотре фильмов или тех же спектаклей по телевизору.
— Театр для вас был мечтой детства?
— В детстве я мечтала стать певицей и актрисой. Думаю, у меня получилось это совместить!
— Насколько в опере, в жанре, который принято воспринимать в первую очередь как вокальный, важна драматическая составляющая?
— В истории оперного искусства на этот вопрос всегда по-разному отвечали. Был период, когда важно было показать только красоту голоса. Затем композиторы стали больше внимания уделять драматургии и более органично вписывать арии в сюжет (а они часто тормозят развитие истории, так как отражают состояние героя). Многим удавалось совмещать и музыкальную красоту, и драматургическую стройность. Был и такой период, когда важнее всего была концепция, а голос лишь вплетался в общую музыкальную ткань. Думаю, что сейчас мы на том этапе, когда к оперному артисту предъявляют самые высокие требования: мы должны быть и хорошими певцами, и не менее хорошими актёрами, уметь не только справиться с техническими трудностями партии, но ещё и сделать так, чтобы зритель нам верил.
— В вашей карьере есть и выходы на сцену Большого театра: это определённая заветная вершина для каждого артиста или это в первую очередь эмоции и переполняющие чувства от выступления на площадке, которая известна даже далёким от искусства людям? Какой свой выход на сцену вы бы назвали самым волнительным?
— Из последних… Наверное, мой дипломный спектакль в Большом зале консерватории и государственная экзаменационная программа в Малом зале. Думаю, мои выступления на исторической сцене Большого — прекрасный опыт и только начало моего пути! Я бы очень хотела снова оказаться там, но уже в более крупных ролях.
— Недавно услышала миф о том, что оперным певцам нельзя есть мороженое. Это правда? Какие у вас отношения с мороженым, какой вкус бы назвали любимым и порекомендовали?
— Признаться, я к нему равнодушна. Но многие вокалисты его любят и часто едят, поэтому это всё же миф.
— Вы говорили, что с удовольствием берётесь за любые партии Россини, Беллини. Расскажите, за что их любите, в чём вечная актуальность их сочинений?
— Я очень люблю эту музыку! Несмотря на то что она бесконечно трудна для исполнения и "впевания", мне радостно, что в них голос находится на первом месте — он парит над оркестром. Здесь певец может показать весь свой диапазон, разнообразные краски тембра и технические возможности. Это просто красиво, бесконечно красиво! Мелодии, гармонии, оркестр — всё! Для меня, конечно, эталоном этого стиля является опера "Норма" В. Беллини. Я могу вечно её слушать, будто заворожённая. Это восхитительная музыка! А Дж. Россини совершенно иной. Когда я слушаю его оперы, исполняю, мне хочется танцевать! В нём столько энергии и позитива, что невозможно не улыбнуться!
— Читала и о том, что для вас очень важно звукоизвлечение: "нежный, аккуратный тон без нажима и форсирования". Расскажите почему? В чём для вас привлекательность нежности? Как считаете, зритель больше на лиричное исполнение откликнется или на арию, которая "как в последний раз"?
— В первую очередь зрителей привлекает красивый голос, он может быть эмоциональным, нежным, страстным — разным, но при этом не форсированным. К нежности и аккуратности я стремлюсь как к идеалу. Для меня это в первую очередь гигиена голоса. Я считаю, что такое пение намного более долговечно. Все артисты хотят как можно дольше оставаться на сцене, а это прямой путь к мечте. Меня восхищает, как мастера пения XX века в почтенном возрасте звучали молодо и свежо! Я тоже так хочу.
— Дарить чувства, на ваш взгляд, главная задача искусства? Какие самые яркие чувства вам подарило искусство, вспомним то, что для вас стало чувственным откровением?
— Да, я убеждена в этом. Искусство многогранно, как и чувства, которые оно вызывает. Каждый находит для себя то, что для него актуально здесь и сейчас. Одно и то же произведение может быть по-разному воспринято, и это замечательно! Помню, как расплакалась от картины Тициана на выставке в Пушкинском музее, когда слушала Пятую симфонию Шостаковича в Концертном зале омской филармонии… Вообще я часто плачу от красоты.
— Конечно, хочется спросить вас о работе в Московском академическом Музыкальном театре имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На ваш взгляд, в чём фишка, какой секретный ход скрыт в спектаклях этого театра? В поисках каких чувств и эмоциональных состояний посоветуете прийти на ваши спектакли?
— Думаю, наш театр не ищет простых решений и однозначных ответов. Это всегда необычные постановки, свежий взгляд на уже знакомую музыку и открытие новых имен. Когда я была принята стажёром, наш художественный руководитель А. Б. Титель дал мне задание посмотреть все спектакли, которые есть в репертуаре. Меня восхитило то, что каждый солист, каждый хорист — потрясающий актёр! Я часто видела в других местах, что певцы просто стоят и поют сложные места, смотря на дирижёра. А здесь совсем не так! Я поняла, как важно быть правдивым, ответственно и со всей отдачей подходить к роли, развивать её из репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю. Я очень благодарна театру К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко за эту школу.
Фото предотавлены героиней публикации