Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

«Я часто плачу от красоты»: Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

0

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

Солистка оперы рассказала, что таится за бархатным занавесом жанра.

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

Полина Шароварова — меццо-сопрано, солистка Московского академического Музыкального театра имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, окончила Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина, а затем и Московскую государственную консерваторию. В Омске на закате лета артистка выступила в музее имени Врубеля с сольным концертом "От Генделя до Бернстайна". На пяти языках прозвучали вокальные произведения эпох барокко, романтизма и двадцатого века. Почему опера — это интересно? Как её понять и не испугаться "высоты" жанра? Обсудили с артисткой после концерта.

— Полина, расскажите, как формируете концертные программы. Что особенного находите в сочинениях Генделя и Бернстайна, заявленных в названии концерта, с которым вы выходили на омскую сцену? К чему в них стоит прислушаться человеку, который о музыке не говорит больше, чем: "Ну да, красиво"?

— Концерт — это всегда эмоции, которыми мы обмениваемся со зрителями. В классической музыке отображена вся их палитра, поэтому каждый найдёт в ней то, что ему нужно в конкретную минуту! Расскажу о двух произведениях столь далёких друг от друга авторов, которых мы вынесли в подзаголовок концерта. Ария Адмета из оперы Генделя "Адмет" написана в форме da capo. Эта форма примечательна тем, что при повторе первой части певец может украшать мелодию, как ему захочется, насколько позволит его фантазия и технический арсенал. Ария Дины из оперы Бернстайна "Волнение на Таити" входила в мою дипломную программу в Московской консерватории. Она очень яркая, игровая и самобытная. Здесь огромный простор для актёрской работы, каждый раз можно по-новому прожить её.

— У оперы как у жанра есть задача зрителя удивить? Как считаете, опера сегодня имеет потенциал стать "искусством сегодняшнего дня" в массовом сознании? Или всё-таки должны оставаться элитарные виды искусства?

— Я думаю, опера — это жанр, который в первую очередь должен не удивлять, а восхищать! Своей красотой, масштабностью и гениальностью — для меня это важнее сиюминутного удивления. Некоторые современные оперы, которые претендуют на вызов именно этого чувства, меня наоборот не впечатляют. А вот прекрасная музыка, интересный (зачастую трагический) сюжет трогают намного больше. Я думаю, что в оперу идут именно за этим: высокими чувствами и переживаниями. Удивлений в обыденной жизни и так много. Да, мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей "заражались" оперой. Однако, мне кажется, реалии таковы, что выход этого жанра из категории "элитарное" вряд ли возможен.

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

— Как подаёте академический материал публике так, чтобы концерт/спектакль был понятен зрителю и обошёлся без боязни, так называемой, высоты жанра?

— Важно соблюдать баланс между популярными произведениями и малоизвестными. Думаю, нужно просто любить то, что делаешь, быть искренним — люди это оценят и заинтересуются твоей работой.

— В одном из ваших интервью прочла, что выход на сцену для вас не лишён "драйвовых ощущений". Расскажите, в чём, на ваш взгляд, нерв и тот самый "драйв" жанра? Как передаёте это публике?

— Любой артист, выходя на сцену, испытывает волнение и трепет. Прелесть живого исполнения, временны́х видов искусства в том, что всё волшебство происходит здесь и сейчас — живые эмоции, ситуации. В этом и заключается драйв — ты никогда не знаешь, что будет в следующую секунду. Я думаю, что публика как раз и идёт за этими ощущениями, которых нет при просмотре фильмов или тех же спектаклей по телевизору.

— Театр для вас был мечтой детства?

— В детстве я мечтала стать певицей и актрисой. Думаю, у меня получилось это совместить!

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

 

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

— Насколько в опере, в жанре, который принято воспринимать в первую очередь как вокальный, важна драматическая составляющая?

— В истории оперного искусства на этот вопрос всегда по-разному отвечали. Был период, когда важно было показать только красоту голоса. Затем композиторы стали больше внимания уделять драматургии и более органично вписывать арии в сюжет (а они часто тормозят развитие истории, так как отражают состояние героя). Многим удавалось совмещать и музыкальную красоту, и драматургическую стройность. Был и такой период, когда важнее всего была концепция, а голос лишь вплетался в общую музыкальную ткань. Думаю, что сейчас мы на том этапе, когда к оперному артисту предъявляют самые высокие требования: мы должны быть и хорошими певцами, и не менее хорошими актёрами, уметь не только справиться с техническими трудностями партии, но ещё и сделать так, чтобы зритель нам верил.

— В вашей карьере есть и выходы на сцену Большого театра: это определённая заветная вершина для каждого артиста или это в первую очередь эмоции и переполняющие чувства от выступления на площадке, которая известна даже далёким от искусства людям? Какой свой выход на сцену вы бы назвали самым волнительным?

— Из последних… Наверное, мой дипломный спектакль в Большом зале консерватории и государственная экзаменационная программа в Малом зале. Думаю, мои выступления на исторической сцене Большого — прекрасный опыт и только начало моего пути! Я бы очень хотела снова оказаться там, но уже в более крупных ролях.

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

 

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

— Недавно услышала миф о том, что оперным певцам нельзя есть мороженое. Это правда? Какие у вас отношения с мороженым, какой вкус бы назвали любимым и порекомендовали?

— Признаться, я к нему равнодушна. Но многие вокалисты его любят и часто едят, поэтому это всё же миф.

— Вы говорили, что с удовольствием берётесь за любые партии Россини, Беллини. Расскажите, за что их любите, в чём вечная актуальность их сочинений?

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

— Я очень люблю эту музыку! Несмотря на то что она бесконечно трудна для исполнения и "впевания", мне радостно, что в них голос находится на первом месте — он парит над оркестром. Здесь певец может показать весь свой диапазон, разнообразные краски тембра и технические возможности. Это просто красиво, бесконечно красиво! Мелодии, гармонии, оркестр — всё! Для меня, конечно, эталоном этого стиля является опера "Норма" В. Беллини. Я могу вечно её слушать, будто заворожённая. Это восхитительная музыка! А Дж. Россини совершенно иной. Когда я слушаю его оперы, исполняю, мне хочется танцевать! В нём столько энергии и позитива, что невозможно не улыбнуться!

— Читала и о том, что для вас очень важно звукоизвлечение: "нежный, аккуратный тон без нажима и форсирования". Расскажите почему? В чём для вас привлекательность нежности? Как считаете, зритель больше на лиричное исполнение откликнется или на арию, которая "как в последний раз"?

— В первую очередь зрителей привлекает красивый голос, он может быть эмоциональным, нежным, страстным — разным, но при этом не форсированным. К нежности и аккуратности я стремлюсь как к идеалу. Для меня это в первую очередь гигиена голоса. Я считаю, что такое пение намного более долговечно. Все артисты хотят как можно дольше оставаться на сцене, а это прямой путь к мечте. Меня восхищает, как мастера пения XX века в почтенном возрасте звучали молодо и свежо! Я тоже так хочу.

— Дарить чувства, на ваш взгляд, главная задача искусства? Какие самые яркие чувства вам подарило искусство, вспомним то, что для вас стало чувственным откровением?

"Я часто плачу от красоты": Полина Шароварова о грани между восхищением и удивлением в реакции на театральное искусство

— Да, я убеждена в этом. Искусство многогранно, как и чувства, которые оно вызывает. Каждый находит для себя то, что для него актуально здесь и сейчас. Одно и то же произведение может быть по-разному воспринято, и это замечательно! Помню, как расплакалась от картины Тициана на выставке в Пушкинском музее, когда слушала Пятую симфонию Шостаковича в Концертном зале омской филармонии… Вообще я часто плачу от красоты.

— Конечно, хочется спросить вас о работе в Московском академическом Музыкальном театре имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На ваш взгляд, в чём фишка, какой секретный ход скрыт в спектаклях этого театра? В поисках каких чувств и эмоциональных состояний посоветуете прийти на ваши спектакли?

— Думаю, наш театр не ищет простых решений и однозначных ответов. Это всегда необычные постановки, свежий взгляд на уже знакомую музыку и открытие новых имен. Когда я была принята стажёром, наш художественный руководитель А. Б. Титель дал мне задание посмотреть все спектакли, которые есть в репертуаре. Меня восхитило то, что каждый солист, каждый хорист — потрясающий актёр! Я часто видела в других местах, что певцы просто стоят и поют сложные места, смотря на дирижёра. А здесь совсем не так! Я поняла, как важно быть правдивым, ответственно и со всей отдачей подходить к роли, развивать её из репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю. Я очень благодарна театру К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко за эту школу.

Фото предотавлены героиней публикации

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.