Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

0

Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

«СуперОмск» узнал у омских деятелей культуры и политики об их отношении к факту прекращения деятельности единственного в мире «Театра живописи». Представитель МИД, депутат Заксобрания, актер театра драмы, писатель и заслуженный художник высказались в поддержку театра, последние месяцы работающего при музее имени Врубеля.

«СуперОмск» узнал у омских деятелей культуры и политики об их отношении к факту прекращения деятельности единственного в мире «Театра живописи». Представитель МИД, депутат Заксобрания, актер театра драмы, писатель и заслуженный художник высказались в поддержку театра, последние месяцы работающего при музее имени Врубеля.

«Театр живописи» существует в нашем городе более 15 лет. Творческий проект сочетает в себе три основных компонента: зрелище, художественное слово и музыку. Художественный руководитель, режиссер театра и автор проекта – актер омского театра драмы Николай Михалевский. Действие спектаклей происходит как в залах постоянной экспозиции музея, так и в специально созданном экспозиционно-сценическом пространстве зрительного зала «Театра живописи».

Театр стал одним из брендов Омской области, был приглашен на гастроли в Австрию, выиграл грант правительства, стал единственным в мире уникальным проектом и завоевал любовь омичей. По словам Николая Михалевского, театр поддерживал и экс-губернатор Леонид Полежаев.

На 2015 год были планы по вхождению в проект создания «Эрмитаж-Сибирь». 20 февраля Николаю Михалевскому сообщили, что театр объявлен закрытым, а сотрудникам подготовили документы о сокращении.

 

Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

Олег Белоглазов, представитель Министерства иностранных дел РФ в г. Омске

«Театр живописи» является нашим партнером. В прошлом году он выезжал на гастроли в Австрию, и гастроли прошли успешно. Спектакли были показаны в том числе в посольстве Российской Федерации в Вене. На текущий год по линии россотрудничества предполагаются гастроли «Театра живописи» в Венгрию, и это до сих пор стоит у нас в планах. Кроме того, театр участвовал в праздновании Дня дипломата, был показан спектакль на площадке в музее Врубеля о дружбе и творчестве наших великих соотечественников – Антона Чехова и Исаака Левитана.

На наш взгляд, это очень успешный театр, оригинальный. Я, по крайней мере, никогда не слышал, чтобы где-то работали театры подобного рода – такой симбиоз и драматического искусства, и рассказа о наших великих представителях искусства, тем более на площадке в музее.

Поэтому информация о том, что предполагается закрытие театра, вызывает удивление. Такой проект нужен, тем более в преддверии  трехсотлетия Омска. Интересный театр, интересная площадка, наверняка привлекли бы и гостей, и жителей нашего города. На наш взгляд, «Театр живописи» необходим.

 

Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

Георгий Кичигин, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств

Я гордился тем, что у нас существует такой театр. В нем знакомство с живописью проходило через другие – эмоциональные, литературные, музыкальные – каналы, и, мне кажется, интерес к самому музею Врубеля держался и на «Театре живописи» как на одном из столпов. Просто как-то недодали этому театру нужного внимания, а внимание – это всегда деньги. Я знаю, насколько дешево ценили труд людей, там работающих… «Театр живописи» держался из последних сил.

Я еще раз повторю: я горжусь тем, что у нас есть этот театр, что он работает на протяжении долгих лет. К сожалению, люди мало знали о нем. Настолько мало, что даже в Москве в Пушкинском музее несколько лет назад я услышал фразу, что на базе музея открывается подобный театр, вроде тоже связанный с живописью – некоторая «новая форма». Хорошая мысль, конечно, приходит в разные годы в разные головы и на большом расстоянии. Но понимаете, мы-то были первыми. И такой печальный конец, который, видимо, созрел по приезду министра культуры РФ. Там ножницы работают и секретируют все, что можно, все обрезают, как при Хрущеве вырезали все архитектурные излишества, теперь вот «купаемся» в роскоши пятиэтажек. И прошлись эти ножницы по «Театру живописи», а в нем жизнь шла, на этих минимальных метрах.

Я – профессиональный художник, но, посмотрев спектакли о Врубеле, о Дега, я не просто что-то узнал, у меня все всколыхнулось в душе. Я как будто снова понял, почему у художника так состоялось и в жизни, и в искусстве. Молодые души, увидев этот спектакль, заинтересуются. Они будут приглядываться, они будут смотреть другими глазами. А так душа обогащается, и в этом есть смысл нашего времени. Потому что у нас волны бездушия все захлестнули и утопили.

Пусть у театра нет билбордов, и он редко светится в СМИ, но он существовал, у него есть свой зритель. Я был в смятении, когда узнал о закрытии. Это позорно и общественно недальновидно. Вырубать этот оазис – просто преступление. Я вменяю его министру культуры РФ.

 

Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

Юрий Шаповалов, депутат Законодательного собрания Омской области, заместитель председателя комитета по социальной политике

Я иногда бываю в этом театре, по мере возможности. И хоть я человек далекий от искусства, мне очень нравится их подход к делу, их отношение, как это все преподносится, воспроизводится – необычно. И очень хорошо в моем понимании. Закрыть, сломать – вопросов нет, а вот создать что-то очень сложно. Мы не раз это проходили, в итоге становится только хуже. Если этот театр куда-то переводится – это один вариант, а если его просто закрывают – это плохо.

В последний раз я был на спектакле о Левитане и, к своей серости и стыду, услыхал такие вещи, которых просто не знал – и о его судьбе, и о жизни, и о живописи. Я вышел и почувствовал себя просто убогим человеком в этом плане. И я никогда бы всего этого не услышал, не будь этого театра. Мы сидели на спектакле – люди разных сословий, возрастов и профессий – и слушали, открыв рот. Я вышел и ощутил себя обогащенным. И это только Левитан, один штришок. Помню, до начала спектакля я обошел все залы, а после того, как он закончился, опять пошел смотреть.

Одно дело, когда человек просто посмотрел картины, зевнул и пошел дальше. А другое дело – когда профессионал излагает, что автор хотел выразить, как он это сделал, насколько ему это удалось, какое место он занимает в мировой коллекции. Я думаю, ломать не надо. К сожалению, на всем идет экономия, не получается у нас новый мир построить, позитивный.

 

Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

Олег Теплоухов, актер Омского академического театра драмы

Это должно было произойти. К сожалению, это традиционно для нашего общего образа мышления (очень хочется взять в кавычки два последних слова) – закрыть, чтоб не иметь лишних проблем, а по прошествии времени кусать себе локти, вспоминая, что потеряли, но при случае делать вид, что были причастны при жизни… Гораздо проще сказать «нет» и при этом объяснить, почему нет, нежели пораскинуть мозгами и попробовать понять, как сделать «да».

Проект «Театра живописи» был уникальным, и не только потому, что аналогов ему нигде не находилось. Он умудрялся сохранять камерность восприятия живописи, он раскрывал ее, обучал пониманию и при этом был театром. Он давал зрителю возможность расширить собственные горизонты в познании мира через культуру. А это, пожалуй, единственный относительно безболезненный способ познания мира.

Я уже не говорю об утраченной возможности оказаться хоть чуть-чуть «впереди планеты всей», ибо уникальность и самобытность этой затеи сама за себя говорила.

Очень горько. И очень мерзко. Горько оттого, что опять опускаются руки. Мерзко оттого, что вновь по невнятным и явно нелогичным причинам по рукам бьют. Больно и бессмысленно бьют. Каких выгод люди ищут? Опять «прославится» Омск?

Татьяна Ивановна, Николай Иванович, я с вами!

 

Закрытие омского «Театра живописи» – вынужденная мера или преступление против культуры?

Сергей Денисенко, член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей России и Союза журналистов РФ

Да что же это за страна такая?! Или город такой? Или уже мы сами стали «такими»?

Повторю хоть в тысячный раз: если областной минкульт вкупе с городским депкультом не спасут уникальный и не имеющий аналогов омский музейный «Театр живописи», это будет самое настоящее преступление против Омска и культуры.

А вообще-то надо и пора использовать другие «способы». И этот материал в «СуперОмске» может (и должен!) стать основой коллективного письма творческой интеллигенции Омска. А уж с «адресатами» все очевидно: от региональных «верхов» – до Союза театральных деятелей России и администрации президента РФ. И подпишут это письмо сотни и сотни омских писателей, художников, музыкантов, актеров, журналистов, «музейщиков», библиотекарей.

И, пользуясь возможностью, обращаюсь к основателям омского «Театра живописи».
«Уважаемые Николай Иванович Михалевский, Татьяна Ивановна Филоненко, дорогие Таня и Коля! Вы совершили творческий подвиг, создав этот уникальный театр. И поверьте моей «скорпионовской» интуиции: Ваш театр есть и ваш театр будет. А не будет когда-нибудь неумных разрушителей настоящего. Тут моя «скорпионовская» интуиция начинает давать сбой… Нет, они – разрушители – будут, но не в таком количестве и очень далеко от культуры. Когда-нибудь… Может быть… Коля, Таня, мы все равно победим!»

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.