«Варианты были сильно неравномерные»: интервью с омичкой, набравшей 200 баллов на ЕГЭ
На прошлой неделе в Омской области подвели итоги основной волны ЕГЭ 2024 года. По его итогам в регионе были зафиксированы 53 работы на 100 баллов, причём только три одиннадцатиклассника сумели дважды набрать максимум на экзаменах.
Нам удалось связаться с одним из таких уникумов. Полина Михайлова — выпускница многопрофильного центра развития одарённости (коротко — МОЦРО) № 117. Свои 200 баллов она набрала, сдав на максимум русский язык и профильную математику. Мы узнали у Полины, как она готовилась к экзаменам, и поинтересовались планами на будущее.
Фото предоставлено Полиной Михайловой
МОЦРО № 117 считается одной из сильнейших школ в регионе — в нашем весеннем рейтинге учебных заведений Омска по числу стобалльников она вошла в топ-5. Нынешний выпуск порадовал, к слову, сразу 13 работами на максимальный балл.
Такие результаты возможны благодаря сильному преподавательскому составу и активному приёму ребят из других школ. Однако Полина — случай исключительный: она пришла в эту школу ещё в 6 лет.
«Отучилась год на «подготовишке», и меня приняли в начальную школу, — вспомнинает она. — В 5 классе меня взяли в сильный класс, потому что хорошо написала тестирование по математике и русскому языку. А в 10 классе выбрала физико-математический профиль, причём меня приняли без вступительных — у меня были дипломы призёра «муниципалок» по математике и информатике.
С самого 1 класса я стремилась учиться на пятёрки, ставила целью красный аттестат в 9 и 11 классах, так что мне нужно было успевать по всем предметам. Приходилось очень много работать: учиться на уроках, вовремя делать домашние задания… Конечно, с годами я немножко остыла: последние несколько лет вытягивала просто на понимании учителей».
Тем не менее школу Полина закончила с золотой медалью. Для этого нужны пятёрки по всем учебным предметам в аттестате, плюс требуется набрать не менее 70 баллов за ЕГЭ по русскому языку и как минимум ещё одному предмету.
Фото предоставлено Полиной Михайловой
Свою подготовку с ЕГЭ Полина начала ещё в 10 классе. Она считает, что ей хватало той нагрузки, которую давали в школе, и отдельно отмечает своих учителей Ирину Александровну Чернявскую и Ирину Юрьевну Давыдову как причину личного успеха.
«Я посещала модули (дополнительные занятия — прим. ред.) по математике, на них мы прорешивали базовые задания, — рассказывает выпускница. — На уроках что-то решали, нарабатывали программу. Русский язык тоже прорабатывали: в 10 классе разбирали тестовую часть, а через год перешли уже к сочинению.
Школы мне, в принципе, хватало. Помимо неё, дополнительно я готовилась только к информатике: кампус пермского филиала Высшей школы экономики проводил проект «Открытый университет», и я там бесплатно занималась».
Русский язык хорошо давался омичке. С детства, рассказывает Полина, у неё была тяга к «врождённой грамотности», а в средней школе Полина часто брала призовые места на олимпиадах.
Математика давалась тяжелее:
«У меня до 10 класса не очень хорошо шла геометрия, так что старалась наработать именно её. И информатику, кстати, тоже, хотя там в основном много ботала через онлайн-занятия в «Открытом университете». Очень плотно там занимались, множество заданий качественно прорешали».
Именно за третий экзамен, ЕГЭ по информатике, Полина волновалась больше всего. Получилось не идеально — «всего лишь» 93 балла. Омичка признаётся: нервничала, переживала за свой результат. А вот с первыми двумя экзаменами, было легче: ещё за день-два до официального объявления Полина начала регулярно проверять портал Госуслуг.
И вот результаты, наконец, опубликовали.
«Это было рано утром, причём баллы за оба экзамена пришли одновременно — это было неожиданно, результатов по математике ждали на три дня позже, — вспоминает Полина. — Как-то сама вдруг резко проснулась в семь утра. Открываю телефон, и на меня посыпалась масса сообщений из соцсетей: «Полина, как сдала?», «Полина, какие результаты?». Тут же узнала, что моя подруга набрала 200 баллов (речь об Анне Бессараб из той же школы, которая тоже набрала максимум за русский язык и профильную математику — прим. ред.), и я такая: «Опа-а-а…».
Открываю портал с баллами, обновляю — и вижу две «сотки». Я только проснулась, у меня до мозга ничего не успело дойти. В комнату заходит папа, я ему: «Папа, у меня 200!». Он такой: «Чё?!». Потом сказала маме, и она тоже: «Чё?». Кажется, они радовались больше, чем я».
«А я была словно в прострации. У меня мысли были вроде: «Ого, 200 баллов. Ну, круто». Окончательно пришла в себя, только когда через несколько часов открыла бланки со своей проверенной работой.
И когда увидела, что по математике у меня полный балл — а там для 100 баллов можно набрать на один или даже два первичных балла меньше максимума — вот тут я подумала: «Офигеть!». Потом открыла бланки по русскому, вижу, что везде максимумы, и тоже думаю: «Вау!». И только здесь пришло осознание». Полина Михайлова, выпускница МОЦРО № 117
В то же время, на её взгляд, экзамен — это не только проверка интеллектуальных навыков, но и тест на везение.
«По русскому языку страх ничего особенно не вызывало, кроме задания № 2, где надо понять, в каком значении использованы слова в тексте, — рассуждает Полина. — Я обычно начинаю думать глубже, чем написано в задании, в голове возникают мысли вроде: «Блин, а может, тут есть дополнительные или переносные значения?». Часто ошибалась из-за этого, но в экзамене задание лёгкое попалось. Ещё было сочинение. Конечно, я переживала, что не придумаю аргумент к поднимаемой в тексте проблеме.
А по математике волновалась за олимпиадную задачу и задачу с параметром, наверное. И за геометрию переживала, потому что, хоть я и подтянула её за два года, всё равно было немножко боязно. Но здесь тоже немного повезло: попались хорошие задания в моём варианте. Параметр вышел «лайтовым» — я готовилась к намного более сложному примеру. Олимпиадная задача — тоже: пункты А и Б дались легко, с пунктом В оказалось труднее, но тоже посидела и решила.
Думаю, в обоих случаях мне повезло с вариантами. Написала бы я более сложное что-то? Не знаю, но конкретно это я сделала в совершенстве».
Фото предоставлено Полиной Михайловой
Общество относится к государственным экзаменам неоднозначно, однако Полина видит в самой идее ЕГЭ большой плюс: ребята из нестоличных городов получили значительно больше шансов пробиться в вузы Москвы или Санкт-Петербурга.
Однако есть и одно большое но.
«Варианты у всех очень неравномерные по сложности, — утверждает выпускница. — Я это окончательно поняла на экзамене по информатике. Да и на математике с русским тоже было такое заметно: вот мне достались относительно лёгкие варианты, а одной из моих подруг, например, вариант по математике достался намного сложнее того, который был у нас. И ей не удалось набрать много баллов.
И вот эта вероятность попасть на что-то сложное, скажем так, немного не обеспечивает равные условия».
«А ещё раздражает, когда говорят, что ЕГЭ сделано по школьной программе и всем, кто учился в школе, по силам его написать.
Но это не так. Я понимаю, что если бы училась не в 117-й, а в другой школе — не факт, что хорошо бы написала. Вообще не факт. Скорее всего, пришлось бы нанимать репетиторов. Взять ту же информатику — ну не учат в школе программированию на том уровне, который требуют на ЕГЭ». Полина Михайлова, выпускница МОЦРО № 117
Так или иначе за три экзамена Полина набрала невероятные 293 балла. По закону она может подать документы в пять различных вузов страны. И свой топ омичка уже сформировала.
«На первом месте — прикладная математика и информатика в МИФИ, — говорит Полина. — Кстати, я могу туда пойти без вступительных испытаний, выиграла олимпиаду весной. Если нет, можно отправиться на программную инженерию, информатику и вычислительную технику или информационную безопасность. Буду смотреть.
Ещё подала документы на те же направления в МФТИ, Высшую школу экономики и МГТУ им. Баумана. И на всякий случай выбрала омский политех: если вдруг не получится с Москвой, чтобы хотя бы дома взяли (смеётся)».
Кстати, поступление в омский вуз сделает Полину на 120 тысяч рублей богаче.
А чем будет заниматься выпускница в ожидании итогов приёмной кампании? Как ни странно, учиться и ещё много-много преподавать.
«В июле проведу два курса в научно-олимпиадной школе «Сигма»: «Методы решения лингвистических задач» и «Небазовый Python», — рассказывает омичка. — Удивительно, что у меня и точные науки, и гуманитарные? Ну, по русскому языку у меня давно были успехи: ещё в 7-м и 8-м классах была победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. И на олимпиадах часто встречались именно лингвистические задачи: мне очень нравилось решать именно их, потому что в них проверяют даже не само знание языка, а конкретно логические рассуждения, выкладки, закономерности. Хочу рассказать детям, как именно их решать.
Фото: научно-олимпиадная школа «Сигма»
А второй курс… На той же «Сигме», когда я была ребёнком, обычно преподавали основы программирования на языке Python: типы данных, переменные, операции с ними. Затем переходили к работе со строками, циклы, массивы — и на этом всё. То есть это базовый уровень, а я его уже столько раз проходила! Знаю, что некоторые ребята сталкиваются с той же проблемой. Уровень работы с Python у меня очень достойный: два года училась в «Яндекс.Лицее», там преподавали именно этот язык. У меня уже есть теория и задачи, осталось только правильно их скомпоновать и выдать на занятиях.
Ещё я этим летом хочу потренировать программирование. В МИФИ мне нравится учебный курс «Экстремальное программирование», но чтобы поступить туда, надо пройти входное тестирование. Поэтому буду летом активно решать алгоритмические задачи.
Кем вижу себя после вуза? Учитывая мои планы, хочу работать кем-то в сфере IT. Рассматривала несколько направлений, но сейчас мне больше всего нравится профессия тестировщика. Возможно, в будущем всё поменяется и я захочу стать фронтенд- или бэкенд-разработчиком — кто знает. Может, я передумаю и решу пойти на филолога, условно говоря.
Бывают у меня и такие заносы».