Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

0

Режиссер Цхвирава всегда придерживается в театре основного направления — первым показать не просто грехи, а самые современные в наших краях извращения: пьянство, наркотики, гомосексуализм, человеческие жертвоприношения… В спектакле «Плоды просвещения» он нашел новую помойку — общение с бесами и колдунами.

Спектакль «Плоды просвещения» по пьесе Льва Толстого в постановке главного режиссера Георгия Цхвиравы. Сценография и костюмы Булата Ибрагимова, художник по свету Руслан Майоров.

Начало. На сцену врывается бригада санитаров-дезинсекторов из пяти человек. Они экипированы по последнему слову современной медицинской науки и техники: в глухих комбинезонах, перчатках, респираторах, остаются лишь одни глаза, и поливают всех и вся из пульверизаторов.

Есть в пьесе некоторый повод к дезинфекции, но обычный. В помещичий дом приходят три мужика (заслуженный артист РФ Николай Михалевский, Виталий Семенов, Виктор Черноскутов), посланные крестьянской общиной для покупки земли у помещика Леонида Федоровича Звездинцева (заслуженный артист РФ Александр Гончарук). Увидев их, хозяйка дома Анна Павловна Звездинцева (заслуженная артистка РФ Екатерина Потапова) подняла панику:

«Нельзя пускать в дом людей, которые ночевали Бог знает где. В одеждах, я думаю, всякая складка полна микроб: микробы скарлатины, микробы оспы, микробы дифтерита».

Беспокойство барыни оправдано, т. к. в Калуге, откуда пришли мужики, свирепствуют болезни. Доктор (артист Руслан Шапорин), успокаивая ее, предлагает сделать дезинфекцию. Барыня считает нужным произвести полную дезинфекцию, но доктор поясняет, что это обойдется в круглую сумму — 300 рублей, и тогда она делает обработку сама.

Попутно замечу, что в Омске обработка квартиры от американских тараканов и прусаков санэпидемстанцией обойдется вам минимум 1500 рублей.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

На фото барыня (Екатерина Потапова) и доктор (Руслан Шапорин).

Дело, однако, не в этих деталях. На мой взгляд, если даже посчитать боязнь микробов барыни фобией (агорафобия), то в этом ничего страшного нет, нередко случается, проходит, достаточно вспомнить ковидофобию. Бывают множество всяких фобий, кто-то, например, боится замкнутых пространств и потому не пользуется лифтом, кто-то исповедует привычную русофобию…

Но в спектакле зритель наблюдает невиданную ранее в психологии фобию, которую я предложил бы назвать зурабофобией.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

На фото мужики и лакей Григорий (Игорь Костин) обрабатывает мужиков.

Обосновываю это тем, что барыня появляется среди действующих лиц лишь в 4-м явлении, а дезинсекторы врываются на сцену на первых секундах действия, и мужики еще за кулисами. Потому зрители вынуждены недоумевать — откуда и зачем эти инопланетные существа, из какой иной реальности?

Боюсь, что на этот вопрос смогут ответить лишь специалисты не санэпидемстации, а психбольницы.

Более того, странно и дико то, что без всяких видимых причин команда санитаров в течение всего спектакля пробегает еще раз пятнадцать, отвлекая от остальных действующих лиц и лично меня глубоко раздражая. Уже и мужиков выставили из барского дома, а они всё бегают. Входящие гости дополнительно дезинфицируют раствором руки, а сам доктор является в медицинских бахилах, словом тут фобия дополняется еще и манией, исходящей всё из той же головы режиссера.

Сознаюсь, я много писал ранее о Георгии Цхвираве, анализировал разноречивые и ускользающие его взгляды и придумки, но пред таким хитроумием сдаюсь, бессилен, хотя вынужден посвятить дезинсекторам уже целую страницу — того стоило.

Между тем, я зря вынужден был терять время вместе с Цхвиравой, потому что в пьесе моего тезки Льва Толстого есть более важные события и важнейшее среди них — спиритический сеанс.

Спиритизм — религиозно-философская доктрина, придуманная во Франции в середине XIX в. и к концу века ставшая повальным увлечением интеллигенции в столичных городах России. Суть ее в том, что ныне живущие способны якобы вызывать духов умерших и разговаривать с ними. Православная Церковь резко осудила спиритизм, разъясняя, что в спиритических сеансах люди обращаются к душам умерших, а на самом деле общаются с бесами. В результате таких занятий случаются самоубийства, остается искалеченной психика.

Некоторые ученые тоже принципиально осуждали попытки общаться с потусторонним миром. Наиболее активным из них был выдающийся ученый Дмитрий Иванович Менделеев. В 1875 г. он собрал в Санкт-Петербурге в своем кабинете на Университетской набережной «Комиссию для изучений явлений спиритизма». Изучив за год 19 сеансов спиритизма, «Комиссия» пришла к заключению:

«Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие».

Между прочим, лет пятьдесят назад, когда я учился в ЛГУ, я побывал в упомянутом кабинете, в котором был тогда музей Менделеева, и у меня осталось о нем сумрачное впечатление.

Менделеев посчитал, что этой непонятной на самом деле фразой он «разгромил» спиритизм, однако он существует до сих пор. В «Комиссии» было человек 13-15, но уже на следующий день после публикации результатов «Комиссии» появился «Протест петербургского общества против заключения комиссии по изследованию медiумизма». Протест подписали 130 ученых и других известных людей.

На мой взгляд, ограничиться названием спиритизма суеверием мало о чем говорит. В народе существует множество суеверий досконально проверенных: черный кот, баба с пустыми ведрами, посидим на дорожку… Такие суеверия понятны, как чистейшая нелепость, но люди их на всякий случай стараются соблюдать. В спиритических же опытах, говорят, всё реально гремит, стучит, происходят всякие странности. О своем участии по молодости в таких опытах, в частности, пишет известный архимандрит Тихон (Шевкунов), о чем он упомянул в своей книге «Несвятые святые». Нет, явление спиритизма существует и никто его в России, кроме Менделеева не изучал. Скорее всего, это правильно, ну его.

Лев Толстой написал свою пьесу «Плоды просвещения» в 1886 г. К этому времени он уж, конечно, знал позицию Менделеева (1876). Под его ли влиянием или сам по себе он дал аналогичную оценку спиритизма, высмеяв его. А как отражена эта тема в спектакле? Никогда не додумаетесь.

Главный персонаж помещик Звездинский в течение всего действия внешне копирует Льва Толстого: борода, парик, домотканая белая рубаха до пят, его характерная шапочка, очки. Ему добавлен лишь шаманский бубен, в который Звездинцев время от времени ударяет при очередном выходе на сцену, завершая образ колдуна Толстого. Кто-то скажет: ну, и что? — Тебе показалось.

Не показалось. Исполнитель роли Звездинского Александр Гончарук сам намекает на то в интервью, которое он дал вместе с Олегом Теплоуховым на омском телевидении.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

На фото помещик Звездинцев, он же Лев Толстой (Александр Гончарук).

Представление Звездинского в образе Льва Толстого не смешно, а очень серьезно, т. к. меняет философию и смысл пьесы. Вещь очевидная: Звездинский убежденный сторонник спиритизма, Лев Толстой — противник. Следствие этой антитезы (противопоставления) бросает тень на взгляды великого писателя, показывая его сторонником спиритизма.

Неважно, кто это придумал, Гончарук или режиссер, Цхвирава автор спектакля и он отвечает за всё.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

На фото слева профессор Кругосветлов, он же Эйнштейн (Олег Теплоухов), рядом помещик Звездинцев, он же Лев Толстой (Александр Гончарук) и его жена Анна Павловна Звездинцева (Екатерина Потапова)

Персонажа Кругосветлова (Олег Теплоухов) режиссер узнаваемо представил лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном, что также бросает на него тень мага и фокусника. Однако защищать его нам нет необходимости, т. к. он ученый швейцарский, немецкий, американский.

Режиссер Цхвирава всегда придерживается в театре основного направления — первым показать не просто грехи, а самые современные в наших краях извращения: пьянство, наркотики, гомосексуализм, человеческие жертвоприношения… В спектакле «Плоды просвещения» он нашел новую помойку — общение с бесами и колдунами.

В спектакле нет отрицания явления спиритизма, он его лишь заявляет, пробуждает интерес к нему, в общественное сознание вбрасывает еще одну духовную проказу и плохо тем самым делает.

В упомянутом интервью интересно показал себя и артист Олег Теплоухов. Он на собственном опыте рассказал, что колдовские дела существуют и что они опасны. Обучаясь театральному искусству в Екатеринбурге и живя в общежитии, Олег Теплоухов участвовал в сеансах спиритизма. Яркое впечатление у него осталось даже спустя десятилетия:

«Вызывали Бориса Пастернака, пришел, было страшно!»

Оба заслуженные артисты РФ, Олег Теплоухов и Александр Гончарук, интересные ищущие люди и потому мне хочется послать Олегу свое мнение. Не надо было вызывать Пастернака (1890-1960), он столько настрадался на земле, что возвращение сюда вновь будет для него пыткой. Родился в еврейской семье и обрезан несколько позднее восьми дней «по слабости», о чём сделана запись в метрической книги Московской синагоги. Умер христианином, исповедуясь перед смертью православной Екатерине Крашенинниковой, которая передала исповедь на молитвы священнику Николаю Голубцову.

В 13 лет Пастернак упал с лошади, поломал ногу и остался с легкой хромотой на всю жизнь. Любил музыку, изучал ее и даже сочинял что-то нотное, но бросил, т. к. не было слуха. В 1912 г. окончил МГУ, но за дипломом не пришел.

Первый брак с Евгенией Лурье прервал и женился на жене пианиста Нейгауза. С восхищением послал книгу своих стихов Сталину, но позднее исключен из Союза писателей СССР. Получил Нобелевскую премию, но отобрали; из переделкинского дома, где он жил долгие годы, после его смерти родственников выставили, выбрасывая их вещи через окно. Рояль Нейгауза в окно не пролазил, отпиливали лишнее.

Нет, не надо было вызывать Пастернака, вызвали бы, например, великого учителя пролетариата Карла Маркса, у того было, чему поучиться.

Сценография спектакля тем временем жалкая, просто нищенская, а ведь академический театр в Омске самый субсидируемый. Где деньги, ФСИН? На сцене раздевалка, собранная из каких-то ранее использованных материалов, напоминая проходную студенческого общежития конца 90-х годов, когда учился любознательный Олег Теплоухов. В своей же пьесе Толстой просит учесть:

«Театр представляет переднюю богатого дома в Москве».

Богатство на этот раз оказалось в другом месте. Ау!

Нищета во всем. Артельщик от Бурдье (Степан Дворянкин) приносит платье для Бетси (Ольга Беликова) в коробе на спине, с которым ныне мелькают на велосипедах доставщики пиццы сервиса «Самокат». Доктор приходит в полном облачении современного врача кареты скорой и даже с надписью на спине: «Скорая помощь». Дешево и звонко.

Мужики при этом архаично одеты в армяки и тулупы, что никак не вяжется с современным блестящим пластмассовым ящиком врача и прочими атрибутами.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

На фото в центре Василий Леонидыч Звездинцев (Егор Уланов).

Нет единого стиля в оформления сцены, создается впечатление, что в спешке к премьере неряшливо собрано всё, что попалось под руку. Если же так планировалось заранее, то еще хуже, будучи очевидным свидетельством дурного вкуса Георгия Цхвиравы, а также сценариста и художника по костюмам Булата Ибрагимова, что удручает сильнее.

Еще одно диво: сын помещика Василий Леонидыч (Егор Уланов) представлен в виде советского рокера (кожаная куртка, какую нашли, высокие ботинки). Выглядел он в таком наряде каким-то павлином среди воробьев.

Сцена плоская, не используется ее пространство по вертикали, хотя сам Толстой подсказывает: « три двери, лестница наверх, во внутренние покои». Да и основная сцена используется плохо. Действие наполовину происходит на узкой полосе авансцены, отгороженной на всю ширину тканевой занавеской.

Скажу по секрету, у меня было всегда невысокое впечатление о творческих способностях Георгия Цхвиравы, но на этот раз оно вовсе огорчающее. Он не справился не только со сценографией, но и с артистами. Не поработав с пьесой, он собрал на сцену три десятка артистов, не зная временами, что с ними делать. Во втором отделении он позорно выводит шеренгу несчастных действующих лиц, у которых всего лишь несколько слов или вовсе их нет.

Длинная шеренга в составе баронессы, княгини (Любовь Трандина), княжны (Дарья Березовская), графини (Элеонора Кремель), толстой барыни (заслуженная артистка РФ Татьяна Филоненко) и кого-то еще, теснясь, вышла на сцену, постояла минут десять и ушла опять же шеренгой в обратном направлении. Шеренгой пришли — шеренгой ушли.

Прямо таки вчерашний пионерский лагерь:

«Кто задору, солнцу рад?
Хомячата, стройтесь в ряд!
На зарядку выходите!
На зарядку всех будите!»

Отличить при этом графинь, княгинь, княжен, баронесс нет никакой возможности. Особенно не повезло Анне Павловне, к которой Цхвирава применил свой прием из спектакля «Любовь и голуби», в котором он обезобразил артистов, напихав им подушки под одежду.

На этот раз таким же образом он испортил стройную фигуру Екатерины Потаповой, ставшей в три раза шире.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

Сцена из спектакля. В центре в черном и котелке Гросман (Александр Соловьев).

Что-то можно простить Цхвираве, но не клевету на камердинера Федора Ивановича (народный артист РФ Михаил Окунев), про которого у Толстого написано: «Человек умный и добрый». В спектакле же все суют ему взятки, и даже бедная горничная Таня (Мария Токарева), трижды обращаясь по пустякам с просьбами (например, позвать барина) к Федору Ивановичу, всякий раз изыскивает возможность вручить ему зелененькую ассигнацию. Деньги он, не моргнув глазом, принимает.

Это уже не просто дурдом, а русофобия. Замечу, в то время можно было за пять копеек удовлетворить алкогольную потребность, что и демонстрирует тут же старый повар (народный артист России Валерий Алексеев).

Оклеветан не только Федор Иванович, оскорблено и славное сословие горничных в лице служанки Тани, зачем-то постоянно дающей взятки другому слуге — камердинеру. Оклеветан и весь дворянский дом, прообразом которого был собственный дом Толстого. Не знал Толстой, что в его доме все слуги только и делают, что обмениваются взятками.

Уместно сказать, что у Толстого отрицательно показаны больше люди высшего социального слоя, в частности, сын помещика Звездинского Василий Леонидыч (Его Уланов). Слуги же у него большей частью нравственней своих господ, им-то и подражал барин в конце своей жизни, ходил босиком, косил траву литовкой, сам себе шил сапоги тому подобное.

Режиссер вновь бьет по больному месту Толстого, унижая в первую очередь слуг, которых он уважал.

Слуги между тем на высоте положения, если не считать повешенных на них режиссером обвинений в коррупции. Прелестна горничная Таня в исполнении Марии Токаревой. Она оказалась хитрее господ, сумев во время фейкового сеанса спиритизма добиться подписи Звездинцева в договоре купле-продаже. Крестьяне ушли удовлетворенные, а вместе с ними ушла и сама горничная с женихом буфетным Семеном (Иван Курамов).

Мария Токарева уже ряд лет незаменима в амплуа обаятельных, наивных, простодушных, лукавых, озорных, шаловливых молодых девушек.

Лев Степаненко: «Заказывайте бригаду дезинсекторов в Омской драме, недорого, спросить Зурабовича»

Сцена из спектакля. В центре камердинер Федор Иванович (Михаил Окунев) и горничная Таня (Мария Токарева).

Все эти комплименты можно отнести и к актрисе Наталии Запивохиной в роли кухарки, но она смотрится солидней, доверительней, содержательней. Вероятно, роль кухарки накладывает на нее свой отпечаток, подтверждается истина, что путь к мужчине лежит через его желудок. Она отлично станцевала вместе с Бетси (Ольга Беликова) и учительницей музыки Марьей Константиновной (Мария Макушева) и неожиданно «села на шпагат».

Сложно подводить итоги сказанному здесь. Лев Толстой настолько критически относился к Христианству, что был отлучен от Церкви, похоронен без креста, его могила в Ясной Поляне представляет лишь холмик земли в парке без оградки.

Но это не значит, что из его пьесы можно делать балаган, а самого превращать в шамана.

Георгий Цхвирава перешел всякую меру, переступил грань дозволенного, замахнулся на великана.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.