Микросервисная архитектура, 10 регионов и душа Сибири. Разработчик рассказал о событийном календаре СФО
Рассказываем, как омичи сделали приложение, которым будут пользоваться миллионы, и почему сибирский событийный календарь имеет все шансы стать федеральным проектом.
Специалисты управление по развитию туризма министерства культуры Омской области презентовали событийный календарь. В одном приложении представлены мероприятия городов Сибирского федерального округа. Наполнением календаря занимаются представители Омской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Красноярского и Алтайского краёв, Республик Тыва, Алтай и Хакасия.
Ну а мы в рамках рубрики "Войти в IT" пообщались с теми, кто отвечает за техническую часть приложения и сайта событийного календаря. Над проектом работала омская команда разработчиков Addamant. О том, сколько времени ушло на реализацию идеи, с какими трудностями столкнулись программисты, что стоит за красивыми картинками и каким может быть будущее у календаря, нам рассказал основатель и совладелец IT-компании Илья Лебёдкин.
— Илья, с чего возникла идея создать календарь событий Сибирского федерального округа?
— Это плод сотрудничества нашей компании и межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Интерес к такому формату подогрела ситуация с коронавирусом, текущие события в стране и мире, различные ограничения. В целом вся идея крутилась вокруг того, что необходимо развивать внутренний туризм. Поэтому понадобился инструмент, с помощью которого можно рассказать о событиях в СФО и вывести их в массы.
— Сколько времени ушло от задумки до реализации проекта?
— В целом, на разработку первой версии web-сайта нам понадобился год и ещё год на мобильное приложение. Выходит, что на полную проработку Единого событийного календаря ушло два года работы — начиная с технического задания, дизайна и заканчивая уже запуском проекта.
— С чего начиналась работа?
— С обсуждения целей, задач, с понимания конечного пользователя. Выслушали и приняли в работу пожелания представителей регионов. Дальше провели анализ смежных аналогичных ресурсов, разработали макеты и только потом приступили к реализации со стороны кода.
— Илья, какие цели и задачи стояли перед командой?
— Глобальная цель была одна: представить Сибирский регион людям, потенциальным туристам как внутренним, так и внешним. Показать, что мы тут не только место бывшей ссылки, а округ, полный жизни: событий, достижений. Рассказать, что в Сибири проводится много мероприятий, выставок, событий, на которые стоит обратить внимание. А смежные цели — это уже развитие въездного туризма и так далее.
— Каким вы видите конечного пользователя этого продукта?
— На самом деле есть два типа пользователей этой системы. Первый — это турист, который обычно стремился посетить Москву, а теперь может захотеть посетить СФО. Второй — это местный житель. Человек может десятилетиями жить, например, в Омске и не знать, что в соседнем регионе есть много вариантов событийного досуга. Мы хотели показать, что жизнь крутится не только в европейской части России и в Сибири жить и бывать интересно.
— Кроме разработчиков и тестировщиков, кто ещё работал над проектом?
— Здесь была полноценная команда, начиная с бизнес-аналитика, системного аналитика. Эти специалисты выявляли требования, формировали техническое задание. Это дизайнеры вместе с арт-директором. Они провели различные исследования, создали варианты макетов и тому подобное. Непосредственно сама команда разработки во главе с тимлидами и, конечно, отдел тестирования. В пике, в самый горячий этап разработки проекта, команда доходила до 12 человек, которые непосредственно участвовали в написании кода. На других этапах меньше сотрудников было задействовано в зависимости от стоящих задач. Понятно, что сейчас стадия запуска, обкатки и работает небольшая команда для сопровождения проекта.
— С какими трудностями столкнулись при создании приложения, сайта?
— Каждый проект — это уникальная сущность. Мы создаём продукт, которым будут пользоваться люди. Здесь больше возникали такие нюансы, как решить: будет тот или этот кейс удобен людям, или хотим ли мы отойти от ТЗ и изменить этот функционал. Проект был реализован по микросервисной архитектуре. Это значит, что он состоит из многих маленьких самодостаточных блоков. Этот подход позволяет приложениям выдерживать большую нагрузку. Небольшим вызовом был конструктор мероприятий. Мы понимали, что мероприятия на платформе будут разношёрстные, каждое со своим наполнением. И создать в приложении это событие должен смочь сотрудник партнёров, т. е. человек, не посвящённый в технологию. Причём у него должна быть возможность сделать определённый набор блоков, выделить преимущества мероприятия, участников. Именно этот конструктор давался достаточно тяжело в том плане, что нужно было представить, как этим будет пользоваться обычный сотрудник, проработать. Надо было продумать варианты того, кто будет заполнять: будет ли это девушка, которой руководитель поручил это сделать, или это будет айтишник, профессиональный контент-менеджер. Плюсом мы всегда должны получить красиво заполненную страницу. Всё это регулируется именно этим конструктором.
— Кто сейчас занимается наполнением?
— На текущий момент наполнение на стороне регионов. Мы — та команда, которая разрабатывала проект, но наполнение, продвижение — это задача партнёров, регионов. Мы верим и надеемся, что продвижение будет успешным и качественным.
— Почему ваша команда взялась за этот проект?
— Это проект, который объединил 10 регионов. Он будет продвигаться. Важно понимать и команде, и компании, что со стороны внутреннего HR-бренда, что со стороны продвижения на рынке — делать проект, который будет заброшен и забыт, — это проходные задачи. А делать проект для тех людей, с которыми ты завтра можешь поздороваться, сходить куда-нибудь, делать проект для тех регионов, которые находятся рядом с тобой, и понимать, что это что-то большее, — вот это на самом деле важно. Понятно, что у нас много проектов. Есть проекты, которые программист сделал и забыл. А есть, про которые он говорит: я работал, например с "Лукойлом", я работал с регионами, я делал такой кейс и вот такой. Проект, подобный событийному календарю, хорошо сказывается на нас экспертно, репутационно.
— Что стоит за всеми этими красивыми картинками календаря?
— Я думал об этом. Есть ответ, который не касается технологий. Всё же за событийным календарём стоит душа Сибири, наших регионов. Он показывает то, чем мы все занимаемся, какие у нас достижения, чем гордимся. Ну, а с технической стороны — это куча-куча кода.
— Вы как-то отслеживаете количество пользователей?
— В реальности мы не делаем это ежедневно, но у нас есть все инструменты для того чтобы видеть текущую посещаемость, нагрузку. С технической точки зрения мы отслеживаем, чтобы проект работал и видим нагрузку, которую дают на инфраструктуру пользователи. А со стороны маркетинга, продвижения – нет, это не наша задача. Этим занимаются регионы. У них для этого есть все инструменты.
— Если будут какие-то недочёты в работе приложения, вы в оперативном порядке можете их устранить, скорректировать?
— Конечно. Понимаете, запуск любого приложения не может проходить бесшовно. В сложном техническом продукте невозможно предусмотреть все кейсы, даже при желании всё оттестировать и проверить. Всегда найдётся человек с уникальным устройством, с уникальным подходом, не найденным и не заложенным ранее. И это нормально. Это всегда правится и корректируется. У нас проект на гарантийном сопровождении, будем исправлять все найденные баги. Если выявим какие-то вещи, неудобные пользователю, то модернизируем их в короткие сроки.
— Про неудобства. Мы в редакции хотели скачать приложение, но выяснилось, что в Google Play и App Store у него разные названия. Как так вышло? Ведь это неудобно.
— Это техническая накладка. Здесь была банальная ситуация: в пределах движения проекта оба названия полностью ему отвечали и они являются используемыми. Так как приложение в разных средах публикуется разными командами, которые использовали разные варианты, произошла техническая накладка. На данный момент название отправлено на модерацию, и оно будет одинаковым на обеих платформах — Единый событийный календарь.
— Ещё один вопрос, но уже от нашего читателя: почему в данный момент не активна кнопка "Записаться"?
— Такая кнопка была на рекламном лендинге, но она не активна, потому что мероприятие прошло. Если мы говорим про предстоящее событие, то кнопка будет неактивна, если оно бесплатное. На текущий момент локально я сказать не могу, даже не помню такой кнопки, помню только "Бронировать". В любом случае мы это всё проверим. Сейчас идут различные интеграционные процессы: всё запустили и люди начали пользоваться. Идёт опытная эксплуатация, в пределах которой могут выделяться некоторые нюансы. Сейчас надо решить инфраструктурные вопросы: посещаемость календаря будет расти и текущая инфраструктура не позволит его нормально масштабировать. Как раз период запуска предназначен, чтобы выявить какие-то моменты, которые могут помешать корректной работе приложения.
— Когда поступит предложение от других регионов создать что-то подобное, вы возьмётесь за работу?
— Да, но сначала я бы порекомендовал им поговорить с нашими партнёрами о заимствовании наработок. Тогда проект сможет шагать гораздо быстрее. И эту историю всё же лучше унифицировать, нежели создавать 20 проектов с аналогичным функционалом. Было бы круто стать общероссийским проектом, аккумулирующим всю информацию, а не группой небольших проектов. Ну и в зависимости от их договоренностей мы готовы будем зайти в эти работы.
— Есть перспективы, что это станет федеральным проектом?
— На мой взгляд, при правильном подходе к развитию приложения и к анализу потребностей конечных потребителей, его модернизации, думаю, этот проект может стать очень востребованным.
Подробнее о самом календарь и его работе можете прочитать в нашем недавнем материале. Ну а чтобы больше узнать про то, чем живёт мир информационных технологий, загляните в нашу рубрику "Войти в IT".
Изображения созданы с помощью нейросети " Шедеврум"