“Никто его не жалел”, или Здоровая инклюзивность на большой сцене

0

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

Первая самостоятельная режиссёрская работа Александры Каспаровой совершила революцию на большой сцене Новосибирска.

В разгар тенденции на интровертность, когда вокруг постоянно слышны ложные и стереотипные: "Я весь в себе" и "Я не люблю людей", Театральная компания Глеба Матвейчука представляет спектакль о том, кто гоним "утиным народом" и мечтает хоть на мгновение перестать чувствовать себя одиноким. На сцене Новосибирского молодёжного театра "Глобус" директор Театральной компании Глеба Матвейчука Александра Каспарова, которая ранее выступала в роли второго режиссёра, представила свою первую самостоятельную работу – "Гадкий утёнок" (6+).

Изначально у театра был запрос на детскую сказку с громким названием, но режиссёр усложнила себе задачу: она отказалась от весёлых "трёх прихлопов и двух притопов" и придала работе значимую социальную миссию. Поставила на академической сцене первый инклюзивный спектакль, где главную роль исполняет "солнечный" артист.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

– Это просто гипертрофирует проблематику произведения. Потому что вне контекста особенностей здоровья каждый из нас в какой-то момент жизни мог себя чувствовать изгоем, быть вне общества. Здесь всем понятно, о каком чувстве идёт речь, что это за ощущение – "быть не таким", – рассказала режиссёр-постановщик Александра Каспарова.

С детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, она работает уже более двух лет в фонде "Аревик" и не считает это взаимодействие сложным. Однако многие артисты новосибирской театральной труппы впервые очутились в диалоге с непохожим на них человеком.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

– Мало того, что у меня не было опыта участия в инклюзивных проектах, у меня даже не было опыта общения с людьми с особенностями развития. Это интересный опыт, это тёплый опыт, – поделилась актриса Мария Соболева.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

– Ты не можешь прийти в общество и сходу сказать: "Эгей, любите меня все". Нет, такого не получается вообще нигде и никогда. Каждый из нас оказывается в ситуации, где ты находишься в неравных условиях с кем-то, а таким детям, сейчас скажу плохое слово, – "не повезло" быть в такой ситуации всегда, – отмечает актёр Андрей Калашник.

Казалось бы, что может быть проще, чем не обращать внимания на особенности здоровья каждого из нас и не сомневаться в том, что этот фактор никак не скажется на наших возможностях и правах? Но в реальности здоровая инклюзивность всё ещё цель, к которой общество только стремится.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

– Самая первая неадекватная реакция – это реакция врача-неонатолога в роддоме, когда он только принимает ребёнка. Тогда жизнь сразу разламывается на две половины: вот ты в предвкушении счастливого родительства – раз, и на тебя холодной водой: "А зачем вы рожали? Не в курсе, что он такой родился?", – вспоминает Ирина Шерстобитова, мама особенного ребёнка.

"Утка такой быть не должна. Утка должна быть уткой"

Кто-то скажет, что эти дети необучаемы, но наука доказала: они способны на большее, чем от них принято ожидать. И никаких преград к развитию не существует. В будущем они могут работать и даже справляться с задачами профессиональных актёров. Именно так сложилась судьба Павла Есипова.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

– Мне 26 лет, у меня в театре есть главная роль. Я репетировал два месяца, это было летом. Речь разрабатывал, потом текст разрабатывал. Мне дали гримёрку, я подружился с актёрами, – говорит Павел, исполнитель роли Гадкого утёнка.

Конечно, в эмоциональном плане работа потребовала определённых усилий. Самой тяжёлой для него оказалась первая сцена, где весь птичий двор и даже мать главного персонажа кричат: "Лучше бы тебя не было!". Слёзы и неподдельный страх – обойти это здесь не удалось.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

Я очень хорошо помню репетицию, когда у Паши случился срыв. Да, сначала это всё игра, но в какой-то момент его накрыло – он понял всю глубину этой истории, ведь с её наполнением он знаком как никто другой. Существовала очень хрупкая эмоциональная граница, поэтому я много говорила: Паша – ты не гадкий утёнок, ты артист. Но я его не жалела, никто его не жалел, – рассказывает Александра Каспарова.

Режиссёр отмечает, что главное в инклюзивной работе – не делать никаких поблажек для ребят с ограничениями возможностями здоровья и максимально адаптировать процесс, дать им шанс стать полноценной частью театрального сообщества. Работа на равных и интеграция в реальную жизнь – в таких условиях их результаты становятся лучше, чем в социализирующих адаптивных кружках.

В художественном решении преобладает минимализм. От содержания спектакля ничто не должно отвлекать. Каждая локация классической сказки решена по-новому. У Андерсена в произведении есть Бабушка, что живёт с котом и курицей, у Александры Каспаровой эта героиня – типичный представитель общества потребления: избушка превращается в комнату, идеальную для потребления фастфуда, к гостю старушка имеет лишь один вопрос: "А ты что-то полезное сделал для общества? Если нет, то тогда ты не нужен нам", а курица – да, она давно съедена.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

В спектакле "Гадкий утёнок" разбивают стереотипы об "экономической полезности" людей и возможностях тех, кто живёт с синдромом Дауна. Ведь один из них сделал свой первый шаг и впервые вышел на профессиональную сцену вместе с драматическими актёрами. Голосом рассказчика является Александр Балуев, композитором проекта выступил сам Глеб Матвейчук.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

– Это своего рода революция на академической сцене. Мне кажется, режиссёр выбрал правильный язык повествования. Александра рассказывает историю прямым текстом – без каких-либо второстепенных камуфлирующих составляющих. Спектакль прежде всего учит добру, правильному отношению к жизни и к миру: все мы друг на друга не похожи, – замечает Глеб Матвейчук.

"Никто его не жалел", или Здоровая инклюзивность на большой сцене

Проект плотно вошёл в репертуар новосибирского театра "Глобус" – билеты проданы на 3 месяца вперёд. Видимо, зрители и вправду нашли в условностях постановки мир, в котором есть место любви и сотрудничеству, где в финале у каждого птенца есть шанс стать частью белоснежной стаи лебедей. Телеканал "Продвижение" представляет документальный фильм "Гадкий утёнок". Театральный полёт" (12+).

Согласно статистике, в России сегодня живёт более 11 млн человек с особенностями в развитии. Каждый из них имеет право на самовыражение и полное раскрытие своего творческого потенциала. Сделать шаг в мир театра ребятам "с солнцем внутри" можно в Омске. О такой мастерской имени Саши Волгина мы уже рассказывали в документальном фильме "Особенные" (16+). Именно профессиональный рост и интеграция в среду ежедневной суеты каждого из нас помогает им стать сильнее и ощутить вкус жизни.

Фото: скриншоты документального фильма "Гадкий утёнок". Театральный полёт"

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.