#Проект П. Антон Болбат: «Это лаборатория, где я постоянно творю»
В этой рубрике мы знакомим вас с участниками вокального ансамбля "Проект П" из Омска.
Вокальный ансамбль "Проект П" родился в 2015 году. Тогда для участия в конкурсе "Поющий мир" в Санкт-Петербурге потребовалось собрать команду и выбрать название. Участники уже известного в Омске хора "Певчие" решились на эксперимент. И этот эксперимент впоследствии стал для многих, тогда согласившихся на одно выступление, очень важным делом жизни. Сейчас в ансамбле, который становится всё известнее, смелее и интереснее зрителю, творят 11 человек. Редакция "Омск Здесь" решила познакомиться с ребятами поближе и рассказать о каждом из них. Выясним также, что означает в названии таинственная буква "П".
Профессиональный музыкант, вокалист, композитор, аранжировщик, автор песен, организатор концертов и мероприятий. Окончил музыкальную школу по классу классической гитары и факультет культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского. Преподавал в музыкально-педагогическом колледже, работал ведущим на телеканале. В настоящее время заведует музыкальной частью Омского театра кукол, актёра и маски "Арлекин", поёт в камерном хоре "Певчие", является регентом Свято-Никольского казачьего собора, руководит вокальным ансамблем "Проект П".
— Антон, когда вы впервые встретились с музыкой?
— Любовь к музыке начала проявляться ещё в раннем детском возрасте. Музыка интересовала меня всегда, я любил её слушать, любил петь и любил выступать на сцене. Родители вовремя заметили это, и мама предложила пойти в вокальную студию, а затем в музыкальную школу. Я выбрал гитару. Позже я попробовал себя во многих профессиях, но со всеми переменными моя жизнь неразрывно связана с музыкой.
— Почему гитара? Не баян, не флейта, не фортепиано?
— Хороший вопрос (смеётся)! Меня к ней тянуло. У нас дома, когда собирались родственники, играли на гитаре и пели. Мне нравилась эта душевная и уютная атмосфера. Когда я первый раз пошёл на прослушивание в музыкальную школу, оказалось, что моя детская рука ещё не готова к гитаре, и мне предложили год позаниматься по классу аккордеона. Но я проявил настойчивость: сказал, что лучше подожду год, но буду заниматься только на гитаре. Причём я действительно ждал. У меня дома была гитара. Но я не предпринимал попыток её освоить. Она просто висела на стене, я время от времени дёргал струны. А учиться начал только когда пошёл в музыкальную школу.
— Какой был репертуар? Рок-музыка или песни туристов?
— Поначалу, конечно, простые песни. Что-то вроде "Листья жёлтые над городом кружатся…". А в 12 лет я впервые услышал группу Ария", и с тех пор хэви-металл, рок, русский рок — стали моим увлечением. Я играл и пел произведения групп "Ария", "Король и Шут", "Алиса". Была музыка Deep Purple, Scorpions и других команд. Когда у меня появилась электрогитара, я стал разучивать более серьёзные партии.
— Сами сочиняли песни?
— Конечно! И до сих пор это делаю. Мне хотелось выразиться и в этом. Я писал музыку, прописывал партии гитары, барабанов и баса у себя на ноутбуке, сочинял полностью композиции. Они так и остались в ноутбуке, но это было хорошей практикой, я набивал руку, изучал форму и структуру песен, писал тексты. Всё это пригодилось.
— Как в вашей жизни возник "Проект П"?
— Когда я оканчивал университет, наш преподаватель, профессор Лариса Александровна Сабитова организовала хор "Певчие". Для меня это был спасательный круг, потому что я не представлял, где я буду заниматься хоровой музыкой вне стен университета. Три раза в неделю по вечерам мы собирались и пели. Через два года после создания хора, Лариса Александровна попросила нас с Юлей собрать ребят для ансамбля, коллектива внутри хора. Мы, как преданные учителю и её делу студенты, взяли это в оборот, собрали ребят, выступили на концерте. А потом заявились на конкурс вокальных ансамблей в Петербурге. Мучились с названием (смеётся). В итоге поступили просто: так как хор "Певчие", а мы — это внутренний проект, то получился "Проект П" как дань уважения нашей альма-матер. На конкурсе мы заняли второе место, уступив только камерному хору Московской консерватории. Как думаете, вдохновило ли нас это? Конечно!!!
И мы стали репетировать ансамблем дополнительно, на добровольных началах, после работ и репетиций в хоре. Потихоньку набирали материал. Через год после выступления на конкурсе в Питере, мы организовали наш первый сольный концерт в Омске в музее им. Врубеля, стали выступать. До тех пор, пока всё не поменялось.
— 2020 год?
— Да. Для нас время пандемии оказалось благоприятным для творчества. Поскольку "Проект П" — это дело добровольное, что-то вроде хобби для всех участников, мы хотели-делали, не хотели — не делали. Когда Юля уходила в декрет, мы вообще не собирались. А когда началась пандемия, собираться стали у нас дома. В репертуаре уже были песни с намёком на джаз и рок, но нам очень хотелось попробовать, как будут звучать мировые хиты в нашем исполнении. Первыми, конечно, были "Битлы" — Come Together (Соберёмся вместе). Мы поняли, что это интересный для нас формат. Новый. Неожиданный. Хотелось исследовать тему. И как-то всё стало складываться. В 2021 году мы пришли в Областной центр культуры "Сибиряк". Здесь была сцена, где можно обкатывать материал. И это стало переломным моментом в истории "Проекта П". Появились конкретные дни репетиций, понимание, куда и как двигаться. Мы увидели запрос на нас у зрителя.
— Вы не остались преподавать музыку в школе, но при стали "родителем" для десяти человек в коллективе. Как это сочетается?
— В "Проекте П" не педагогика (смеётся). Здесь все ребята со своим багажом знаний, разным опытом. Мы работаем на уровне профессионального коллектива. Преподавание в школе — это учение. С детей не спросишь, у них ещё нет знаний и опыта. Чтобы учить — нужно призвание, безграничная любовь к детям и делу, которое ты передаёшь. Мне хотелось бы, чтобы все дети могли слушать и ценить хорошую музыку, но вкладывать в это все свои душевные силы я не смогу. Этого призвания я в себе не чувствую. А вот со взрослыми людьми я сотрудничать люблю (улыбается). Так как у нас участие в коллективе добровольное, очень важно, чтобы каждый понимал, для чего ему это нужно. У нас не работает "есть руководитель, можно расслабиться". Расслабляться нельзя никому. Серьёзная ответственность на каждом. Сложности возникают в момент человеческого недопонимания. Когда ребята не понимают, что я хочу в данный момент, или я не понимаю, что им нужно сейчас.
— Кого не возьмёте к себе в коллектив, даже если есть талант?
— Если у человека завышена самооценка и он самовлюблён. С такими людьми сложно работать. Ансамблевое исполнение — это умение слушать друг друга и уважать.
— Каким должен быть лидер в команде?
— Этот вопрос я до сих пор изучаю. Пока у меня нет стопроцентного ответа на него. На сегодня я считаю, что он должен быть дисциплинированным и гибким, уметь быстро подстраиваться под ситуацию. Хорошим психологом, чтобы общаться с людьми в разных эмоциональных состояниях. Сильным в духовном плане человеком, который крепко стоит на ногах в этом мире, способным взять на себя серьёзную ответственность и тащить этот груз без нытья. Если у человека есть склонность к отчаянию, вряд ли он станет лидером. Понятно, что периоды разные есть, но уметь вовремя перезагрузиться и идти дальше — это тоже про лидера.
— Какой главный принцип "Проекта П"?
— У нас один из важных принципов — быть честными с людьми. Наносное не пускать в свою работу. С "Проектом П" мы выбираем те вещи, которые хотим петь, и не заигрываем со зрителем. Если ты пропускаешь все эмоции через себя, веришь в то, что ты делаешь, оно в любом случае будет честным.
— Где вы хотели бы выступить коллективом?
— По поводу мировых площадок я пока не думал. В Омске хотелось бы выступить в "G-Drive Арена". Цели и задачи спеть конкретно где-то — нет. Мне важно, чтобы наши выступления всегда находили отклик у зрителя. Неважно — пять человек в зале или пять тысяч. Важно, чтобы это всегда был продуктивный диалог, чтобы зритель понимал: а капелла — это необычно и круто. Чтобы у зрителя постоянно случался эффект удивления. Хочется не просто заниматься развлечением, а говорить через музыку со зрителем на серьёзные человечески темы. Когда музыка не привязана к поэтическому тексту, она абстрактна. И каждый человек имеет шанс услышать в ней что-то своё, личное. Музыка может найти ключ к сердцу каждого человека.
— Что может заставить уйти из проекта?
— Никто не может предсказать будущее. Какие будут обстоятельства или предложения. Наверно, если будет невероятное и судьбоносное предложение, я его приму. Но уверен, что "Проект П" будет продолжать жить со мной или без меня. И я со своей стороны сделаю для этого всё возможное. Если же весь коллектив от этого устанет, то процесс распада произойдёт естественным образом, сам по себе, и тут не надо сожалеть. Но на сегодня у нас серьёзные планы на ансамбль! Уже в обозримом будущем мы хотим превратить его в хоровой театр.
— Хоровой театр?
— Это условное название, оно не отражает всю суть того, чем мы хотим заниматься. Если просто, то это деятельность на стыке театра и музыки. Например, то, что мы уже сделали и делаем. Это постановки "Терминал" и "Слепые" с "Просто театром". Это интересно и нам, и публике. А капелла групп в мире немало, в России тоже. В Омске такие мы одни. Для Омска мы — уникальное явление. Но просто на а капелла исполнительстве далеко не уедешь, в какой-то момент мы достигнем потолка. В гастролях я не вижу перспективы. А если не будет роста, то будет стагнация и спад. И именно поиски на стыке театра и музыки, постановка мюзиклов, эксперименты в этом плане, — неизведанный горизонт и возможности. Я так определил для себя дальнейшее направление развития проекта.
— Поэтому вы приняли участие в проекте "Сказки в городе" с телеканалом "Продвижение"?
— Да! Но не только. Вообще идея была клёвая, объединяющая огромное количество творческих людей из разных сфер, плюс это сделано на высоком уровне, а не на коленке: съёмки, дизайнерское оформление, продюсирование. Я очень люблю, когда в нашем городе возникают творческие проекты, направленные на позитивное развитие Омска. Для меня это ценно.
— Многие избегают работать с супругами. Как вам это удаётся?
— Мы с Юлей вместе со времён учёбы в университете. Дом, работа и увлечения с первых дней отношений — общие. Как-то так сложилось. Общий интерес к музыке, к хору и к "Проекту П", всегда нас объединял. Юля — надёжный партнёр, и, как супруга, — это мой источник вдохновения.
Ещё мы с Юлей любим путешествовать. Мы планируем отпуск заранее и, как правило, на море и не менее трёх недель. Это обязательно экскурсии, поездки, где-то ночёвки в палатках, походы на концерты, в музеи. Это обязательно отдых с детьми. Очень важно, чтобы мы проводили время друг с другом в спокойной обстановке. Даже если мы выезжаем куда-то раз в год, нас это заряжает настолько, что энергии хватает на год.
— Кроме музыки и путешествий, что ещё увлекает?
— Если бы у меня была параллельная жизнь, я бы с удовольствием занимался писательством. Я это тоже люблю с детства. Даже хотел поступать на факультет журналистики и даже посещал курсы. Но оттолкнула меня именно журналистика, а не писательство. Эту мечту я ещё лелею, когда я пойду на пенсию, сложу бразды правления, буду писать мемуары в кресле-качалке (смеётся).
— О чём будет эта книга?
— Наверное, о тонкой связи человека, мира, природы, всех людей вместе, о чём-то духовном и очень мощном без углубления в философию, что-то жизненное с элементами магического реализма.
— С кем из музыкантов лично вы хотели бы выступить?
— На самом деле мне импонируют "динозавры" нашей рок-сцены. Они привлекают меня в первую очередь как люди. Это невероятно сильные личности духовно, и в интеллектуальном плане они невероятные.
— Есть ли любимая песня, которую вы поёте или слушаете в любом состоянии и настроении?
— Пожалуй, это песни группы "Ария", которая в моём сердце уже больше 20 лет. Не могу выделить какую-то конкретную, мне нравятся многие песни у них, и слушать я могу их в любом настроении, хоть и делаю это довольно редко. А уж петь "Арию" тем более готов сутками напролёт.
— Самый безбашенный поступок, который вы когда-либо совершали?
— Когда я пошёл на кастинг на телевидение. Пошёл и остался там на три года (смеётся).
— Петь может каждый?
— Дома на диване — да. Главное, чтобы душа пела. Что касается публичного исполнения, всё-таки если у человека нет слуха и с детства с ним никто не занимался, то во взрослом возрасте маловероятно, чтобы человек вышел на сцену и исполнил что-то вразумительное. Результатов даже без таланта можно добиться, если заниматься с детства.
— Что значит "Проект П" для вас сегодня?
— Это неотъемлемая часть жизни, как и игра на гитаре. Жить без гитары я не могу. И какие бы ни были перерывы, я всегда к ней возвращаюсь. То же самое с "Проектом П" — настолько он меня вдохновляет, даёт пищу для ума и для души. Несмотря на то, что у меня есть возможность выступать сольно, писать музыку и так далее, "Проект П" даёт что-то такое, чего не дают другие работы. Я бы сказал, что это такая лаборатория для меня, где я, как руководитель, постоянно ищу новые приёмы работы, изучаю, как ребята друг с другом звучат, и из открытий возникают новые формы, новые фишки. Плюс как композитор большую часть аранжировок для ансамбля пишу я, и в этой сфере мне тоже интересно исследовать: что можно ещё сделать голосом, как можно голосами показать электрогитару, какие стили может взять голос. И это захватывает меня всё больше и больше.
— Что главное в жизни?
— Самое важное — это стремление к счастью. Если человек счастлив и чувствует себя полноценным, ему не нужно с кем-то спорить и что-то доказывать. Чем счастливее человек, тем меньше негатива и зла он приносит в мир.
***
Интервью с другими участниками вокального ансамбля "Проект П" читайте на нашем сайте по Понедельникам и Пятницам.
Фото: Вячеслав Андреев, Александр Соколович, Елена Корб, Ксения Тиссен и из личного архива героя публикации.