Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

0

Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

Как известно, символ нового года – чёрный водяной кролик, пришёл к нам с Востока. Однако европейской культуре он хорошо знаком. Рассказываем, как менялось изображение кролика в живописи разных эпох. 

Первые изображения кролика можно увидеть на краснофигурной вазописи Древней Греции. Зверька дарят в качестве подарка, как правило, влюбленным. Издревле кролик считался символом плодовитости, а, следовательно, и сексуальности. Неудивительно, что он стал атрибутом богини любви Афродиты. Надо отметить, на вазах кролик выглядел впечатляюще: лапы, с одной стороны, – длинные и изящные, с другой – большие и мощные.

Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

Двойственность животного стала "камнем преткновения" в христианстве. Конечно, кролик остался символом продолжения рода и обновления. Но в то же время излишняя сексуальность придала ему негативное значение: нужно сдерживать похотливые желания. Религиозная живопись всячески подчеркивала это. Белый кролик, изображенный Тицианом на картине "Мадонна с кроликом", сразу же бросается в глаза. Дева Мария держит его левой рукой (как известно, правая стороны – правильная, а левая – ложная), тем самым показывая, целомудрие берет верх над порочностью.

Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

Любое изображение кролика следовало понимать как христианский символ. Такой порядок вещей просуществовал вплоть до 19 века, пока религиозная и мифологическая живопись не утратили своей актуальности. Теперь маленький зверек на картинах представлял собой милое существо, которое в паре с ребёнком (не важно, был он упитанным розовощекий "барчук", или бедный крестьянский сын) становилось залогом коммерческого успеха картины. При этом зверёк не терял своей натуралистичности.

Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

Надо отметить, что все это время кролика изображали достаточно правдоподобно. Тон задал Альбрехт Дюрер еще в 1503 году. Он выполнил зайца так натуралистично, что рисунок стал эталонным. О мастерстве художника можно было судить и по тому, как он пишет этого зверька.

Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

Но в конце 19 веке случилась неожиданность – кролик "встал на задние лапы"! Сначала сэр Джон Тенниел в 1865 создал иллюстрации к "Алисе в Стране чудес", а чуть позже английская писательница и художница Беатрис Поттер представила своего "Кролика Питера". В её сказках зверьки были наделены антропоморфными чертами, они разговаривали и носили человеческую одежду.

К слову сказать, антропоморфные кролики уже встречались в изобразительном искусстве. На полях средневековых рукописей можно увидеть шутливые рисунки-миниатюры, на которых животные представали как воинственные двуногие существа!

В таком "очеловеченном" виде кролики вошли в живопись 20 и 21 веков. Советские художники и иллюстраторы внесли свою лепту: воспитали несколько поколений зрителей на добрых и улыбающихся зайчатах. Иллюстратору Владимиру Зарубину не нужно было одевать своих героев в цилиндр и фрак! Достаточно было нарисовать улыбку, чтобы "помочь людям стать чуточку добрее"!

Этим же принципом руководствовалась и Ксения Буркова – художник телеканала "Продвижение". Семейство бесформенных, мягких, но таких трогательных и очаровательных кроликов теперь дарит тепло и настроение нашим коллегам по всей стране.

Кролики в искусстве. Символ года в живописи разных эпох

Автор текста: Ольга Долгих

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.