Почему у Гаака не получилось задержаться в омском правительстве?
Эксперты сошлись во мнении – чиновник стал «крайним». Социолог Дрягин считает это логичным, а депутат Алехин – несправедливым решением.
Самым резонансным событием начавшейся рабочей недели в Омске стал уход с должности министра энергетики и ЖКК региона Антона Гаака.
Губернатор Александр Бурков четко объяснил, что отправил подчиненного в отставку из-за обрушения общежития на улице 20 Партсъезда.
– По итогам проведенного расследования о причинах аварии в Советском округе Омска, которая произошла 12 августа, и полного анализа работы министерства энергетики и ЖКК мною сегодня принято решение. За недоработки в работе министерства, начиная от капитального ремонта, газификации и заканчивая подготовкой к зимнему отопительному периоду, освободить Антона Гаака от занимаемой должности. И прошу всех, работающих в областном правительстве, учесть на будущее: за системные ошибки надо отвечать, – сообщил глава региона на аппаратном совещании.
Но нельзя забывать, что первоначально события складывались в пользу молодого управленца.
Назначенный на эту должность 1 июня 2020 года Антон Гаак обладает профильным образованием – он выпускник ОмГУПС по специальности «промышленная энергетика». На тот момент 40-летний глава Минэнерго понимал проблематику ведомства и имел солидный бэкграунд: до работы в омском облправительстве трудился в структурах АО «ОТЭК» – дивизиона «Росатома» по управлению неатомными активами. В частности, с декабря 2018 года являлся исполнительным директором ООО «НИИАР-Генерация» в Ульяновской области.
К тому же Гаак потомственный энергетик. Он сын уважаемого в регионе специалиста, председателя Общественного совета при РЭК Омской области, бывшего гендиректора омской «ТГК-11» Виктора Гаака. В начале работы в вверенном ему ведомстве министр получал поддержку от губернатора.
Вырисовывались блестящие перспективы. Тем не менее спустя время в Минэнерго появился целый ряд проблем.
Так, две зимы подряд из-за истощения Тевризского газоконденсатного месторождения жители Знаменского, Тевризского и Тарского районов оставались без газоснабжения. Ситуация получила федеральную огласку, но так и не разрешилась.
Второй «звоночек» прозвенел в марте 2022 года, когда, по данным СМИ, Гаак стал фигурантом уголовного дела по ч. 2 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». По данным следствия, в апреле 2020 года министр энергетики и ЖКК Омской области фиктивно трудоустроил своего подчиненного на одно из подведомственных предприятий. Ущерб оценили в полмиллиона рублей.
И наконец, третье нарушение, наверняка сыгравшее роль «контрольного выстрела». Минэнерго курировало программу капремонта, по которой должны были привести в порядок злополучный рухнувший дом. Но по какой-то причине ожидаемого обновления не произошло. Зато обрушилась стена здания, к счастью, без жертв.
Добавить к этому низкие темпы реализации федеральной программы «Чистая вода» – и картина вырисовывается непозитивная. Следуя этой логике, с Антоном Гааком следовало расстаться раньше.
Почему с министром энергетики и ЖКК расторгли трудовой договор именно сейчас? С этим вопросом обозреватель РИА «Омск-информ» обратился к экспертам.
Депутат Госдумы первого созыва, опытный политик Александр Минжуренко корректно заметил, что причину следует искать внутри регионального кабмина.
– Скорее всего, речь идет о «подковерных» интригах. Это внутреннее дело в команде губернатора. Вряд ли дело только в обрушении дома. Причину нужно искать в другом месте, – предположил Минжуренко.
В свою очередь, омский социолог, директор ООО «ГЭПИЦентр-II» Вадим Дрягин считает такое решение логичным для губернатора – виновный в обрушении дома найден.
– Естественно, в обрушении многоэтажки должен быть кто-то виноват. Ведомственный функционал Антона Гаака как раз соответствовал, чтобы признать просчет Минэнерго и ЖКХ. Другое дело – если в подконтрольной министерству отрасли что-то случилось, это не означает безусловной вины ведомства и его главы, – рассуждает эксперт. – Что делать с такими чиновниками – компетенция губернатора. Бурков посчитал, что виновато именно это ведомство. Другие проблемы в виде уголовного дела никак не могут стать причиной для увольнения. Нарушение закона должен признать суд. А эта отставка – сугубо бюрократическое, внутриведомственное решение.
В пользу мысли, что руководство региона действует по накатанной бюрократической схеме, говорит последовавший за заявлением об уходе Гаака визит губернатора на проблемные дома в Советском округе.
А вот лидер омского отделения КПРФ, депутат Госдумы Андрей Алехин убежден, что Антон Гаак был на своем месте. По мнению коммуниста, в облправительстве работают и более слабые кадры.
– На мой взгляд, Гаак – грамотный специалист, который был на своем месте. Его сделали крайним. При разделении министерств у главы Минстроя Антона Заева забрали «расстрельное» ЖКХ и отдали Гааку. А могли оставить одну энергетику. Чем занимается Заев, непонятно. Главу Минэнерго просто подставили под удар, – подчеркнул Алехин.
Таким образом, становится понятным, что должность главы министерства энергетики и ЖКК изначально является чуть ли не расстрельной. Поскольку многие проблемы ведомства относятся к компетенции губернатора и федерального центра, решить их в одиночку невозможно. Например, в случае с обрушившимся домом. Можно отметить, что отставка главы министерства наносит репутационный удар по всему региональному кабмину и имиджу губернатора.