Татьяна КАПУСТИНА: «Омску нужна большая хоровая площадка»
Потребность в централизованной площадке для занятий хоровой музыкой наглядно показал недавно прошедший фестиваль «Хоровые игры Сибири».
В начале лета в Омске с успехом прошли первые «Хоровые игры Сибири». В них приняли участие более 700 человек, представлявших семь регионов страны: Красноярский и Алтайский край, Новосибирскую и Свердловскую области, Подмосковье, Самару и Омск. Форум шел три дня и стал большим событием в культурной жизни Омска.
Подготовка к фестивалю-2023 уже началась. О будущем событии, набирающем обороты в хоровом движении, и острой проблеме со сценическими площадками в Омске рассказала один из организаторов «Хоровых игр Сибири», дирижер и преподаватель Татьяна Капустина.
– Прошедший фестиваль оставил много ярких впечатлений и хороших отзывов. Насколько сложно было организовать такой масштабный форум?
Александр Румянцев– С самого начала подготовки события мы понимали, что нам нужно большое помещение, чтобы разместить всех участников, которых набралось более 700 человек. На следующий год мы ждем еще больше, так что основная забота организаторов – вместимость площадки, где проводится фестиваль. При этом у нее должны быть определенные акустические качества: хор не в каждом зале будет звучать отлично. Размеры сцены тоже крайне важны: для некоторых этапов фестиваля на сцене требуется разместить два коллектива.
На какие-то площадки попасть почти нереально. Другие не подходят для того, чтобы проводить мероприятия такого формата. Городу просто необходима централизованная хоровая площадка, чтобы иметь возможность приглашать к себе на соревнования лучших. Члены жюри хвалили наш фестиваль, но добавляли: «Зал бы вам» (выступления участников проходили в концерт-холле Регионального центра по связям с общественностью. – РИА «Омск-информ»). Так что главная задача при подготовке фестиваля-2023 – найти место, соответствующее уровню «Хоровых игр Сибири».
Это очень актуальная проблема. Самое главное, что она давняя и никак не решается со времен, когда в Омске закрыли народную консерваторию. Нам нужен хоровой центр. Зачастую только один человек из десяти проходит прослушивание для набора учеников, так как всех мы принять не можем. Но ведь остальные девять тоже любят и хотят петь.
– Насколько в Омске развито хоровое движение?
– Когда-то у нас было открыто отделение хорового общества, но активной работы не ведется. Нет никаких объявлений по типу «набираю людей в хор» или «ищу участников для проекта». Даже в интернете подобные площадки функционируют очень слабо.
При этом хоровое движение все же набирает обороты. Хор – это позитивная деятельность в большом коллективе: люди собираются вместе, делают общее дело и получают огромный заряд энергии. Хор позволяет человеку почувствовать, что он не один, и выразить свое эмоциональное состояние. Занятие хоровой музыкой вообще очень полезно для человека. Пока человек поет, он живет!
Хоровой жанр развивается. У хоров появляется смешение жанров – не только академический. Добавляются элементы театра. Элементы хореографии. Некоторые коллективы используют микрофоны для определенных элементов. А это, соответственно, определенные требования к оборудованию, площадке.
– Чтобы оказаться на сцене, требуется много практики, не так ли?
– Право выйти на сцену есть абсолютно у каждого. А вот как аудитория оценит этот выход – вопрос другой. С моим самым первым коллективом я точно так же через все это прошла. В общем, нужно быть готовым к тому, что первые разы выступления получатся слабыми. Но нужно идти дальше, волноваться, ошибаться и воспитывать в себе артиста. Сцена любит не только эстетичных и высококлассных. Сцена любит рисковых!
– Огромное спасибо за интервью. Будем ждать следующего фестиваля!