#здороваястройность: пищевое поведение
Вместе со специалистом разбираемся, как еда и её потребление влияют на нашу жизнь в целом.
Потребность в пище — одна из первичных биологических потребностей, которая направлена на поддержание гомеостаза — обеспечение энергией, строительным материалом для формирования новых клеток, создания сложных химических соединений. Как правило, каждый человек имеет свои любимые блюда и определённые привычки принятия пищи. Но как формируется пищевое поведение человека и как это влияет на здоровье и даже характер, разбираемся вместе со специалистом.
Мария Белышева — нутрициолог, психолог, основатель и руководитель "Школы здоровья и красоты" и создатель авторского курса "Здоровая стройность", тренер по танцам и растяжке, специалист по даосским практикам.
Что такое пищевой инстинкт и пищевое поведение?
Пищевой инстинкт — это стратегия выживания, которая вписана в нас в процессе эволюции. Точно так же, как для выживания рода важно размножение, есть инстинкт продолжения рода. Пищевой инстинкт — это стратегия выживания в контексте еды, потребления пищи, потребления ресурса для выживания.
Например, если с древних времён естественно голодным добывать еду, то и сейчас человек голодный более смышлёный, более активный, предприимчивый, потому что ему нужно выжить. Страх голода существует, потому что пища жизненно важна.
Что касается пищевого поведения, то это все наши действия и поступки, стратегии, связанные с едой, начиная от выбора еды, предпочтения продуктов, от способов их приобретения, потребления пищи и так далее. Такой индивидуальный стиль поведения в вопросах с едой. Ценности еды в жизни человека тоже относятся к пищевому поведению. Оно основано и на инстинктах, и на выработанных уже сознательных стратегиях поведения.
Как формируется пищевое поведение человека?
Пищевое поведение человека формируется постепенно, по мере индивидуального опыта. Основная база заложена в инстинктах и передаётся генетически. Например, сосательный рефлекс. Но потом на основе генетически переданной информации человек получает свой индивидуальный опыт и у него формируются свои отношения, привычки, ценности к еде. Сколько, что, когда нужно есть, какое место еда занимает в жизни. Таким образом формируется определённый химический состав тела. Инстинкты провоцируют выработку определённых гормонов от разных действий с едой, от разных продуктов, разного количества гормонов и постепенно организм адаптируется к той среде, которую человек создаёт. Затем химический состав организма требует от человека определённых действий, чтобы поддерживать это состояние.
По сути, пищевой инстинкт формируется с внутриутробного развития, потому что химический состав околоплодной жидкости сильно зависит от пищевого поведения мамы. Он тоже уникален. И человек, потребляя его, уже начинает вырабатывать определённые привычки. Пищевое поведение закладывается в первые шесть лет жизни, потом уже реализуется и постоянно трансформируется.
Какие есть ключевые моменты формирования пищевого поведения?
Первый — грудное вскармливание. Среди нарушений в этот период — неконтролируемая еда. Например, когда много молока и ребёнок захлебывается при кормлении. Или, наоборот, молока нет, а он насасывает по капелькам. Это все формирует особенности стратегии конкретного человека. Также важен момент снятия с груди. Второй ключевой момент — период прикорма, когда также формируются привычки относительно того, сколько есть, что есть, когда есть и в каком состоянии.
В любом возрасте в пищевом поведении есть этапы:
- первый — формирование потребности, когда человек испытывает голод или эмоциональный дискомфорт и хочет это удовлетворить. Свою потребность опредмечивает в образ еды.
- второй этап — пробование. Человек может понюхать, лизнуть еду, надкусить, убедиться в том, что это желаемый продукт, или наоборот отказаться от этой еды. Это этап пробы и выбора конкретного объекта, за счёт которого будет удовлетворяться потребность.
- третий этап — это полный контакт. Когда человек начинает есть то, что выбрал. Внимание его, в идеале, сконцентрировано на потребляемой пище.
- четвёртый этап — завершение: это решение о том, что я заканчиваю есть, и реализация этого решения, прекращение потребления пищи.
На каком этапе могут произойти нарушения?
Во-первых, когда ребёнка прикармливали, то прикармливали не от его голода, а от маминых (папиных, бабушкиных) убеждений, во сколько кормить, сколько и прочее. Плюс, когда ещё идёт кормление грудью, ребёнок сигналит о дискомфорте, и не всегда это про еду. Он может сигналить, что животик болит, что хочется пообщаться, зубки режутся, а мама может ему пихать в этот момент грудь. В итоге у ребёнка записывается: еда может удовлетворять не только голод, а также успокаивать морально, снижать чувство боли, скуку развеивать и прочие вещи. В итоге получается, что человек может начать вписывать в пищевое поведение те потребности, которые напрямую к еде не относятся.
Также слабость эмоционального интеллекта. Когда человек дискомфортные моменты не умеет проживать. Он плакал — дали ему конфетку. И ребёнок начинает понимать, что сладенькое успокаивает и когда вырастает, может начать успокаиваться едой. Это к вопросу нарушений на первом этапе пищевого поведения — неправильно опеределённая потребность в еде.
Нарушения на втором этапе — принятие решения и выбор. На этом этапе самое большое нарушение, которое может быть, атрофированная фильтрация потребляемой пищи. Когда человек не чувствует свой истинный голод, который побуждает к еде. Человек может игнорировать голод, может даже забыть ощущение голода, если его часто в детстве закармливали. Человек может не научиться выбирать. Что будешь есть? Не знаю. Что хочешь? Не знаю. Мне всё равно. Это говорит о том, что у человека способность выбирать и фильтровать атрофирована. Случается это на этапе прикорма, когда ребёнку навязывают, что кушать и когда. Ребёнок начинает слушать других и разучивается слушать себя.
На третьем этапе прямого контакта с едой тоже могут быть нарушения. Человек не может сконцентрироваться на потреблении пищи и не ощущать своё насыщение. Ему знакомы только два состояния: жутко голодный и обожрался. А вот промежуток, когда он насытился, человек может упустить. Внимание не натренировано. Если человек не чувствует процесса насыщения, то такие проявления могут потом проявляться в жизни и в других сферах.
Нарушения на четвёртом этапе, это когда человек не умеет принимать и реализовывать своё решение о завершении приёма пищи. Он может наесться, но при этом продолжать есть, просто потому что на тарелке осталось. Так его приучили. За маму, за папу, самолётик прилетел. Пока не съешь, из-за стола не выйдешь. В итоге человек так и живёт. Ты не хочешь, ещё не значит, что не будешь.
Как влияют на жизнь человека нарушения пищевого инстинкта?
Пищевой инстинкт вписан во все стратегии человека. Он формируется тогда же, когда формируется вся личность человека, проживаются все базовые кризисы: самостоятельности, идентичности, половое созревание и т.д. Пищевой инстинкт проявляется во всём, что касается прямого контакта, вопросов получения удовольствия и вопросов потребления. Например, если нарушена способность к глубокому контакту с едой, человек не способен выстроить глубинные серьёзные отношения с людьми.
Пищевой инстинкт также сильно влияет на формирование типа личности. Каким человек будет, какие у него будут эмоциональные особенности, стратегии. Например, если во время грудного вскармливания фрустрировать ребёнка, просто некорректно снять с груди, то у него формируется оральный тип личности. Этот человек склонен к зависимостям: алкогольным, наркотическим, в отношениях. Сильно зависим от мнения окружения, от эмоционального состояния партнёра.
Но здесь важно отметить, что только из-за нарушений в пищевом инстинкте это не происходит. Параллельно с пищевым поведением проявлялись и другие вещи. Психосексуальное развитие и другие моменты. Но в то же время по пищевому поведению человека можно многое в человеке увидеть.
Как выглядит здоровое пищевое поведение у человека?
Человек со здоровым пищевым поведением максимально здоров в целом. У такого человека еда не на первом месте. Это лишь часть удовольствия, но человек от неё максимально свободен. Такой человек может свободно своё пищевое поведение корректировать и менять, нет жёстких зависимостей. Если есть понимание, что еда в первую очередь — источник энергии, витаминов и минералов, она для поддержания здоровья — это здоровое пищевое поведение. Если человек за счёт еды начинает решать какие-то дополнительные вопросы и не может отказаться от разрушительных своих привычек, мы понимаем, что пищевое поведение искажено.
Какими способами можно скорректировать пищевое поведение?
Если вы не идёте к специалистам, то пищевое поведение корректируется волевым усилием. Изучили много информации, поняли, какие есть разрушительные поведенческие паттерны, и начинаете их волевым усилием менять. Если продержать какую-то привычку более шестидесяти дней, то химия организма корректируется, и эта привычка переживается. Волевым усилием люди способны корректировать своё пищевое поведение. Но не все. Поэтому волевой путь не самый эффективный.
Самый эффективный путь научно-психический. Здесь важно качественно диагностировать химическое состояние организма, диагностировать нарушения, которые уже есть у тела. Важно разбираться с целеполаганием, с психической составляющей, которая запускает разрушительные поведенческие форматы, а затем выстраивать целую программу. Здесь будет включены все факторы: и воля, и знание, и осознанность. И в этом случае коррекция пищевого поведения происходит легче, быстрее и надёжнее.
Основополагающей в этом вопросе является тренировка внимательности к себе и к еде, тренировка уважения и доверия своему телу. Важно учиться самому выбирать что есть, чувствовать, когда есть голод и отказываться от вредной и ненужной еды. Есть простая техника, но многим она даётся сложно. Попробовать принимать пищу с закрытыми глазами. Есть медленно, внимательно, исключая телевизор, книги и разговоры. Сконцентрироваться на чувствах. Полезны такие практики, как цигун, йога, медитации, даосские практики. Если уделять внимание вопросу еды, задумываться, что мы едим, осознавать сам приём пищи, осознавать выбор продуктов — это бесспорно изменит отношение и к другим сферам жизни.
* * * * *
Также в рубрике #здороваястройность вы можете найти ответы нутрициолога на темы: как избавиться от сладкой зависимости, почему важен завтрак, чем заменить гречку, как правильно пить воду, что такое БАДы и здоровый сон.