Дизайнер Вера Гончарова: «Живя в Сибири, можно вдохновиться чем угодно»
В начале июля в Омске состоялся второй по счёту масштабный арт-проект Omsk Fashion Weekend. Его частью стали гранд-дефиле и финал регионального этапа XIII Международного конкурса молодых дизайнеров "Русский Силуэт". Судьи выбирали победителя из 16 финалистов. Практически единогласно победу отдали студентке кафедры "Дизайн костюма" ОмГТУ Вере Гончаровой с коллекцией "Вольность", построенной на концепции гендерной нейтральности. Вера выиграла путёвку в финал "Русского Силуэта" в Москве, организованного одноимённым благотворительным фондом. "Омск Здесь" поговорил с победительницей, обошедшей на конкурсе более 20 дизайнеров со всей страны.
Вера Гончарова
• дизайнер, победительница регионального этапа XIII Международного конкурса молодых дизайнеров «Русский Силуэт»
— Какие идеи вкладывались в коллекцию, которая принесла тебе победу?
— Тема коллекции — инфантильность и романтизм. Романтизм как свобода, самовыражение, открытость, мечтательность, жертвенность. При проектировании вещей делался упор на историческую подоплёку гендерного различия в костюме, почему так важно было закрывать определённые части тела, определённым образом драпировать ткани, украшать их. Особую роль играет близость к природным мотивам, пластика костюма и его формообразование. Защитить телесность женщины, освободить право мужчины надевать "женственные" вещи, переосмыслить отношение к полу как к системе с рождения заложенных установок и путей выстраивания дальнейшей жизни. В коллекции это выражается линией создания художественных образов, которые воплощают определённые, не привязанные к гендеру качества личности.
Основным творческим источником для данной коллекции является субкультурное ответвление в моде времён Великой французской революции — это "инкруаябли" и "мервейёзы" (с фр. "невероятные" и "дивные", модники-роялисты периода Директории (1795-1799), эксцентричные в одежде, причёсках и манере разговора — прим. ред.). Созданный ими настолько яркий и выразительный образ служит ориентиром для коллекции не только в плане выстраивания цветовых сочетаний, но и в выборе обработки изделий, формообразовании, многослойности образов, выборе принтов и способов комбинирования вещей между собой.
— Коллекция называется "Вольность". На твой взгляд, от современной моды ожидают именно этого — вольность в выражении себя, своих мыслей?
— Думаю, да. Свободу, понимание важности человеческих чувств и человеческой жизни. Это важно для искусства в целом. Мода всегда реагирует на то, что происходит в обществе. В наше время важно заботиться о комфорте как физическом, так и духовном.
— Сложно ли было работать над образами для конкурса? Как долго коллекция готовилась, какие техники и ткани использовались?
— Коллекция создавалась в течение семестра, так как является дипломной работой. В ней есть изделия как из трикотажа, так и из текстиля. Нет каких-то сложных техник, всё достаточно приближенно к жизни.
— Как ты представляешь себе человека, который будет носить твою одежду?
— Человек, который ценит в одежде комфорт и не боится выражать свои чувства с её помощью.
— Что даёт занятие дизайном тебе лично? Почему решила пойти именно в эту сферу?
— Мне с детства было интересно всё, что связано с декоративно-прикладным искусством, живописью и архитектурой. Очень хотелось реализоваться в творческой среде, и воплощение этому я нашла в дизайне костюма. Обучение именно на этой кафедре очень изменило моё восприятие относительно многих вещей. Кажется, сейчас воспринимаю и мир иначе, думаю по-другому. Я поняла, что дизайн костюма, именно та база, которую нам дают, применима ко многим сферам деятельности.
Для меня это ещё и способ выразить свои эмоции, пережитые этапы жизни.
— До "Русского Силуэта" ты участвовала в дизайнерских конкурсах?
— Да, участвовала в конкурсе "Сибирская этника".
— Расскажи подробнее об этом опыте. Что конкурсы дают начинающим дизайнерам?
— Возможность для роста. Сделать выводы о сегодняшних направлениях, как вообще другие дизайнеры думают. Но всё-таки не стоит создавать коллекции только для конкурсов и только для победы, у них должна быть и ещё какая-то жизнь вне конкурса.
— Насколько высок уровень дизайнеров, участвующих в омском этапе конкурса? Вы друг другу конкуренты или люди, делающие что-то общее?
— Мне кажется, не совсем корректно оценивать чей-то уровень. Все мы занимаемся одним делом, просто каждый по-разному.
— Ты выиграла путёвку в финал "Русского силуэта", который пройдёт в Москве. Что включает в себя подготовка к соревнованию на общероссийском уровне?
— Возможно, доработать коллекцию, добавить какие-то детали или аксессуары.
— Омскую школу дизайна и её выпускников хвалят, в том числе и в Москве. Что наши дизайнеры и художники сейчас могут привнести в российскую моду?
— То же, что и всегда, — особую культуру и своё видение, присущее омской школе.
— Русская и, в частности, сибирская локальность всё ещё дают материал для дизайна? Насколько глубоко эта тема исследована?
— Говоря о сибирской или русской локальности, надо сказать, что "локальность" здесь — понятие достаточно условное. Даже в Сибири население очень многонациональное, и, живя здесь, можно вдохновиться чем угодно. Вообще изучение культурного кода — тема достаточно актуальная, и исследовать его можно с разных сторон. Я, например, за время обучения использовала различные темы, связанные с историей моей семьи и края, в котором я родилась. Навыки, полученные мною от моих предков, в частности, вязание, вышивка и т. д., не только пригодились мне как дизайнеру, но и отражают влияние локальной культуры на формирование моего эстетического восприятия и художественного вкуса.
— Стажировка в модных домах, которую получают победители "Русского Силуэта", поможет перевести своё творчество в более практичную плоскость?
— Нас всегда учат создавать коллекции для кого-то, потому что вещь должна жить. Стажировка же поможет познакомиться с определённым типом производства, позволит получить важные навыки. Развиваться всегда здорово!
Фото предоставлено Валерием Лущиковым