Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

«Влюбиться в свой город ещё раз»: интервью с основателем инстамедиа «Постер» Максимом Вагановым  

0

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

Как команда томских студентов сумела создать интересный и популярный журнал в "Инстаграме". О любви к своему городу и коврижках работы "за бесплатно" рассказал "Омск Здесь" директор медиа "Постер" Максим Ваганов.
 

Максим Ваганов
 •  сооснователь томского инстамедиа «Постер», преподаватель Высшей школы журналистики ТГУ

Как поступить, если ты молод, активен и любишь свой город, а негативная информационная повестка местных СМИ угнетает и отбивает желание к чему-то стремиться? Ответ на этот вопрос нашёл Максим Ваганов, когда в 2019 году вместе с командой томских студентов-журналистов запустил инстаграм-медиа "Постер". Без рекламы и поддержки инвесторов за три года на медиа подписались восемь тысяч человек. Сегодня стиль "Постера" узнаваем, его многие копируют, а авторы дают мастер-классы по всей стране. С Максимом мы встретились в Новосибирске, на фестивале "Вместе Медиа". Он рассказал нам, как создавал медиа "вообще без башки", почему журналисты с постоянной работой бесплатно трудятся в "Постере" и как вся Якутия умудряется жить в WhatsApp.

— Максим, как возникла идея создать инстажурнал?

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

— У меня есть красивая история. Однажды я листал ленту "ВКонтакте", и томские СМИ писали только о том, что вот, очередного чиновника поймали на взятке, томский лес вывозится в Китай, женщину убило сосулькой… Это была подборка новостей за сутки, а в конце приписка: "Как прошёл ваш день?". И вот мой день прошёл максимально не так! Я был молод и активен, мне хотелось что-то творить, развивать город, как-то зарабатывать. Тогда я понял, что нет ни одного медиа в Томске, кто бы говорил со мной на одном языке и на темы, которые мне нравятся.

— И вы решили создать его сами?

— Верно, разослал по чатикам, в которых состоял, предложение создать такое издание для томской молодёжи. Важная оговорка, Томск — город студентов, каждый восьмой житель Томска — это студент, а каждый год в город приезжает по 15 тысяч человек: молодых, активных, заряженных на что-то креативное и классное. И всё будто бы подмывало к тому, чтобы такое медиа появилось, но почему-то никто этому внимания до нас не уделял. 

— А почему основной площадкой выбрали именно "Инстаграм"?

— Мы запустились в "Инстаграме", потому что там было больше всего нашей аудитории. Кроме того, там можно легко реализоваться. Плюс у нас не было денег на сайт и другие социальные сети. Решили малой кровью обойтись.

— Начали вы без какой-либо финансовой поддержки, только на своём энтузиазме. Сейчас реклама приносит первые деньги. То есть, работая в формате городского инстажурнала, выйти на самоокупаемость реально?

— Тут сложно. У нас всё ещё вся редакция работает бесплатно. Из издержек только, пожалуй, оплата сервисов вроде "Google Диска" и само производство материалов, например, сходить на обзор в ресторан. Это были небольшие деньги на редакцию. И сейчас реклама точно всё это окупает. В принципе, выйти на самоокупаемость реально.

— Да так, чтобы работа в "Постере" стала основным источником дохода?

— Мы всегда понимали: чтобы зарабатывать себе на жизнь только с помощью "Постера" и уйти со всех остальных работ — необходим некий инвестор, который даст определённую сумму денег на три месяца или полгода, которую мы потом, конечно, вернём. Наши сотрудники — это журналисты, дизайнеры, фотографы различного уровня изданий. Нас всё это устраивало, поэтому "Постером" занимались больше как хобби. То есть, мы получаем какие-то другие плюшки, не материальные. Сейчас мы нанимаем рекламного менеджера, который будет на ставке, чтобы в течение полугода-года вывести нас на самоокупаемость и часть команды могла бы уйти со своей основной работы к нам.

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

— Что держит в "Постере" тех, кто уже работает в других изданиях?

Мы как-то проводили мотивационную сессию и честно обо всём этом пообщались, пришли к следующим выводам. Во-первых, это офигительное портфолио! Потому что как-то так получилось, что маленькое инстамедиа из Томска подняло журналистское сообщество в России, его знают. Поэтому, когда видят в резюме строчку, что человек работал у нас, его без проблем берут на работу. Во-вторых, конечно, это тусовка, какая-то отдушина. Если человек работал до этого в информационном агентстве штатным журналистом, то в "Постере" он может какую-то главную роль занимать, к его идеям прислушиваются.

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

Редакция "Постера".

— Ваше медиа рассказывает о местах, людях и событиях Томска, прям как "Омск Здесь", в этом мы похожи. И поэтому вопрос: насколько "Постер" про любовь к своему городу, его положительным сторонам?

— Сейчас мы понимаем, что "Постер" задумывался для того, чтобы не разочароваться в городе. Когда ты журналист локального издания, ты будто бы влюбляешься в город ещё раз! Особенно если издание это позитивное, а не новостная повестка про взятки, сосульки и смерти… Ты говоришь, где можно классно позавтракать в 7 утра, знаешь всех основных художников, музыкантов города. Ты знаешь, как молодые ребята создают свой бизнес и на этом зарабатывают, знаешь все тусовки, все афиши — узнаёшь всё это первый, это сильно заряжает. Некоторые из тех, кто уже ушёл из редакции, уехал из Томска, жалеют, что, например, в Питере нет такого издания, они бы пошли туда работать даже бесплатно, лишь бы быть в тусовке.

— Сейчас у вас почти 10 тысяч подписчиков. Как думаете, какой потолок активной аудитории для медиа в городе с численностью жителей от 500 тысяч до миллиона может быть?

— 15 000 молодых и активных людей, мы считали. И это если мы не хотим размазывать аудиторию. Потом, если хотеть большего, это только расширяться на соседние регионы. Становиться массовыми мы не хотим. В городе сильный журфак, много новостных изданий и порталов, все плюс-минус пишут об одном и том же. Вот этой массовости в Томске много, а за крафтовость отвечаем мы.

— Вот эта крафтовость, кстати, проявляется и вашем визуальном наполнении. У "Постера" интересный и креативный стиль. Кем вдохновлялись при разработке дизайна?

— На томском журфаке есть сильная школа медиадизайна, мы постоянно участвуем в конкурсах от SND — это международное сообщество новостных дизайнеров. Наша Высшая школа журналистики ТГУ сотрудничает с университетом Ганновера. Пока мы были студентами, в нас это всё впихивали, показывали классные примеры, инфографики, фотографии, постоянный обмен опытом. В основном вдохновение в насмотренности.

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

У "Постера" разработана своя дизайн-система и шаблоны постов.

— Визуальный стиль каких изданий можете похвалить?

— Мы смотрим "Тинькофф Журнал" (это Москва и Питер), Enter, "Инде" (Казань), The Vilage. Нижний-Новгород — там классный редактор, очень движовая. В основном обращаем внимание на пласт тем, которые они выбирают, как они их подают. В плане дизайна — это всё зарубеж: New York Times, Washington Post, Reuters, Guardian, Business Review.

Я вообще визуал, мне очень нравится, что делает "Афиша Daily". А ещё "Верблюд в огне" (иркутское СМИ) — безумно крутые в визуальном дизайне. Они как раз ходят по грани молодёжного, актуального, современного и массового. И я не понимаю, как им это удаётся. При этом мне, живя в Томске, безумно интересно читать о том, что происходит в Иркутске, хотя я вообще там ни разу не был!

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

— Как у вас организована удалёнка? Сколько человек сейчас в редакции?

— Мы собираемся обычно на квартире, даже когда какие-то стратсессии или приезжают медиаэксперты. Буквально в выходные Лёша Абанин, экс-продюсер телеканала "Дождь" (признан иноагентом — прим. ред.) и "2х2", сидел у меня на кухне. Там же была вся редакция, слушали его рассказ о том, как можно перестроить какие-то процессы. Иногда встречаемся в аудиториях журфака ТГУ, у нас вся команда — это студенты журналистики (выпускники или действующие студенты). В команде примерно 15 человек, это сделано осознанно, чтобы никого сильно не нагружать. У нас сейчас три медиадизайнера. Таким образом ты спокойно делаешь один пост в неделю, и тебе это не доставляет какого-то дискомфорта в плане рабочих часов. Вообще, мы посчитали, если на постоянной основе, то "Постер" смогли бы делать всего 3 человека.

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

Совещание редакции "Постера" на удалёнке. 

— Максим, вы преподаёте в ТГУ. Ведение "Постера" как-то помогает вам в преподавательской деятельности?

— Один из курсов, которые я веду, это дизайн-системы в медиа, и там "Постер" часто в примерах. Ещё предполагаю, что некоторым студентам просто отрадно, что у них преподают действующие журналисты, а не теоретики. Я очень близок студентам, потому что сам недавно выпустился. В том числе мы командой "Постера" делаем дизайн для СМИ, настраиваем социальные сети, для нас это как визитка. Мы даже одно время называли "Постер" визиткой. Вместо представления говоришь "Постер", и люди понимают, чем тебе эта редакция может помочь.

— Чего аудитория ждёт сегодня от СМИ, по-вашему?

— Журналистика точно будет уходить в сторону журналистики сервисов, когда медиа не просто говорит, что происходит, а говорит, как это происходит и что нужно делать. Последние исследования агентства Havas Media во время пандемии подтвердили, что от медиа ждут больше практических советов, экспертности, ответов на вопросы, как жить в этом сложном, постоянно меняющемся мире. Раньше журналистика была журналистикой мнений — это была площадка для выступлений людей. Сейчас эти люди могут завести себе паблик во "ВКонтакте" и самостоятельно вещать. Или политик заведёт инстаграм и там своё мнение будет высказывать, а СМИ тут просто лишнее звено, которое максимально выпадает. Медиа-эксплейнеры точно набирают обороты, тому пример все медиа Ильяхова: "Тинькофф Журнал", "Кинжал", "Код". Подобные СМИ наполнены максимальной полезностью и люди за этим идут, людям это интересно и важно.

"Влюбиться в свой город ещё раз": интервью с основателем инстамедиа "Постер" Максимом Вагановым  

— Расскажите про современные медиатренды или явления, которые вызывают у вас восхищение. К примеру, "Круги на полях", образовательный "ТикТок", может, что-то в сфере рекламы и пиара?

— Я большой скептик в этом плане. Вообще, смешно говорить, что руководитель "Постера" — скептик. Сам, когда медиа создавал, был вообще без башки. А вот что касается "Кругов на полях", концепция-то прикольная, но это такая свалка контента, который ты не смотришь. На самом деле намного круче — это их "ТикТок", когда они делают выжимку этих "Кругов на полях".

Ещё мне безумно нравится рекламная интеграция, особенно качественная. И вот это как раз, к слову, о "Кругах", когда у них была первая интеграция с Okko. Весь день они просто ничего не постили, и люди запереживали. А потом авторы канала снова включились и сообщили, что сервис Okko предоставил им доступ ко всем своим фильмам, поэтому они просто провели этот день с семьёй. И с подписчиками поделились промокодом со словами: "вот вам промокод, проведите этот день с семьёй и не заходите в "Телеграм" вообще".

— Да, крутая рекламная интеграция получилась.

— Согласен! Ещё мне нравится феномен WhatsApp в Якутске. Знаете, якутяне живут в WhatsApp: там они заказывают такси, пиццу, читают новости, знакомятся (да, Tinder в WhatsApp), у них даже паблики там! Прикольная штука, когда вокруг одного канала информации построена жизнь целого сообщества.

— За каким медиаформатом видите будущее для журналистики?

— Встраивание медиа в повседневку (навигаторы, голосовые помощники). Или как в "Чёрном зеркале", когда ты просыпаешься, идёшь чистить зубы, а у тебя на зеркале и прогноз погоды, и последние новости. Вот это точно то, куда мы идём. То есть, потребление новостей во время бытовых процессов. Один из таких примеров, когда новости появляются в формате пушей на телефоне, так СМИ приходят к человеку на заблокированный экран телефона.

Фото предоставлено героем публикации.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.