Законы ароматов. Юрист о запахах и парфюмерном психоанализе
Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с омичкой, влюблённой в парфюм, и узнала, как найти тот самый аромат.
Лаура Джанаралиева
• юрист
Героиня нашего интервью Лаура Джанаралиева по образованию юрист, трудится на государственной службе и считает, что нашла себя в профессии. Но помимо закона и порядка, девушку увлекает мир ароматов. Лауру смело можно назвать настоящим парфюмерным экспертом. Она писала на личной страничке в VK интереснейшие сочинения о своих ароматных открытиях. Однако жестокий 2020 год отнял на какое-то время возможность давать оценки героям текстов. Но всё вернулось на круги своя, и она тоже обещает вернуться к своим обзорам. Мы же считаем, что Лауре пора заводить собственный парфюмерный блог.
— Лаура, с чего началась твоя любовь к ароматам?
— Я часто слушала в детстве ароматы из красивых флаконов моих родителей. Мне казалось, что парфюм — это аура мира (улыбается). Моё первое серьёзное знакомство с парфюмерией началось с духов Climat от Lancome: подарок родителей на 13-летие. И на минуточку: для девочки такого юного возраста это весьма нешуточный вариант, так как это благородная классика, та самая старая школа, которую так любят наши мамы. Не описать, как я любила эти духи, волшебную цветочную вуаль, которую, кстати, по достоинству ценили и окружающие. Смешная история: соседский мальчик часто ходил за мной, когда я выходила с подружкой гулять. И как-то он признался, что делает это, в частности, потому что ему нравится мой аромат. Маленький ценитель (улыбается).
— Ты пишешь об ароматах с большим восхищением. Почему они производят на тебя такое впечатление?
— Я сравниваю своё отношение к ароматам с чувством влюблённости: причину первого и второго явления часто невозможно объяснить, так как это химия. Ароматы неосязаемы, но они задают тон нашему настроению и завершают образ. Аромат — это невидимый почерк каждого из нас. Просто кто-то подходит к своему почерку основательно и с особой страстью, а кто-то не считает нужным над ним работать.
— Сколько ароматов в твоей коллекции?
— Сказать, что имеющееся у меня количество "не испитых" флаконов является коллекцией, было бы преступлением в мире парфюмерии, и присяжные заседатели — истинные коллекционеры — явно вынесли бы не оправдательный вердикт. Я стремлюсь собрать свою коллекцию, в настоящее время в процессе. Расходую ароматы я с завидной скоростью (улыбается).
— Есть ли у тебя какая-то интересная история, случай, связанный с ароматом?
— Таких историй несколько, но отмечу две.
В начале нулевых у моей мамы был аромат Gucci Rush от Gucci в тревел-версии. Rush — это своего рода символ духа того времени, это аромат — вызов, аромат — характер, аромат из серии "целюсь по краешку, попадаю в середину". Тяжёлая артиллерия, одним словом. В то время я бы не решилась им пользоваться в силу юности, наверное. Шли годы… Ольфакторная память (способность запоминать конкретные запахи и ассоциированные с ними события в прошлом — прим. ред.) порой жестока, аромат начал напоминать о себе каждую весну, почему-то именно с этим временем года он у меня ассоциируется. Но по непонятным причинам этот парфюм пропал с прилавков магазинов, ходили даже ужасные слухи, что его сняли с производства. И вдруг, хвала небесам, в феврале 2019 года захожу в магазин — счастье пришло, откуда не ждали (улыбается). Стоит на нижней полке та самая красная пластиковая кассета — флакон Rush. С криком: "Этого не может быть, это же он!!!" я подлетела к этой полке, испугав своим поведением всех присутствующих (смеётся). Иной реакции у меня и быть не могло! И, обнимая пропавшего без вести, я рассказала всем вокруг, что это легенда. Кстати, мой восторг мало кто разделяет, но, как говорится, о вкусах не спорят.
Из грустных историй:
Летом 2020 года, в июле, я заболела, потеряла обоняние и вкус в связи с популярным сейчас в мире заболеванием. Потеряла надолго, больше, чем на месяц. Моя подруга как раз в это смутное для меня время прислала из-за границы мне аромат уважаемого Жана Поля Готье "Скандал", новинку, которую в Омске я не встречала. Пишу, значит, очередной пост на своей странице в VK про данный аромат, написать получилось лишь про форму флакона — Готье нет равных в эксцентричности формы флаконов. Сам аромат, увы, Лаура была лишена всякой возможности обонять. Как следствие — удаление всех моих парфюмерных сочинений со страницы. Сейчас уже всё хорошо, планирую возобновить.
— Самый банальный вопрос про парфюм, но как подобрать себе аромат?
— Ответ прост: по ощущениям. В таких вопросах здравый смысл, холодный расчёт, пособие с методическими рекомендациями не помогут, скорее, навредят. Парфюм — это душа, тут надо чувствовать. Однако я нередко помогаю своим друзьям с выбором парфюма, но опять-таки данная помощь сводится к тому, чтобы направить человека на основании моих знаний об особенностях его характера на тот самый истинный путь (улыбается). Это своего рода парфюмерный психоанализ: интересный жанр.
— Значит, по аромату, который выбирает человек, можно сделать выводы о нём самом?
— Увы, не всегда. Однако определённый психологический портрет начинает вырисовываться. Всё-таки парфюм — это обрамление, основа, это там — внутри каждого из нас. Но каюсь, грешна, часто бываю категорично настроена в отношении людей, если чувствую чересчур популярный аромат. Но это я лишь мысленно, ведь я же не знаю предысторию, да и запретить любить кому-то какой-то, пусть и самый популярный, аромат никто не имеет права.
— Туалетная, парфюмерная вода, духи, селективная парфюмерия. В чём различия и как понять, что из этого лучше выбрать для себя?
— Туалетная вода, парфюмерная вода и духи — это разделение обусловлено уровнем концентрации, в духах она самая высокая. В этом перечне не хватает одеколона — это самая лёгкая вода. Право выбора за каждым: кого-то смущает громкость концентрации в духах, кому-то же не хватает смелости в концентрации туалетной воды — всё индивидуально. Лично меня вполне устраивает концентрация парфюмерной воды. Отмечу, что концентрация в виде духов встречается довольно нечасто.
Теперь к вопросу о селективной (нишевой) парфюмерии. Есть несколько критериев, на основании которых парфюмерия делится на люкс и селективные ароматы (нишевые):
-
качественные ингредиенты;
- сложность композиции;
- аудитория;
- стоимость.
Селективная или нишевая парфюмерия отличается как раз сложностью композиции, высокой стоимостью и особо ценным качеством ингредиентов. Нишу ещё называют "ароматы не для всех", я с этим согласна с точки зрения именно частого непонимания сущности композиции.
Люкс — это ароматы, которые у всех на слуху, известные бренды, по стоимости — можно себе позволить: тут и Dolce & Gabbana, и Lancome, Armani, Dior, и Paco Rabanne, и Mugler (у него также есть и нишевая линейка) и так далее. Я поклонница ароматов категории люкс, нишу воспринимаю тяжело.
— У ароматов есть актуальность, тенденции? Какие запахи сейчас в тренде?
—Да, мир парфюмерии также подвластен диктату моды. Например, последние лет семь ярко развито направление гурманских ароматов (ароматы, имитирующие и воссоздающие запахи еды, напитков, деликатесов). Однако смею отметить, что есть как гурманские парфюмы с глубиной, так и плоские сладкие ароматы, которые были, есть и будут. Не хотелось бы, чтобы их помещали в один ряд, говоря о гурманике.
— Многие считают, что покупать парфюм в качестве подарка не стоит — сложно угадать, какой запах понравится человеку. А что ты думаешь по этому поводу?
— Ложь, обман и провокация (улыбается). Я против этого стереотипного подхода. Также против мнения о том, что если не слышишь на себе аромат, значит, это твой запах. Есть образ человека, который так или иначе у нас ассоциируется с каким-то направлением запахов, будь то гурманский, свежий, шипровый либо древесный. Подбор аромата для определённого лица — это целая история, которая предполагает и анализ, и дедукцию с синтезом и индукцией вместе (улыбается). Естественно, если вы наверняка не знаете, что человек влюблён в нишевую парфюмерию, и подарите ему какой-то суперсложный аромат кожи, дыма либо уда (вещество из агарового дерева, — прим. ред.), велика вероятность испортить настроение себе и одаряемому. В данном случае лучше обойтись люксом и желательно лёгкими цветочными ароматами, цветы-то мы все любим.
Второй момент: не стоит поддаваться веяниям модных тенденций в мире парфюмерии и срочно бежать покупать в качестве подарка очередной демонстрируемый на всех баннерах и в СМИ аромат. Индивидуальный подход никто не отменял. Отмечу также, что нельзя пренебрегать классикой. Да, не всем подойдёт "Пятёрка Шанель", но есть и молодые девушки, на которых она садится идеально.
— Нужно, значит, учитывать и черты характера человека?
— Учитывать нужно, но не до абсурда. Если вы выбираете аромат маме, это не означает, что срочно надо бежать к стеллажу, где стоит "Шанель". Мама, может, хочет чего-то гурманского. Да и по мне никто не скажет, что я поклонница Gucci Rush. Игра на контрасте очень сильная (улыбается). Поэтому учитывать характер надо, но иногда можно и сместить вектор.
— Как ты относишься к ароматам унисекс? Многие парфюмерные дома сейчас их выпускают.
— Прекрасно отношусь, считаю, что господин Том Форд особенно хорош в этом жанре. Сама лично с недавних пор питаю слабость к творению Френсиса Куркджяна.
— Существуют ли плохие ароматные композиции или это только дело вкуса?
— О вкусах не спорят, в мире парфюмерии властвует демократический режим и каждому гарантирована свобода выбора. Буду откровенна: есть ароматы, которым я ставлю двойки. Имена называть не будем, может, исправятся (улыбается).
— У тебя есть аромат мечты?
— Да, есть, это ретро-аромат "L" от Lolita Lempicka.
Напоследок скажу, что, как писал Владимир Набоков, запахи воскрешают прошлое (отсылка к цитате В. В. Набокова из романа "Машенька": "…как известно, память воскрешает всё, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним"). Если вам до боли захотелось прочувствовать определённый период вашей жизни, аромат, которым вы пользовались в то время, легко подарит вам ту самую атмосферу.