И. Мухин: система статистических данных — мое главное достижение в КХЛ
Руководитель отдела статистики и аналитики КХЛ Игорь Мухин рассказал в интервью корреспонденту AllHockey.Ru о принципах работы системы «Умная шайба», а также поведал о развитии статистики в лиге.
«Моя работа является моим хобби»
— Как вы попали на работу в КХЛ?
— На работу в Континентальную хоккейную лигу меня приняли после двух лет работы в Федерации хоккея России. А до этого я работал в газете «Советский спорт» и еженедельнике «Весь хоккей». В 2006-м меня пригласили в ФХР, где в течение двух лет я работал специалистом по статистическому обеспечению соревнований. Летом 2008 года меня приняли в КХЛ.
— Получается, вы работаете в лиге практически с момента ее основания.
— С момента начала ее практической деятельности. Создали лигу в феврале, утвердили в марте, а в широком смысле формирование кадрового состава началось с мая. В июне-июле, когда пошла активная подготовка к сезону, начали работать все спортивные службы.
— Почему вы в свое время решили заняться именно статистикой?
— Мне повезло в том плане, что моя работа совпадает с моим хобби. Как и большинство любителей хоккея, я начинал с того, что стал собирать хоккейные фотографии из газет и журналов. Потом к ним добавились газетные вырезки, программки, справочники, книги и все, что связано с нашим видом спорта. Хобби стало работой в начале 90-х, когда в течение двух лет я участвовал составе пресс-группы хоккейного клуба ЦСКА, ставших «Русскими Пингвинами» в составлении программ к матчам. А увлечение статистикой зародилось, скорее, не от переживания за результаты любимой команды или сборной , но от любви к хоккею. И еще мне всегда хотелось знать немножко больше, чем просто «болеть».
— Кто является основным потребителем данных, собираемых во время матчей КХЛ?
— Статистика, как и сама игра, имеет целый ряд этапов в своем развитии. Не секрет, что хоккеисты не были первооткрывателями в сборе спортивной информации, которая касалась не только счета матчей, но и сведений о том, кто забил, отдал и вообще участвовал в играх. Прародителем спортивной статистики являются бейсбол и американский футбол. Как и в этих видах спорта, в хоккее все начиналось стандартно: с систематизации данных о «голах, очках секундах». А потребителями явились прежде всего болельщики.
Есть два основных вида статистических показателей: спортивные и технико-тактические. Первые – это результаты спортивной деятельности команд в матче, вторые — фиксируются в результате наблюдения. Например, гол — это спортивный показатель. Показатели первого вида больше востребованы любителями хоккея. А зафиксированные показатели: броски, силовые приемы, игра на вбрасывании – это «пища» для специалистов, тренеров и аналитиков. Сейчас сервисы сбора и анализа такой информации очень развиты и востребованы. Перечень очень разнообразен и велик.Сейчас мы считаем количество смен игрока на льду, его среднее и общее игровое время, количество входов в зону и успешных передач, скорость передвижения и ускорений, точность передач, силу броска и многое другое.
— В прошлом сезоне на матчах КХЛ на табло стали выводить дистанцию, преодолеваемую хоккеистами, а также их среднюю скорость. Расскажите подробнее о том, как все это измеряется.
— С прошлого сезона лига начала реализацию проекта «Умная шайба». В шайбу встроен чип, собирающий, обрабатывающий и отсылающий информацию в базу данных в режиме онлайн, а на свитеры хоккеистов и судей крепятся устройства, которые находятся в контакте с умной шайбой. За основу взяты технологии учета дистанции, силы и скорости, давно применяемые в велоспорте и футболе, естественно, с учетом специфики хоккея. Так что мы используем и активно реализует на практике то, что уже применяется в других видах спорта.
— Трудно ли было выводить эти данные на табло на старых аренах?
— Дело в том, что старых информационных табло на наших стадионах не осталось, все арены оснащены современными видео-кубами. Как я уже сказал, умная шайба собирает и передает информацию в базу данных. Доступ к ней имеют и техники, обслуживающие табло. Точно также они забирают для размещение на медиа-кубе данные, например, о статистике бросков и вбрасываний. А внешний вид, способы верстки, так сказать — это уже вопрос к дизайнерам. Но стандарт формы подачи информации, который работает на всех аренах, существует.
— Часто ли ошибается эта система? По сезону создалось впечатление, что она работает практически без сбоев.
— Впечатление верное. Что касается ошибок… Это определение — «ошибка» мы используем только в тех случаях, когда не зафиксированы действия, не сложные наблюдения, оценки и принятия итогового решения. Определенный субъективизм существует при всех видах фиксации статистических показателей, вне зависимости от того, как выполняется эта работа, человеком или без его участия. Что такое чип, встроенный в шайбу? Это мини-компьютер, в который заложен алгоритм расчета для фиксации того или иного показателя. Соответственно, фиксация показателей должна происходить тогда, когда все условия для нее, по мнению этого чипа, реализованы. Но ведь мы имеем дело не с заранее запрограммированными действиями хоккеистов в ситуациях, возникающих на площадке. Это же не настольный хоккей или футбол, где участники двигаются по определенным желобкам. Так что в матчах, как вы знаете, достаточно эпизодов, в определении результатов которых требуется дополнительная помощь. Поэтому в таких случаях приходится просматривать повторы для того, чтобы принять окончательное решение.
«Разработчики реализуют изменения во внешнем виде сайта КХЛ к началу сезона»
— Есть ли уже идеи относительно новинок, которые мы можем увидеть в новом сезоне?
— Это будет второй сезон работы проекта «Умная шайба», который, естественно, будет развиваться. Это развитие предполагает под собой увеличение количества показателей, которые будут фиксироваться. Пока мне сложно сказать, каких именно, потому что перечень основных статистических показателей реализован на 99 процентов.
Проект «Умная шайба» — это не просто шайба, в которую встроен чип. Это камеры на стадионах, это дополнительное принимающее оборудование. Это на чемпионате мира его использовать достаточно просто, так как он проводится всего на двух стадионах. Но в нашем случае мы работаем с 24 клубами. Соответственно, один из основных вопросов — это вопрос финансовый, не будет ли это слишком затратно для всех. Думаю, вы согласитесь с тем, что лига не может свести свою работу к тому, чтобы только производить умные шайбы и покрывать оплату их производства. Наверное, это будет неправильно с точки зрения ее деятельности как оргструктуры.
— Откуда черпаются эти идеи? Постоянно ли ваш отдел придумывает их самостоятельно или же что-то вам могут подсказать сторонние наблюдатели?
— Недостатка в идеях у тех, кто находится близко к хоккею, нет. Вопрос в том, насколько это все реализуемо. Хотелось бы слышать не просто высказывания, а некую конкретику насчет того, для чего и как будут работать эти идеи. А ограничений в том, кто может их предлагать, нет. Вопрос в том, какими способами реализовывать предлагаемое на практике. Когда мы вынашиваем какую-то идею, то каждый из нас имеет представление о том, для чего она нужна. Главное, чтобы она не оставалась на уровне благих пожеланий. Любое видоизменение хоккейной инфраструктуры касается не только лиги или федерации, но и клубов. Если они будут относиться достаточно нейтрально к тем процессам, которые предложат организации, проводящие соревнования, то хорошего результата в этом случае не будет. Вопрос развития хоккейной инфраструктуры стоит достаточно остро. Клубные финансы должны тратиться не только на оплату труда хоккеистов, но и на этот аспект. Повышать хоккейную культуру, на самом деле, надо всем, это не должно быть только инициативой сверху, и если хоккейные практики воспримут эти идеи безучастно, то они ничего не дадут.
— Планируются ли какие-либо нововведения в дизайн раздела статистики на официальном сайте КХЛ?
— Насколько мне известно, разработчики должны реализовать некоторые изменения во внешнем виде и объеме информации раздела статистики и всего сайта к началу нового сезона. Этому посвящена совместная работа с компанией SAP, которая сейчас занимается обновлением дизайна и содержания раздела статистики на официальном сайте КХЛ.
«Два десятка лет работы сгладили мои болельщицкие симпатии»
— С чего началось ваше увлечение хоккеем?
— У меня была стандартная история для начала 1970-х годов прошлого века. Я вырос в обычной московской семье. Мой папа был не чужд занятиям спортом, он в детстве и юности играл в футбол, а также хоккей с мячом и шайбой. Старший брат тоже был активным действующим спортсменом. На самом деле, это увлечение началось неосознанно. Мне понравился хоккей, я тогда был трехлетним мальчиком. Футбол же в плане переживаний и внимательного наблюдения увлек меня немного позже. Почему хоккей? Не знаю. Просто он мне тогда понравился. Потом мое увлечение стало шире и глубже. Безусловно, я сам тоже не избежал занятий спортом. Играл в футбол и хоккей. Как и любой среднестатистический городской советский школьник, я мог на приемлемом уровне играть в любую спортивную командную игру.
— Статистика — наука нейтральная и точная, но есть ли у вас любимая команда, игрок или тренер?
— Более чем два десятка лет работы внутри хоккейного цеха, безусловно, сгладили мои болельщицкие симпатии. Но, конечно, есть близкие по настроению и взглядам люди, за игрой и работой которых я слежу и переживаю и которым всегда желаю успеха. Что это за люди? В 2007-м году я работал в юношеской сборной России, которая выиграла чемпионат мира до 18 лет под руководством Мисхата Фахрутдинова. Соответственно, сопереживаю всем участникам и тренерам той команды, пусть со многими из них мне уже не доводится общаться. А если говорить о людях, с которыми довелось встретиться в то время, когда я еще был юным хоккеистом и болельщиком, то это теперь ветераны, которым сейчас около 50 или больше. Это Владимир Лутченко, Виктор Шалимов, Владимир Мышкин, Дмитрий Гордиюк, Дмитрий Красоткин, Равиль Якубов и Алексей Трощинский и многие другие.
— Случались ли за время вашей работы досадные ошибки?
— Сложно сказать. Был момент перед сезоном 2006/07, когда в Федерации хоккея России сменилось руководство. Вместо Александра Яковлевича Стеблина во главе ФХР встал Владислав Александрович Третьяк. Тогда существенно омолодился кадровый состав. И по некоторым причинам федерации не удалось продлить соглашение с ее тогдашним статистическим оператором, которым являлась компания Global Sport Consulting. И получилось так, что мы вышли на старт чемпионата, не имея системы ведения статистики как таковой. Сейчас текстовые трансляции на сайтах кажутся неким анахронизмом, но на тот период времени этим трансляциям на сайте Суперлиги было всего три года. Для большого числа любителей хоккея они были единственным источником информации. Интернет тогда только начинал широко распространяться по нашей стране.
Так вот, все это приходилось делать в авральном режиме. Для меня это был первый опыт, потому что до этого я в газете занимался обработкой уже имевшихся данных. А здесь мне самому пришлось создавать работающий продукт с нуля. Мы создали новую систему, но, конечно, она была не без недостатков. У нее было много недочетов, с которыми нам приходилось бороться в течение всего сезона. Тогда мы подвергались очень жесткой критике. Нам не было стыдно, но было неприятно из-за того, что мы не оправдываем возложенных на нас надежд.
У меня были очень хорошие наставники. Переход из категории действующего хоккейного журналиста к работе в хоккейной организации в качестве этакого чиновника ни для кого простым не является. Специфика организации проведения соревнований складывалась даже не годами, а десятилетиями. Идеальной она без участия тогдашнего директора Суперлиги Николая Николаевича Урюпина и отдела проведения соревнований в лице Сергея Козлова и Павла Макарова не была бы. Но беру на себя смелость утверждать, что КХЛ вывела организационные принципы на более высокую ступень. В этом вопросе мы достигли прогресса. Но задача прогресса — не стоять на месте. Для нас, как для проводящей организации, это самое главное. Нам, как медикам, нужно не навредить. Наша задача — создать и реализовать единые требования для всех участников, чтобы они могли максимально проявить себя в этих соревнованиях.
— Каково ваше наивысшее достижение за время работы в КХЛ?
— Моим главным достижением стало участие в разработке и внедрении и развитии системы статистического обеспечения соревнований. Я могу сказать, что с началом КХЛ наш хоккей впервые, и это не преувеличение, на постоянной основе получил систему точных статистических данных, работающую в режиме реального времени. Это все доступно широкому кругу пользователей, сохраняется в виде архивных данных и развивается. А возможным такое положение дел стало благодаря организаторам лиги, которые при создании КХЛ учли те недоработки, которые существовали ранее при организации статистического обеспечения чемпионата.