«Опасные реконструкторы»: после дела Олега Соколова вспомнили несчастные случаи
Участники военно-исторических фестивалей подвергаются риску
Оглушивший всех в эти дни триллер про историка-убийцу Олега Соколова привлек внимание к теме военно-исторических фестивалей. Ведь расчленитель был одним из основателей движения реконструкторов в нашей стране. Всплыла история о том, что Соколов, имевший в «потешных войсках» чин «генерала французской армии», губил лошадей и путал постановочные бои с реальными. Мы собрали смертельные и просто очень неприятные случаи, связанные с военными реконструкциями.
фото: Михаил Ковалев
Перед выстрелом из прадедовского ружья не забудь вынуть из дула шомпол!
Самый свежий по времени случай произошел 2 мая нынешнего года в окрестностях подмосковного города Ступино. Там, неподалеку от Белопесоцкого монастыря, проходил традиционный фестиваль реконструкторов «Огненная дуга». На сей раз участники разыгрывали эпизод из Великой Отечественной: неудачный прорыв немецкой группы близ чешской деревни Сливице. Всего в реконструкции участвовало 500 человек. По нелепой случайности один из них погиб на импровизированном поле боя по-настоящему.
29-летний Игорь Ищенко приехал на фестиваль с соответствующим времени реконструкции оружием – старым советским пистолетом ТТ. Он был убежден, что «ствол» выхолощен и может стрелять только шумовыми патронами. По крайней мере, так говорил приятель, у которого Ищенко взял этот пистолет. Увы, мужчина заблуждением: ТТ оказался заряжен настоящим боеприпасом. В какой-то момент Игорь нажал на курок, и пуля угодила ему в голову. Примчавшаяся «скорая» уже ничем не могла помочь.
Другой инцидент со смертельным исходом омрачил осенью 2011 года проведение международного военно-исторического фестиваля на Украине, под Каменец-Подольском «Каменец – земля героев». Трагедия произошла днем 2 октября, когда участники фестиваля инсценировали боевые маневры пехоты образца XVII века. Подробности произошедшей трагедии сообщили на сайте МВД Украины: «36-летний мужчина, который принимал участие в реконструкции, во время перезарядки самодельного макета янычарского ружья образца той эпохи, которое не является огнестрельным оружием, не вынул шомпол для прессования пороха и осуществил выстрел…» При воспламенении заряда забытый в дуле инструмент разорвало на несколько фрагментов, сыгравших роль своеобразнеой картечи. Один из этих осколков попал в голову другому участнику фестиваля – 38-летнему мужчине (по некоторым сведениям – гражданину России). Он получил открытую черепно-мозговую травму, от которой скончался в реанимационном отделении Каменец-Подольской городской больницы.
Обнаружились также упоминания об эпизодах, когда в ходе боев-реконструкций участники получали травмы.
Весной прошлого года в нашей Северной столице «ретро-ДТП» произошло. 29 апреля на фестивале «Боевая сталь», проходившем в Парке имени 300-летия Санкт-Петербурга, двое детей и взрослый мужчина попали под танк времен Великой Отечественной – Т-60, когда тот по ходу сценария реконструкции переезжал песчаную насыпь. Постадавшие получили травмы.
Год 2017-й был отмечен серьезным происшествием на фестивале «Русская Тоскания» в городе Ворсма Нижегородской области. Там во время показательного поединка на мечах одному из участников реконструкции едва не выкололи глаз.
Очевидец происшествия сообщал в соцсетях: «Они начали сражаться, сначала со щитами, потом без щитов. В какой-то момент он демонстративно «проколол» его «под мышкой». Он упал, а затем нападавший зачем-то нанес добивающий колющий удар в область головы. Не быстро, медленно даже. Но тем не менее он попал ему под глаз похоже. Не знаю, было ли это запланировано, но у того потом пошла кровь, вызвали «скорую», людей отогнали. Через минуты 3 подъехала дежурившая там «скорая». Потом мы видели, как она с мигалками уехала в Ворсму…» К счастью, медики быстро провели операцию и смогли сохранить пострадавшему зрение.
Беда приключилась однажды в Крыму (еще украинском в ту пору). 28 сентября 2013 года в поселке Вилино (Бахчисарайский район) состоялся VI Международный военно-исторический фестиваль «Альминское дело». Участие в реконструкции приняли около 150 представителей военно-исторических клубов из Украины, России, Белоруссии, Великобритании и Франции. Увы, этот форум оказался отмечен неприятным происшествием.
Во время чистки одной из пушек произошел взрыв. Как сообщили потом сотрудники спасательных служб, взорвались пиротехнические пороховые снаряды. В результате пострадали участники исторической реконструкции — 48-летний житель Севастополя и 33-летний киевлянин. Обоих доставили в больницу с ожогами лица и рук.
Уголовным делом и судом закончилось для одного из любителей «батальных игр» участие в военно-историческом фестивале «Реконструкция боя времен Великой Отечественной войны 1941-1945», проводившемся в сентябре 2011 года и посвященном празднованию Дня города Приозерска.
В пылу «баталии» реконструктор умудрился неудачным выстрелом ранить «противника» в голову. Позднее сотрудники прокуратуры сообщили представителям прессы, что этот мужчина «самостоятельно произвел прицельный выстрел из макета противотанкового гранатомета, смонтированного на производство выстрела макетом гранаты, в сторону движущегося макета танка. В результате макет гранаты – тупой твердый предмет массой 1465 грамма попал в голову другого участника, лежавшего на танке. Потерпевшему была причинена открытая черепно-мозговая травма, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью.» Впоследствии суд приговорил «гранатометчика» к году исправительных работ условно, а также выплате потерпевшему более 900 тысяч рублей.
И снова «огнестрел». Летом 2012-го была организована историческая реконструкция в Ленинградской области, посвященная событиям войны 1812 года. Во время этого постановочного сражения одна из пушек «шарахнула» по-настоящему. Причиной тому – забывчивость: в стволе остался банник, которым перед тем заталкивали в орудие пиротехнический пакет. Этот «снаряд», вылетев при выстреле, угодил в бедро одному из реконструкторов. Раненого пришлось отвезти в больницу.
Ох уж эти «беспризорные» банники! Корреспонденту «МК» самому довелось оказаться свидетелем подобного же инцидента во время проведения исторической реконструкции на Бородинском поле в начале «нулевых» годов. Наблюдая со зрительских мест за генеральной репетицией будущего сражения, я увидел, как возле одного из орудий после очередного выстрела вдруг засуетился народ, кого-то упавшего потащили в сторону, потом туда же прибежали медики с носилками. Позднее выяснилось, что оставленный в стволе пушки банник при выстреле воткнулся в реконструктора, нанеся ему тупое ранение живота.
А вот на военно-историческом фестивале «Ледовое побоище», устроенном на Псковщине в апреле 2009 года, одного из участников подвела собственная сноровка. Во время конкурса по рубке мечом кочанов капусты (!!) этот «рыцарь», приехавший из Франции, не удержался в седле, упал с лошади и получил настолько тяжелую травму, что его пришлось уносить с ристалища на носилках.
К слову сказать, в упомянутом фестивале принял участие и герой нынешних криминальных хроник историк Олег Соколов. В конце «ратного действа» он выступил с речью. О ЧП с травмированным французом ни словом не обмолвился, зато подчеркнул, что «именно возможность участвовать в сражениях привлекает воинов-реконструкторов для участия в подобных фестивалях».
***
Картину незапланированных «боевых потерь» дополнил в своем рассказе один из ветеранов реконструкторского движения – Александр, который «воюет» на разных фестивалях полтора десятка лет:
«Некоторые случаи связаны с конными бойцами. Бывало, лошади сбрасывали их с седел. А однажды не слишком умелый кавалерист умудрился, воинственно размахивая своей шашкой, отрубить (хотя она и совершенно тупая!) ухо своему коню.
Пара случаев на моей памяти связана с «артиллерийскими конфузами». Лет 10 назад участвовал в очередном октябрьском фестивале в Бородино, посвященном событиям осени 1941 года.
Для реконструкции тогда на поле боя привезли несколько единиц военной техники с одной из киностудий. Некоторые образцы оказались в весьма потрепанном состоянии. Среди них была и пушка-«сорокапятка», около которой я находился во время боя. После очередного выстрела холостым зарядом затвор орудийного замка не удержался на своем месте, напором пороховых газов его открыло, и в сторону орудийного расчета выбросило снарядную гильзу! Она угодила по ноге одному из реконструкторов, перебила два пальца.
В другой раз получилось очень эффектно внешне. При проведении военно-исторической реконструкции, посвященной Первой мировой, нас снабдили специально изготовленными полноразмерными макетами пушек-трехдюймовок. Дуло у них сделано из дерева, а внутрь вставлена металлическая труба, в которую и помещается пиротехнический заряд. Я как раз был «прикомандирован» к артиллерийским расчетам. При очередном выстреле (по правилам техники безопасности нужно предварительно всем отойти на несколько шагов от орудия) услышал какой-то непонятный треск. Приблизившись к трехдюймовке, с удивлением обнаружил, что она сильно изменилась внешне: торчит наружу лишь внутренняя жлезная труба, а бутафорского наружного ствола нет. Оказывается, этот деревянный муляж разорвало и куски разбросало вокруг. К счастью, никого ими не зацепило…»
У другого моего собеседника – Николая, реконструкторский стаж еще больше. В военно-исторических клубах он уже более 30 лет.
«Все рассказы о том, что, якобы, на фестивалях реконструкторов то и дело случаются происшествия с тяжелыми травмами и даже смертями, – это выдумки. Конечно, подобные инциденты бывают, но не так часто. По имеющейся у меня статистике соотношение 1:20. То есть один трагический случай на 20 постановочных «боев». А причиной подавляющего большинства этих ЧП (мы называем их эксцессами) является элементарное несоблюдение кем-то из участников правил техники безопасности.
Характер травм во многом зависит от эпохи, которая реконструируется. У тех, кто занимается «доогнестрельными» сражениями, более вероятны резаные, колотые раны. «Эпоха пороха» чревата для разгильдяев ожогами, контузиями. Ну а кроме того неловких бойцов могут подстерегать вывихи и переломы при неожиданных падениях: во время «сражения» на поле под ногами вдруг окажется незамеченная ямка, бугорок …
Отдельная история – конные воины. Мало кто из реконструкторов может себе позволить роскошь иметь собственного боевого коня. Чаще приходится скакуна арендовать на время очередного фестиваля. Но обученных, специально подготовленных лошадей – таких, которые не боятся грома выстрелов и мелькания вооруженных людей вокруг, – на всех достать невозможно. Так что вынуждены брать животных из обычных конюшен (цена их аренды, все равно, весьма велика: чтобы заполучить лошадку на 3 дня у нас нужно выложить минимум 10 тысяч рублей, а за границей прейскурант еще выше – до 500 евро!).
Таких «гражданских» коней пытаются в течение одного-двух дней «обстрелять» – приучить к звукам выстрелов, лязгу клинков, мельтешению боя… Но это, чаще всего, имеет не слишком эффективный результат. Поэтому во время реконструкции падения с внезапно испугавшихся и взбрыкнувших лошадей – не редкость. Иногда дело кончается для всадника очень неприятно. Например, в нынешнем году на знаменитом европейском военно-историческом фестивале «Ватерлоо» один из участников, упав с лошади, сломал руку. (Для лошадей все тоже может закончиться более чем печально: неопытные или впадающие в раж всадники калечат их. Про того же Олега Соколова французские реконструкторы рассказали: после того, как он фактически убил коня в Испании, за границей ему перестали давать лошадей в аренду — «МК»).
Забытые в стволах шомполы и банники – тоже «классика». Мы называем это ошибкой молодого бойца. Про упомянутый вами случай на Бородинском поле я знаю. Был свидетелем и еще одного подобного. На фестивале в Булонь-сюр-Мэр во Франции в 2003 году. Накануне «сражения», ужиная там за общим столом, познакомился с коллегой – французом-реконстуктором, который сидел рядом. А на следующий день этот человек трагически погиб: его насквозь пробило шмполом, вылетевшим при выстреле из чьего-то ружья.
Как говорят у нас в «реконструкторских частях», самое красивое для зрителей и безопасное для участника – находиться в третьей линии войск. Там не стреляют…»
Сейчас на форумах реконструкторов наблюдаются признаки паники: многие опасаются, что в связи с делом Олега Соколова власти обратят пристальное внимание на эксцессы реконструкторского движения.
Читайте материал «Раскрыты семейные тайны историка-убийцы Олега Соколова:»Чудовищами были все»
Смотрите видео по теме:
«Опубликовано видео танца Олега Соколова с Анастасией Ещенко»
09:59