Дневники Конкурса им. В. Я. Шпета. Исполнителям нужно волноваться за… композитора
В каком случае нет смысла заниматься музыкой? Как из ребёнка, мечтающего о космосе, вырастить феноменального скрипача? Чем волнение может помочь музыканту?
С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета. В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет.
Мы уже поговорили с членами жюри по специальности "виолончель" — Кириллом Кравцовым и Кириллом Родиным. Сегодня наш собеседник — Граф Муржа, председатель жюри по специальности "скрипка", Заслуженный артист России, преподаватель Московской государственной консерватории имени Чайковского.
Нравятся ли маленьким детям занятия музыкой
Вряд ли детки в три года хотят заниматься. Я всячески, насколько мог, игнорировал, убегал, прятался, делал всё, что возможно, чтобы урока не было. Моим первым преподавателем был отец. С моей стороны были предложения, что я хочу быть космонавтом — без скрипочки. Но папа мне объяснил, что это очень опасно: "Ты можешь не вернуться. Такие случаи были". Потом я хотел быть врачом. Он мне сказал: "Если ты будешь врачом, ты можешь что-то плохое сделать, и все родственники [пациента] приедут, будут тебя караулить". А если ты на скрипке плохо отыграл, директор филармонии поменялся, и ты снова можешь приехать, снова плохо играть, и всё будет у тебя хорошо. Я предложил виолончель, но меня убедили в том, что лучше скрипки ничего нет. А если серьёзно, то это очень важный вопрос: нужно найти какой-то контакт [с ребёнком]. Ради чего? Заинтересовать! Это должна быть какая-то игра, потому что все дети хотят во что-то играть. И музыка — это игра. Вместе с игрой на скрипке какая-то ещё дополнительная игра, и тогда процесс идёт.
Граф Муржа
О поздней любви к своему инструменту
Понять, что ты будешь скрипачом и это будет тебе нравиться, можно очень поздно. Я это понял в тридцать. Но если ты уже полюбил [играть на инструменте], то вряд ли даже какие-то серьёзные потрясения смогут этому помешать. Очень важно понимать, что любое дело, которое ты делаешь с удовольствием, ты должен стараться делать профессионально, максимально хорошо. Если ты занимаешься чем-то как любитель, ты должен это делать максимально хорошо, хотя бы на уровне любителя. И тогда всё будет гораздо проще. Если вы хотите добиться какого-то суперкачества, суперуровня, конечно, необходимо прикладываться. Но суперсерьёзно воспринимать занятия, чтобы они приводили тебя к состоянию постоянного напряжения, не нужно.
Что означает готовность к конкурсу
Вы не можете подготовиться к конкурсу, если вы психологически к нему не готовы. Психика стабилизирует ощущение, что вы владеете, что вы знаете. Если вы несколько раз это играете, то выходит [хорошо] хотя бы один раз. И есть такая методика: если вышло один раз очень здорово, значит, вся программа может быть сыграна вот так. И к этому нужно стремиться.
Сначала — психологический настрой на то, что было бы интересно подготовиться. Потом — хорошая работа. Когда более-менее всё подготовлено, нужно несколько раз отыграть качественно. Вообще всё, что связано с волнением, как правило, связано с неготовностью. Он не будет нервничать, значит у него не будет мандража, который разрушает музыкальное впечатление. Случайности могут произойти, но это будет что-то живое, потому что ты будешь слышать уровень.
Обмен энергией при каждом выходе на сцену
Сколько бы раз я ни играл что-то, для меня самое главное — это представить программу так, чтобы я мог точно передать то, что я чувствую. Если я сыграю вам все ноты, а у вас не будет мурашек, то для меня это всё бессмысленно. Мне неинтересно, если нет внутреннего ощущения, что вы мне что-то отдаёте. Если ты не отдаёшь, значит нет обмена энергией. Понимаете? Это скучно, это неинтересно. Обязательно нужно волнение, но не за то, что у меня что-то не выходит, а волнение за то, чтобы я максимально хорошо представил композитора, которого я буду играть. Вы его представляете, вы волнуетесь за друга. Вот это важно.
Как председатель жюри принимает решение в спорных случаях
Я всегда обращаю внимание на музыкального человека, чтобы он был естественен, чтобы он был в контакте с инструментом. Чтобы я видел, какова природа его взаимоотношений с музыкой и инструментом. Нужно, чтобы я захотел купить билет на выступление этого человека. То есть не просто послушал один раз: "Спасибо, молодец, ты всё выучил", а чтобы я захотел его слушать ещё раз. Тогда есть идея, тогда есть смысл этим заниматься. Мне интересен внутренний мир этого человека. Совершенно неважно, это ребёнок или не ребёнок.
О пользе не выигранных конкурсов
Очень важно внутри чувствовать, что то, что ты отдаёшь, в конечном итоге приносит результат. Конкурс может и не быть суперудачным, но он принесёт пользу, и в следующий раз наверняка будет успех. А успех заключается в том, что когда вы работаете, занимаетесь, представляете материал, нужно это делать с большой любовью. Не бойтесь членов жюри. Они такие же живые, как вы, и просто хотят услышать, как вы чувствуете музыку. Нужно постараться сыграть с большим удовольствием то, что есть.
Особенность чудесного конкурса им. В.Я. Шпета заключается в том, что ни у кого из членов жюри не будет своих учеников. Мы будем слушать вас абсолютно объективно и с удовольствием. Сейчас ещё есть какое-то время [на подготовку], нужно сконцентрироваться и заниматься так, как будто этот конкурс уже сегодня. И это очень поможет. Так что получайте удовольствие, не бойтесь никого и ничего. Мы все вас очень любим и ждём от вас именно ваших творческих достижений и откровений!
Полную версию интервью слушайте в подкасте. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!
Комментарии закрыты.