По 2 дня в грязи: как омичи ездили в Новосибирск по дороге, о которой рассказали Путину?
Еще несколько десятилетий назад дорога, расширить которую просят президента, была хуже любой из ныне существующих в Омской области.
Пресс-служба регионального Минстроя
Накануне омская журналистка Елена Беляева в рамках большой пресс-конференции спросила у президента Владимира Путина о расширении трасс от Омска до Тюмени и Новосибирска. Эти федеральные трассы давно перегружены и нуждаются в реконструкции с расширением с 2 до 4 полос. Президент пообещал рассмотреть этот вопрос и обсудить его с вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Будут ли расширены дороги – непонятно.
Все уже забыли, что в 2021 году бывший губернатор Александр Бурков обещал сделать на трассе Омск – Новосибирск полосы обгона длиной 2–3 километра. Бурков уже давно не губернатор, а об этих полосах все забыли.
Между тем еще несколько десятилетий назад, чтобы добраться до того же Новосибирска, омичам вместо нынешних 8–9 часов нужно было потратить до 2–3 суток. Об этом говорит автоэксперт, а в прошлом дальнобойщик Василий Залознов.
– Сразу после института в 1982–1983 годах я работал водителем КамАЗа и часто ездил в Новосибирск по старой дороге. Она шла по Сыропятскому тракту через Нижнюю Омку, Усть-Тарку, Куйбышев, Убинское, Каргат. Дорога была ужасной. За Нижней Омкой заканчивался асфальт и начиналась грунтовка. В дождливую погоду эту дорогу размывало, машины там вязли, даже внедорожники. Добирались до Новосибирска по 2-3 дня. Тракторами таскали машины, на колеса наматывали цепи. А соседним деревням, возле которых застревали, давали обидные прозвища, – говорит Залознов.
Дальнобойщик с 38-летним стажем Сергей Яровой вспоминает, что в сторону Новосибирска ездили не только через Нижнюю Омку, но и через Карасук, захватывая территорию Казахстана.
– Если был дождь, ездили через Карасук. Если дождя не было, ездили через Нижнюю Омку. Но в грязь там действительно не проехать было. Мы как-то с напарником ехали из Иркутска, у нас бочка была с химией. Выехали за Венгерово, остановились, чтобы переночевать, было сухо. Потом просыпаемся, дождь по кабине тарабанит. Кое-как проехали. Через Казахстан получалось километров на 200 больше. В некоторых местах тоже не было асфальта, хорошо, щебнем посыпали, – рассказывает омич.
фото: ЧП Омск
Примерно так выглядела трасса до Новосибирска в 1980-е годы
Опытный дальнобойщик вспоминает, что в 90-е годы на границе с Казахстаном еще не было такого контроля, как сейчас, но для проезда по территории соседнего государства делали какую-то заявку.
– Один раз возвращались в Омск, думали, что поедем через Нижнюю Омску, и заявку не сделали. Но там дорогу размыло, пришлось ехать через Казахстан. Были проблемы, – рассказывает Сергей.
Схема старой трассы Омск – Новосибирск
Новую федеральную трассу до Новосибирска построили в 1998 году. Открывал ее лично губернатор Леонид Полежаев. Но за прошедшие 25 лет и эта дорога устарела.
– Буквально сейчас выезжаю в Новосибирск. Хорошо, что до этого города теперь есть «бетонка». Но ее, конечно, нужно расширять. А то сейчас там фактически едешь в одном потоке. Обогнать фуры практически невозможно из-за встречного потока, – говорит автоэксперт Василий Залознов.
О трассе до Тюмени рассказал историк и краевед Игорь Коновалов. По его словам, эту трассу, именуемую часто «трассой смерти», заасфальтировали еще в 1970-е годы. Чего не скажешь о дорогах на севере области.
– Интересно, что трассу до Тюмени заасфальтировали раньше, чем до Новосибирска. И уже в 1970-е годы по тем меркам это была неплохая дорога, – вспоминает Коновалов. – Ладно Тюмень, Новосибирск, но у нас дороги до Тевриза и Усть-Ишима асфальтированной нет. По 400 лет селам, и 400 лет не могут сделать дорогу. Это позор. В городе асфальт часто перекладывают, а до райцентров дорогу сделать не могут.
Очевидно, что дороги как до Новосибирска, так и до Тюмени нужно расширять до 4 полос на всем их протяжении, а до Усть-Ишима – заасфальтировать. Когда это будет сделано – пока непонятно. По крайней мере, официальных планов на это нет. А ведь дороги – это кровеносная система страны, и чем дорог больше, а качество их лучше, тем активнее развивается экономика государства.