«Нет такой технологии, чтобы разметка держалась круглый год»
Вместе с экспертом разбираемся, почему на улицах Омска нет разметки и как сделать, чтобы она была не только летом, но и большую часть года.
В начале текущей недели врио губернатора Виталий Хоценко обратил внимание профильных специалистов на отсутствие разметки в Омске. По словам главы региона, дороги города без разметки стали похожи на аэродром. Хоценко потребовал от Минтранса навести порядок с разметкой в самое ближайшее время. И практически сразу же в омской мэрии отрапортовали о том, что нанесение дорожной разметки уже началось.
Ситуация с разметкой, а вернее, ее отсутствием в Омске повторяется год от года. Если летом и в начале осени осевые и продольные линии на дорогах еще видно, то зимой и в первую половину весны разметки попросту нет. На многих улицах города автолюбители ездят «по наитию», ориентируясь на свой опыт и воспоминания о том, как разметка там располагалась.
Мы спросили у доцента кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александра Лыткина о том, почему в Омске разметка сходит вместе со снегом и как сделать так, чтобы она была видна не только летом.
– Александр Александрович, почему разметка в Омске сходит вместе со снегом?
– Нет такой краски, которая бы держалась на дорогах год! Ее не существует в природе. Я бы сказал, что это вообще проблема мирового уровня, которую еще не решили. Миллионы квадратных метров дорог приходится красить, а долговечность, отражающая способность разметки остаются низкими.
По нормативам, по ГОСТу срок службы обычной краски, применяемой при нанесении разметки, – 3 месяца. Разметку в Омске, как правило, наносят весной или в начале лета, и к осени краска значительно стирается. Поэтому через 3 месяца разметку нужно обновлять. К сожалению, не всегда это происходит. Важно и содержание дорог – чем больше пыли, тем меньше эффект отражающей способности разметки, тем хуже ее, в принципе, видно.
Так выглядит разметка, сделанная полгода назад
Зимой в Омске мы не видим разметку из-за снежного наката, хотя с некоторых дорог первой категории весь снег вывозится и зимой там разметка могла бы работать. Но обновлять разметку зимой невозможно, поэтому мы довольствуемся тем, что было сделано летом или осенью.
– Какие материалы сегодня применяются в Омске для нанесения разметки?
– Существует два основных вида разметки. Первый – на основе простых красок, второй – на основе холодного или термопластика. И у обычной, и у пластиковой разметки есть свои плюсы и минусы.
Новая разметка, нанесенная на улице Маршала Жукова
Да, обычная разметка, наносимая краской, держится всего 3 месяца, зато это самая дешевая технология, краска наносится очень быстро. Есть технология холодного и горячего пластика. Она у нас в Омске применяется – в основном на пешеходных переходах, причем в цветном варианте. Здесь нормативный срок службы 6 месяцев. Но практика показывает, что местами такая разметка может служить и до года, хотя и она сильно истирается. Минус у этой технологии – низкие темпы нанесения. К тому же, пластиковая разметка значительно дороже обычной краски. И у властей города есть выбор – может быть, в течение летнего периода 2-3 раза нанести разметку простой краской, чем использовать пластик.
– Где лучше наносить разметку обычной краской, а где целесообразнее использовать пластик?
– Это зависит от интенсивности движения по конкретной дороге, от того, какой там транспорт ходит – легковой или грузовой. Если на дороге нет бортового камня, то с обочин будет тянуть на проезжую часть грязь и песок, тогда долговечность разметки будет снижаться. Нужен дифференцированный подход – какой технологии отдать предпочтение. И все-таки самый главный фактор – это наличие финансов. Многое зависит от бюджета города, от работы муниципальных служб. Денег-то все равно на все не хватает. У разных городов разные бюджетные возможности. Возможности Омска и соседней Тюмени не сравнить. Где-то денег хватает на то, чтобы один раз нанести разметку, а где-то есть деньги и на 3-4-кратное нанесение.
В последние годы в Омске с точки зрения нанесения разметки, технической грамотности персонала БУ «УДХиБ» стало лучше. Там работает грамотный инженер Антон Глебов – выпускник нашего СибАДИ. Он знает, что нужно и как нужно делать. Но опять же многое упирается в финансы.
– Помимо пластика есть ли более инновационные технологии нанесения разметки, которые еще не применяются в Омске?
– Такие технологии есть. К примеру, есть краска для разметки, сделанная по принципу «кошачий глаз». То есть когда мельчайшие шарики вводятся в краску и в темноте отражают свет – разметка светится в ночное время. Это тоже очень хорошо, но такая краска намного дороже, чем обычная. Тем не менее, может быть, где-то на аварийно опасных участках, участках с высокой интенсивностью движения все-таки лучше такую краску применять.
Есть и место нанотехнологиям в нанесении разметки. Я в свое время работал в «Мостовике» начальником дорожно-строительного управления. Мы применяли нанореагенты в том же Сочи. Ими мы покрывали крыши спортивных объектов. Днем эти реагенты аккумулируют солнечную радиацию, а потом светятся в темноте. Получается очень красиво. И такие технологии можно применять при создании краски для разметки. Есть краски, которые даже отталкивают пыль. Есть реагенты, которые улучшают свойства материалов, в том числе и краски.
– Целесообразно ли использовать такие технологии в Омске?
– Повторюсь, не существует такой разметки, которая бы работала 365 дней. Как-то проводили эксперимент: двести метров сделали разметку по традиционной технологии, а еще двести метров сделали по нанотехнологии. И не было такого, чтобы эта разметка, нанесенная по нанотехнологиям, прослужила 8 месяцев или год. Срок ее службы может быть больше, но ненамного, чем у традиционной разметки.
– Получается, что нужно как можно чаще наносить разметку простой краской?
– Да, фактически это так.
Беседовал Сергей Энквист