На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку
Фото: Om1.ru
Новосибирск может попасть в зону риска. Параметры городского бюджета на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов более-менее сбалансированы. Однако город рискует перешагнуть предельный порог обслуживания муниципального долга. Если это произойдет, то все заимствования придется согласовывать с областью. А это значит, что нужно наращивать собственные доходы, в том числе от налоговых поступлений. К тому же процесс исполнения наказов избирателей идет ни шатко ни валко. Если их переносят на следующий год, то они весьма часто уходят в небытие. Как с этим быть и что делать, обсуждалось на 39-й сессии Совета депутатов.
Бюджет без дефицита
Проект бюджета на предстоящую трехлетку городским депутатам представил начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Александр Веселков.
По его словам, собственные доходы бюджета города в 2020 году составят 26,9 млрд рублей, в 2021-м — 27,4 млрд, в 2022-м — 26,8. Поступления из вышестоящих бюджетов в 2020 году составят 22,3 млрд рублей, в 2021-м — 23,7 млрд рублей, в 2022-м — 23,1.
При этом, ориентируясь на многолетний опыт предыдущих лет, в мэрии надеются, что «эта цифра будет скорректирована в большую сторону в процессе рассмотрения областного бюджета между первым и вторым чтением и в течение будущего года».
При этом г-н Веселков акцентировал, что ассигнований на индексацию зарплат бюджетников на 4,3%, равно как и на повышение МРОТ с 1 января 2020 года, в бюджет не заложены.
— Мы продолжаем работу с правительством Новосибирской области, с Министерством финансов Новосибирской области об определении источников финансирования этих выпадающих доходов, — уточнил он, заметив, что задачи, которые ставились перед бюджетами в 2018 и 2019 гг., остаются актуальными и сегодня.
В зоне риска
Бюджет Новосибирска прирастает, правда, в 2020 году это видно лишь в графе «Расходы». Но было бы весьма неплохо, если и доходы стремились вверх. Городские власти говорят об этом не первый год, однако доходы с расходами планируется уравнять только к 2022 году. Пока же остается довольствоваться тем что есть. Несмотря на снижение дефицита бюджетных средств, у города остается одна весомая проблема — муниципальный долг. Этот вопрос поднял депутат Вячеслав Илюхин.
Вячеслав Илюхин:
— За 2020–2022 год зависимость бюджета города от межбюджетных трансфертов и вышестоящих бюджетов увеличивается с 45,3 до 46,4%. Вместе с тем растет муниципальный долг и его доля в доходах бюджета. С 2021 года вводится оценка долговой устойчивости муниципального образования. Насколько успел увидеть, доля долга 85, 8 % пойдет на его обслуживание. Согласно той информации, которую нам предоставили, в 2022 году у нас доля долга к собственным расходам увеличивается до 91 %. То есть мы находимся в некой зоне риска.
По словам Илюхина, если долговая устойчивость Новосибирска будет низкой, все заимствования городу придется согласовывать с областью. Перспектива решения вопроса, на его взгляд, заключается в расширении перечня предоставляемых доходов от налоговых поступлений.
Веселков заверил, что в мэрии над этим вопросом активно работают. Анатолий Локоть акцентировал, что, по подсчетам, Новосибирск в зону риска пока не попадает.
Анатолий Локоть:
— Ситуация заставляет задуматься, но пока она не критична. Это серьезное предупреждение, чтобы более ответственно подходить к сбалансированности бюджета. Но по нашим расчетам, мы попадаем в среднюю зону.
Наказов небытие
Депутат Дмитрий Колпаков поднял вопрос исполнения наказов. В 2018 году ему удалось исполнить наказ по установке остановочного павильона. В 2019 году из Центра организации дорожного движения пришел ответ, что выполнить наказ невозможно, так как он не попал в план работ.
Дмитрий Колпаков:
— Вопрос в следующем: заложены ли средства на исполнение наказов избирателей?
Мэр Новосибирска отметил, что в бюджете нет статьи «Наказы избирателей», но существует институт наказов, рекомендации которого власти исполняют. При этом глава города подчеркнул, что исполнение наказов напрямую зависит от наличия средств на эти цели:
— Так или иначе, приходится расставлять приоритеты. Посмотрим, что не исполнено. Когда я представлял бюджет, я говорил, что наказы, которые не требуют серьезных затрат, нужно постараться выполнить в рамках федеральных программ, если такое возможно. А по поводу ответа из Центра организации дорожного движения нужно разобраться и найти того, кто это письмо подписывал.
Председатель горсовета Дмитрий Асанцев отметил, что дело не в исполнении наказов, а в системности подходов. Если наказ переносится на следующий год, о нем попросту забывают.
Дмитрий Асанцев:
— Ряд наказов переносится под тем или иным предлогом. Но когда наступает следующий год, про них забывают. Вопрос, скорее, в системности подходов. Что это: заведомое продуманное лукавство или же упущение в работе? Хотелось бы обратить внимание: если наказ перенесен по каким-то причинам, то он не должен быть забыт в следующем году, если причины не связаны с тем, что в следующем году он не может быть исполнен. Наши депутаты идут навстречу, но их почему-то забывают включить в план.
Падаем по демографии
Депутат Вячеслав Илюхин обратил внимание на снижение финансирования по строительству детсадов и школ. В 2019 году на это заложено 6,551 млрд рублей, в 2020-м — всего 586 млн.
Ситуацию прокомментировал начальник департамента образования мэрии Рамиль Ахметгареев. По его словам, строительство части детских садов, запланированных к сдаче в 2020 году, началось в нынешнем. За два года в городе планируется построить 20 дошкольных учреждений.
Рамиль Ахметгареев:
— С 2019 по 2021 год мы будем видеть только увеличение мест. Второй момент, который мы сегодня видим, — это снижение рождаемости и миграция. Мы впервые за несколько лет выходим на отрицательные показатели как по рождаемости, так и по миграционным процессам.
Мэр Новосибирска попросил Ахметгареева не нагнетать обстановку, заметив, что в течение года «у нас появляются новые возможности» и «мы рассчитываем на увеличение финансирования».
— Мы будем проводить реконструкцию и капитальный ремонт школ. Думаю, такая практика сохранится, и мы бюджет увеличим, — заключил глава города.
Пока проект бюджета города, который депутаты приняли в первом чтении, несмотря на увеличение доходной части, сильно ограничен. В вопросах строительства объектов социальной инфраструктуры муниципалитету приходится рассчитывать на поддержку извне. И ее, без сомнений, окажут. Но тут встает другая задача — не перешагнуть порог, при котором долговая устойчивость может пошатнуться.
Алексей Ротарь