На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

0 0

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

Фото: Om1.ru

Новосибирск может попасть в зону риска. Параметры городского бюджета на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов более-менее сбалансированы. Однако город рискует перешагнуть предельный порог обслуживания муниципального долга. Если это произойдет, то все заимствования придется согласовывать с областью. А это значит, что нужно наращивать собственные доходы, в том числе от налоговых поступлений. К тому же процесс исполнения наказов избирателей идет ни шатко ни валко. Если их переносят на следующий год, то они весьма часто уходят в небытие. Как с этим быть и что делать, обсуждалось на 39-й сессии Совета депутатов.

Бюджет без дефицита

Проект бюджета на предстоящую трехлетку городским депутатам представил начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Александр Веселков.

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

По его словам, собственные доходы бюджета города в 2020 году составят 26,9 млрд рублей, в 2021-м — 27,4 млрд, в 2022-м — 26,8. Поступления из вышестоящих бюджетов в 2020 году составят 22,3 млрд рублей, в 2021-м — 23,7 млрд рублей, в 2022-м — 23,1.

При этом, ориентируясь на многолетний опыт предыдущих лет, в мэрии надеются, что «эта цифра будет скорректирована в большую сторону в процессе рассмотрения областного бюджета между первым и вторым чтением и в течение будущего года».

При этом г-н Веселков акцентировал, что ассигнований на индексацию зарплат бюджетников на 4,3%, равно как и на повышение МРОТ с 1 января 2020 года, в бюджет не заложены.

 — Мы продолжаем работу с правительством Новосибирской области, с Министерством финансов Новосибирской области об определении источников финансирования этих выпадающих доходов, — уточнил он, заметив, что задачи, которые ставились перед бюджетами в 2018 и 2019 гг., остаются актуальными и сегодня.

В зоне риска

Бюджет Новосибирска прирастает, правда, в 2020 году это видно лишь в графе «Расходы». Но было бы весьма неплохо, если и доходы стремились вверх. Городские власти говорят об этом не первый год, однако доходы с расходами планируется уравнять только к 2022 году. Пока же остается довольствоваться тем что есть. Несмотря на снижение дефицита бюджетных средств, у города остается одна весомая проблема — муниципальный долг. Этот вопрос поднял депутат Вячеслав Илюхин.

Вячеслав Илюхин:

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

 — За 2020–2022 год зависимость бюджета города от межбюджетных трансфертов и вышестоящих бюджетов увеличивается с 45,3 до 46,4%. Вместе с тем растет муниципальный долг и его доля в доходах бюджета. С 2021 года вводится оценка долговой устойчивости муниципального образования. Насколько успел увидеть, доля долга 85, 8 % пойдет на его обслуживание. Согласно той информации, которую нам предоставили, в 2022 году у нас доля долга к собственным расходам увеличивается до 91 %. То есть мы находимся в некой зоне риска.

По словам Илюхина, если долговая устойчивость Новосибирска будет низкой, все заимствования городу придется согласовывать с областью. Перспектива решения вопроса, на его взгляд, заключается в расширении перечня предоставляемых доходов от налоговых поступлений.

Веселков заверил, что в мэрии над этим вопросом активно работают. Анатолий Локоть акцентировал, что, по подсчетам, Новосибирск в зону риска пока не попадает.

Анатолий Локоть:

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

 — Ситуация заставляет задуматься, но пока она не критична. Это серьезное предупреждение, чтобы более ответственно подходить к сбалансированности бюджета. Но по нашим расчетам, мы попадаем в среднюю зону.

Наказов небытие

Депутат Дмитрий Колпаков поднял вопрос исполнения наказов. В 2018 году ему удалось исполнить наказ по установке остановочного павильона. В 2019 году из Центра организации дорожного движения пришел ответ, что выполнить наказ невозможно, так как он не попал в план работ.

Дмитрий Колпаков:

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

 — Вопрос в следующем: заложены ли средства на исполнение наказов избирателей?

Мэр Новосибирска отметил, что в бюджете нет статьи «Наказы избирателей», но существует институт наказов, рекомендации которого власти исполняют. При этом глава города подчеркнул, что исполнение наказов напрямую зависит от наличия средств на эти цели:

 — Так или иначе, приходится расставлять приоритеты. Посмотрим, что не исполнено. Когда я представлял бюджет, я говорил, что наказы, которые не требуют серьезных затрат, нужно постараться выполнить в рамках федеральных программ, если такое возможно. А по поводу ответа из Центра организации дорожного движения нужно разобраться и найти того, кто это письмо подписывал.

Председатель горсовета Дмитрий Асанцев отметил, что дело не в исполнении наказов, а в системности подходов. Если наказ переносится на следующий год, о нем попросту забывают.

Дмитрий Асанцев:

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

 — Ряд наказов переносится под тем или иным предлогом. Но когда наступает следующий год, про них забывают. Вопрос, скорее, в системности подходов. Что это: заведомое продуманное лукавство или же упущение в работе? Хотелось бы обратить внимание: если наказ перенесен по каким-то причинам, то он не должен быть забыт в следующем году, если причины не связаны с тем, что в следующем году он не может быть исполнен. Наши депутаты идут навстречу, но их почему-то забывают включить в план.

Падаем по демографии

Депутат Вячеслав Илюхин обратил внимание на снижение финансирования по строительству детсадов и школ. В 2019 году на это заложено 6,551 млрд рублей, в 2020-м — всего 586 млн.

Ситуацию прокомментировал начальник департамента образования мэрии Рамиль Ахметгареев. По его словам, строительство части детских садов, запланированных к сдаче в 2020 году, началось в нынешнем. За два года в городе планируется построить 20 дошкольных учреждений.

Рамиль Ахметгареев:

На грани: муниципальный долг может сыграть с Новосибирском злую шутку

 — С 2019 по 2021 год мы будем видеть только увеличение мест. Второй момент, который мы сегодня видим, — это снижение рождаемости и миграция. Мы впервые за несколько лет выходим на отрицательные показатели как по рождаемости, так и по миграционным процессам.

Мэр Новосибирска попросил Ахметгареева не нагнетать обстановку, заметив, что в течение года «у нас появляются новые возможности» и «мы рассчитываем на увеличение финансирования».

 — Мы будем проводить реконструкцию и капитальный ремонт школ. Думаю, такая практика сохранится, и мы бюджет увеличим, — заключил глава города.

Пока проект бюджета города, который депутаты приняли в первом чтении, несмотря на увеличение доходной части, сильно ограничен. В вопросах строительства объектов социальной инфраструктуры муниципалитету приходится рассчитывать на поддержку извне. И ее, без сомнений, окажут. Но тут встает другая задача — не перешагнуть порог, при котором долговая устойчивость может пошатнуться.

Алексей Ротарь

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует куки. Вы можете отказаться, если хотите. Принять Читать далее

Политика конфиденциальности и куки