Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

Разрыв шаблона о «девчатах»: крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

0

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Всенародно любимая комедия, фильм-эпоха. Так обычно характеризуют ленту 1961 года "Девчата" (0+) Юрия Чулюкина, снятую по одноимённой повести Бориса Бедного и выпущенную аккурат перед Международным женским днём. Не хотим умалять заслуг фильма и всех, кто работал над его созданием, но что если взглянуть на персонажей под другим углом? Почему Анфиса более здоровая и цельная личность, чем Тося, а мама Вера — вовсе не жертва? Ну и кто в этом кино настоящий абьюзер?

"Омск Здесь" продолжает "приглашать к психотерапевту" героев популярных произведений и с точки зрения психологии приоткрывать их внутренний мир. Раньше это были персонажи сказок, теперь — кино. В новом выпуске подкаста "Герой на терапии" студии "Да будет talk!" его ведущая Ольга Кочкурова обсудила с психологом-практиком, клиническим психологом Евгенией Купитман "Девчат".

Ах, эта весёлая, добродушная, местами нелепая и наивная Тося. Психолог призналась, что и сама полюбила этот фильм в юности, пересматривает до сих пор, но видит, как главная героиня, только-только выпустившись из училища, ещё не чувствует чужих границ, ведёт себя нагловато и вызывающе.

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Скриншот из фильма "Девчата" (12+), 1961 год, производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин 

Она пришла в чужое окружение и сразу начала жить по своим правилам, интерпретирует её поведение Евгения Купитман. Глядя на неё подростком, ты как бы присоединяешься к её компании, а будучи взрослой, понимаешь, что та же Анфиса не антагонист, а просто начинает обозначать свои личные границы, заявлять, что так, как поступает Тося, поступать нельзя. Даже если это твои близкие — у них тоже есть границы допустимого по отношению к ним поведения и обращения.

Тося же очень часто бывает некорректна к людям. Если обиделась, то на весь мир. Это, конечно, очень детская позиция. Границы — это то, что ценно. Их надо уважать и их надо обозначать, если собеседник не может считать их самостоятельно. Адекватно ситуации заявить о них — это не значит, напрашиваться на конфликт. Это значит, налаживать коммуникацию.

Если вам говорят, что вот так со мной не надо, обижаться на этого человека не стоит, наоборот, можно поблагодарить: так вы не будете допускать ошибок в общении с ним, — пояснила психолог. — Это особенно важно в отношениях. Нужно узнавать чужие границы и рассказывать о своих. Не делая этого, мы очень часто топчемся по чужим ценностям, — отметила психолог.

Главная героиня, конечно, персонаж неоднозначный. Она вызывает сопереживание, её хочется защитить. Но выбирает ли она Илью? Может, всё-таки это он её выбрал? На самом деле на его месте мог быть любой другой, в кого бы она так же влюбилась и подстроилась, так как, по сути, образа партнёра, у неё нет, считает Купитман. Она юна, чувства в новинку.

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Скриншот из фильма "Девчата" (12+), 1961 год, производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин

А Илье, передовику и просто красавцу, нужно было кого-то защищать, почувствовать себя победителем после расставания с Анфисой, доказать это самому себе и всему миру. Тося, в своей наивности не сформировавшая ещё никаких представлений о любви, готова стать этой доказательной базой. Пусть и не сразу. Зрителю нравилось наблюдать за тем, как она иронично испытывала героя, но оборона, пав, уже не поднимется вновь. Герою классно, что кто-то в нём нуждается. Анфиса-то в нём не нуждалась.

— Детское сердце Тоси не выдерживает, из холодной леди она превращается в лебедёнка, занимая принимающую позицию. Такой тип людей я прекрасно вижу, — рассказала Купитман. — Она вроде такая сильная, но будет оправдывать своего партнёра. Илья по-своему правильно её выбрал, ему будет комфортно. Он пострадал после Анфисы, а теперь всё удобно. Они оба зашли в треугольник Карпмана — модель взаимоотношений, в которой задействованы Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор) и Жертва. Их отношения будут немного больными. Периодически кто-то из них будет включать жертву, кто-то идти на уступки. Чтобы такой тип, как Илья, пришёл к специалисту по поводу отношений, вероятность 0,001 %.

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Скриншот из фильма "Девчата" (12+), 1961 год, производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин

Собственно, Анфиса, как бы её все не любили, умеет не только расставлять границы, но и выбирать мужчину. Когда она была с Ильей, тот блистал в газетах и на досках почёта (будет ли так во время отношений с Тосей — вопрос), когда с приехавшим новым инженером Дементьевым, — тот и шляпу помоднее стал носить, и был рад оказаться рядом с такой женщиной. Представление, что она доступная, обманчиво. Она знает себе цену, знает, чего хочет, и ищет. "Со мной только время проводить, а как жениться, так найдут себе Машу", — расстраивается она.

Анфиса просто находится не в том месте. Ей нужен сильный мужчина. А в деревне выбор не столь велик: окружающие мужчины её побаиваются, не решаются, не дотягивают. А нужен тот, кто не испугается быть с ней. На мой субъективный взгляд психолога, ничего плохого в Анфисе нет. Она тоже хочет любви, но она другая. Я много лет в терапии. Мужчины, приходя ко мне, рассказывают, что в таких девушках, как Тося, им нравится то, что они всегда рядом, всегда примут, накормят, а если им изменят — такие девушки простят. А с женщинами типа Анфисы надо достигать, надо идти вперёд, — встала на защиту героини специалист.

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Скриншот из фильма "Девчата" (12+), 1961 год, производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин

Есть ещё один интересный с точки зрения психологии персонаж — мама Вера. Из контекста мы понимаем, что у её мужа была некая интрижка, и она решила жёстко расставить границы: уехала, дав понять, что с ней так нельзя. Конечно, не развелась, всё-таки за окном 1962-й. Она проживала эту боль, отвлекалась на учёбу, но была тверда в своём выборе. Она оказалась не такой удобной, всепрощающей, как часто демонстрируется женщина в советских и российских фильмах.

Для всех она бедная, но она проявила огромную силу. Если её мужчина адекватный, любит и дорожит, то это будет его первый и последний косяк. А то как у нас бывает: он изменил, она знает, но осталась с ним. А мама Вера пошла против такого отношения к себе. И с новым партнёром, если будет таков её выбор, она сразу расставит эти границы, полагает эксперт.

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Скриншот из фильма "Девчата" (12+), 1961 год, производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин

Внезапно абьюзером в фильме себя ведёт этот милый старичок Ксан Ксаныч: стол поставим тут, здесь вот так, ну всё, пойдём. Вроде и мягко, но всё равно не очень-то честно по отношению к Наде. Но в силу того, что Наде "скоро аж 28 лет", она молча соглашается с этим. В оригинальной повести ей посвящён эпизод, который не вошёл в итоговую версию ленты: она расстаётся с Ксан Ксанычем.

Надя не чувствует своей самоценности, у неё есть ощущение, что она некрасива, не нужна. А когда человек нравится, то и энергетика совсем другая. Как, например, у Кати и Саши. Это бабочкина любовь (когда говорят, что бабочки в животе), но им хорошо вместе. Возможно, вдвоём они чего-то достигнут, а, может, и нет. Но будут заботиться друг о друге. Это хорошая пара, не всем нужны олигархи и не все хотят ими быть, — заключила психолог.

Разрыв шаблона о "девчатах": крутая Анфиса, не бедная мама Вера и хулиганка Тося

Скриншот из фильма "Девчата" (12+), 1961 год, производство киностудии "Мосфильм", режиссёр Юрий Чулюкин

Каждая из девчат хороша по-своему и достойна любви. Понятно, что в юности выбирают не головой. Но во взрослом возрасте, как советует психолог, полезно иметь, условно говоря, "список", представление о качествах того, кого хочется видеть рядом с собой. Речь не о цвете волос или росте, а о границах, о чувстве юмора, о фундаментальных личностных характеристиках, с которыми вы будете соприкасаться регулярно. Чтобы вместе с партнёром создавать образ семейного счастья и находить компромисс, если какие-то пункты этого условного списка у вас отличаются.

К тому же, составляя такой список или формируя образ желаемого, сам человек поднимается в самооценке. А находясь в страданиях, притянет такого же.

— Я тоже развелась в 33, а в 34 со "списком" вышла замуж. Вторые отношения стали гораздо крепче. Мы же любим не потому, что он очень красивый, а потому что исполняет обязательства, делает всё, чтобы наша семья была в безопасности. За это я его уважаю и люблю, — поделилась Евгения Купитман.

В прошлом выпуске подкаста психотерапевт Григорий Овцов вскрыл всю подноготную любимца советских женщин Афони. Оказалось, у него есть потребность в восхищении им, но не потребность как-то улучшать свою жизнь. И виной всему не алкоголизм или окружение. 

Больше других подкастов об экологии, архитектуре, археологии и много другом вот тут.

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.