Омский автоинструктор рассказал, как не «сгореть» на экзамене по вождению
По статистике, около половины несдач экзамена в ГИБДД случается в первые десять секунд. Почему так происходит, мы узнали у эксперта.
youtube.com
Известный в Омске автоинструктор Максим Романов уже на протяжении более трех лет ведет авторский канал на видеохостинге YouTube, разбирая типичные ошибки при вождении. Ролики он записывает со своими учениками, помогая другим начинающим автолюбителям быстрее освоить навыки.
На канал «Крути руль! Дави на газ!» подписаны около 20 тыс. человек, и многим из них советы Романова пошли на пользу: дали уверенность, что для вождения авто – половина успеха. Мы поговорили с автором об обучении в автошколах, выборе «своего» инструктора и узнали, что в Омске вождению учатся даже 80-летние бабушки.
– Как вы начали вести свой канал?
– Самое первое видео у меня было, кажется, в октябре 2019 года, тогда я делал совсем короткие ролики, в которых по-быстрому показывал, как выполняют упражнения мои ученики.
Конечно, в интернете я такой не один, кто выкладывает видео. А вот в нашем городе один. Ну или до последнего времени был. Поэтому я почти не делаю каких-то видео с теорией или разбором билетов – тут оно ведь от города не зависит. А вот показать какие-то маршруты, которые нужны будут именно нашим ребятам, – это то что надо. В общем, мне хочется помочь ученикам, чтобы они могли, хотя бы просто посмотрев видео, набраться уверенности.
– Они не против? Многим ведь страшно показываться на камеру.
– Да, конечно, страшно. Поэтому я обязательно спрашиваю перед началом, могу ли я записать занятие и выложить в Интернет. Некоторые, например, согласны записывать, но не показывать лицо. Оно и понятно, наверное, такая «слава» никому не нужна. Хотя я считаю, что даже если кто-то и ошибается, то глупо за это ругать учеников. Они же не зря ученики, правильно?
– Популярность вашего канала наверняка сказалась на востребованности. Учеников стало ведь больше?
– У меня почти полностью забито расписание на данный момент. Тем более что я работаю и в автошколе, и даю дополнительные индивидуальные занятия. Отбоя от людей нет. Конкуренция среди автошкол тоже очень серьезная. Я, кстати, когда делаю видео, никогда не называю школы, в которых до этого учились мои ребята, это было бы неэтично с моей стороны. Как говорится, кто знает, тот знает. Пусть лучше обучают грамотнее и правильнее в следующий раз, чтобы ко мне не приходили! И я даже не говорю про те автошколы, которые мне откровенно не нравятся.
– Почему учеников автошкол приходится переучивать?
– Может показаться, что автошколы только и хотят «срубить» с ученика деньги. Конечно, есть недобросовестные, они именно этого в первую очередь и хотят. Но бывают ситуации, когда ученик и инструктор просто друг другу не подходят. Я, к примеру, не со всеми работать могу, хотя я считаю себя очень гибким человеком. А ученик не знает, что может попросить у менеджеров школы сменить инструктора. И вот они сидят со своим инструктором и не понимают друг друга. Может, ученику надо объяснять спокойно и очень размеренно, а инструктор кричит и матерится? Бывает, наоборот, когда инструктор слишком спокойный и не может «достучаться» до ученика. Ну и последний, наверное, худший вариант, когда самому инструктору не особо-то и интересно вообще обучать. Сама по себе автошкола может быть вполне себе нормальной, но вот оказалось, что один из преподавателей не справляется. И здесь тоже обязательно стоит идти и менять инструктора.
– Это работает в любой автошколе?
– Конечно. Может, придется немного подождать, но лучше уж так, чем оставаться с учителем, с которым вы друг друга не понимаете.
– Сегодня многие автошколы предлагают выгодные условия по обучению. В чем подвох?
– В период ковида и после него стоимость обучения действительно снизилась. Так как все начали переходить на удаленку, многие автошколы стали снижать цены – чтобы привлечь хоть кого-нибудь. Самые дешевые тарифы бывали и по 10 тысяч.
Максимальная стоимость обучения тоже увеличилась, потому что автошколы предлагают «премиумные» комплекты. На комфортных автомобилях премиум-класса, с максимально гибким расписанием, в общем, почти что полностью индивидуальный подход. Такое может обойтись в районе 50–60 тысяч. А так средняя цена по городу – тысяч 25. Но нужно внимательно смотреть, потому что автошколы не всегда вносят в стоимость цену внутренних экзаменов, экзаменов в ГИБДД и так далее. Это тоже еще один такой неприятный способ автошколы «нагреть» ученика.
– Самое важное качество для инструктора по вождению – это какое?
– Терпение. Наверное, у любой преподавательской профессии так, но если ты сорвешься на ученика во время езды, то больше шанс попасть в ДТП. Это будет не просто непозволительно, но и вообще очень опасно. И, конечно, нужен подход к ученикам, умение хорошо объяснять местами не самые очевидные моменты в плане правил или управления машиной. В том числе и для людей, которые вообще ничего не понимают в машинах, да и не особенно хотят разбираться.
– А с кем из учеников проще работать: кто уже знает что-то, может, даже уже водил – или же с теми, кто совсем «с нуля»?
– Здесь сильно зависит от человека все-таки. Вроде бы логично, что более опытные ребята должны быть лучше, но им часто прививают плохие привычки, от которых бывает избавиться тяжелее, чем научить совсем новичка. И они часто намного более самоуверенны. С другой стороны, они меньше боятся, а это все-таки плюс.
– Страх реально мешает?
– На сдаче экзаменов очень много ошибок у учеников именно из-за страха. Вы же не можете спокойно сесть, прочитать билеты, вздохнуть, успокоиться, ведь есть время. На вождении с вами рядом сидит инспектор ГИБДД, который дает задания, которые надо услышать и вовремя выполнить. Поэтому страх и волнение могут очень сильно повлиять. Где-то половина несдач случается в первые десять секунд экзамена в ГИБДД.
– Как так?
– Ну вот смотрите. Вы обошли транспортное средство не с той стороны. Уже штрафной балл. Вы пристегнулись, но забыли проверить, что все пассажиры пристегнуты – еще балл. Забылись сняться с ручного тормоза, заглохли – балл. Начинаете паниковать, забыли включить поворотник – еще балл. Все, несдача. Причем на занятии вы все это прекрасно делали, а на самом экзамене совершили такие глупые ошибки. С пристегиванием это прямо-таки классика, мне кажется, все каналы, статьи про сдачу экзаменов напоминают про это. А все равно ученики делают. Потому что волнение и паника.
– Сколько занятий в неделю стоит ученикам брать, чтобы хорошо подготовиться к экзамену?
– Во-первых, задача у нас – это все-таки научиться водить. Сдача экзамена, так сказать, «последствие». Во-вторых, все сильно опять же зависит от ученика. Но я считаю, что два раза в неделю – это прямо минимум. Иначе вы первые полчаса на каждом занятии будете просто вспоминать, а что вообще делать. Но тут надо смотреть по своему состоянию. Кто-то после занятия еще не готов на следующий день снова ехать. Особенно кто недавно начал. Все-таки это большой стресс. Хотя с инструктором это максимально безопасно. Особенно если слушать его команды.
– Что бы вы посоветовали тем ученикам, которые только собираются записываться в автошколу? И тем, кто собирается сдавать экзамен.
– Первым – не переживайте, все мы когда-то были начинающими. Если над вами шутят, не знаю, там, друзья или родственники, то не слушайте их. Научиться может кто угодно. Я работал и с бабушками под 80 лет, и они тоже смогли отучиться и нормально поехать.
А тем, кто сдает экзамен, – считайте, что это просто еще одно вождение. Только команды дает инспектор, а не инструктор. Даже если вы не сдадите, у вас есть все время в мире, чтобы потом подготовиться еще раз, еще лучше – и в итоге сдать. И, конечно же, желаю вам удачи на экзамене!
Александр Барко