Присутствует налёт шика. Омские мастера реставрируют платье правнучки фельдмаршала Кутузова
В омском музее имени М. А. Врубеля реставрируют вещи, принадлежащие семье Николая Рериха.
Специалисты реставрационной мастерской центра "Эрмитаж-Сибирь" возвращают к жизни экспонаты, которые были переданы им от коллег из Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая. Реставраторы по ткани уже начали работу над вещами, принадлежавшими семье Николая Рериха, — платьем жены Елены Рерих и рубашкой его сына.
Елена Рерих (Елена Ивановна Шапошникова) — жена художника Николая Рериха, правнучка фельдмаршала Михаила Кутузова, двоюродная племянница композитора Модеста Мусоргского.
Эксперты установили, что платье Елена Рерих сшила сама, когда они с семьей были в экспедиции в Индии. В реставрационной мастерской по ткани отмечают, что платье отличается качеством шёлка. Несмотря на то, что материалу уже больше 80 лет, он очень живой и при промывке вёл себя хорошо. Но вода была грязная, практически чёрная, хотя платье само светлое.
Сшито изделие по канонам того времени: модный крой с воротником, перламутровые пуговки на манжетах, два кармана. Со временем Елена его перешивала. Видно, что на платье имеются вставочки, видимо она "наращивала" его в ширину.
— Как портниха она была очень аккуратной и большой выдумщицей. Сшито платье качественно, с фантазией, присутствует налёт шика. Проявляется это в мелочах. Я очень долго изучала, как она сделала так, что совсем не видно шва, он очень ювелирно обработан. Она очень мастерски прибавляла или убирала лишнее. Вообще все вещи Рерихов, во-первых, очень изысканные, это хорошая импортная ткань, во-вторых, они сшиты только на заказ, либо собственноручно, как это платье, — рассказала корреспонденту "Омск Здесь" реставратор по ткани Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Елена Галенбикова.
На платье есть сквозные прорывы и небольшие проколы. В дело идёт специальная тонкая игла для шелковой ткани и увеличительная лампа, работать с которой нужно с перерывами.
— Дырки очень мелкие, мне нужно попасть в переплёт волокон этой тонкой иглой, чтобы потом эту дырочку, как корзинку, заплести. То есть в одну сторону, потом в другую, — сказала Елена Галенбикова.
Для реставрации используют только натуральные ткани. Их сравнивают по структуре, чтобы дублировать прорывы. Цвет выбирают по специальной картотеке цветов, и решают, чем подкрасить кусочек. Для этого платья будут использовать пижму и хвощ. Травы покупают в аптеке, затем в мастерской их заваривают на плите и подкрашивают ими ткань.
— Основатель нашего музея Фёдор Васильевич Мелёхин сумел добыть для омского музея произведения Николая Рериха. Эти вещи поступили к нам из государственного музейного фонда, а в 1926 году Рерих, будучи проездом в нашем городе, оказался в музее. Он осмотрел экспозицию и увидел свои произведения. Фёдора Васильевича в Омске тогда не было, он был командировке, поэтому Рерих решил оставить директору записку, в которой было написано: "Я попрошу оформить мои работы в рамы тёмного дерева, оставляю Вам на это деньги". Этот документ хранится в историческом архиве Омской области, — рассказала корреспонденту "Омск Здесь" директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева.
В музее Врубеля омичи могут увидеть эти работы и сейчас. Картина "Ладьи" из сюиты "Город строят", полотно "Дерево преблагое" и несколько графических работ — это гордость коллекции музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Текст и фото: Алина Кочергина