Академия «Авангарда» скоро станет круче школы СКА. В Омске талантов не покупают, а выращивают
Одна из главных хоккейных тем для обсуждения в последние несколько недель – переход в систему петербуржского СКА самых талантливых юниоров страны. Информационный голод, связанный с приостановкой всего спорта в мире, вынудил прессу активно подсвечивать перемещения талантливых мальчишек между детско-юношескими школами, и у всех вдруг появилось дело до сделок с участием 15-16-летних парней. Мы все внезапно стали разбираться в юниорском хоккее, выучили такие фамилии, как Мичков, Мирошниченко, Иванов, Гуляев, Газизов, хотя трудно представить, что эта тема вызывала бы хоть какой-то интерес у широкой публики, если бы сейчас в Швейцарии шёл чемпионат мира, а в НХЛ набирал полный ход розыгрыш Кубка Стэнли.
Но жизнь диктует свои правила, и мы погружаемся в мир перспективных масочников. И отовсюду слышим, как же хорошо им будет играться в Санкт-Петербурге! Эксперты, журналисты и сами молодые хоккеисты, которым зачастую подсказывают правильную расстановку акцентов взрослые дяди, твердят о том, как всё здорово обставлено в Северной Столице для юных хоккейных талантов. Вот вам и суперсовременная академия «Хоккейный город», вот вам шикарные условия, вот вам клубная вертикаль и перспектива. СКА сейчас превозносится, как лучшая в стране система по подготовке молодых игроков, и чуть ли не как единственный барьер в России, способный остановить отток кадров за океан.
Надо сказать, что в Питере действительно создали отличные условия для юных талантов, но уникальность хоккейной школы в городе на Неве излишне преувеличена. Собственно, сейчас это даже и не школа в привычном понимании слова, где растут и воспитывают хоккеистов с малых лет. Нет, это некая система, в которую переходят только лучшие юниоры со всей страны. Переходят во многом из-за несовершенства правил ФХР по сделкам на детско-юношеском уровне. Петербуржцам нетрудно переманить талантливого ребёнка и всю его семью в один из лучших городов России, а для юридического оформления трансфера достаточно лишь соответствующего заявления от стороны игрока, да смехотворной компенсации от СКА в размере 400 тыс. рублей. У прежнего клуба хоккеиста попросту нет никаких рычагов влияния на такую ситуацию. Кроме того, молодёжь едет в систему СКА, потому что понимает расклад сил в нашем хоккее и осознаёт привилегированное положение петербуржцев. Там, где СКА – там сейчас и сборная России, причём всех возрастов.
Вот и выходит, что СКА лишь дерзко перекупает лучших игроков, а не растит своих воспитанников. Показательно, что петербуржцев интересуют только топовые юниоры, уже успевшие заявить о себе на международной арене. Мичков, Иванов – звёзды последней юношеской Олимпиады, если взять более ранние переходы, то Подколзин, Хуснутдинов, Марченко, Морозов, Галенюк переехали в Санкт-Петербург только тогда, когда их высокий потенциал стал очевиден каждому. СКА, в привычной, в общем-то, манере, забирает то, что уже блестит в других топовых школах, и не желает погружаться в пучину детско-юношеского хоккея регионов и искать 9-10-летних мальчиков, в которых пока верят только их собственные родители.
СКА хочет работать только с лучшими, скупая их со всей страны при поддержке ФХР, и это обстоятельство делает феномен «уникальной петербуржской школы хоккея» немного фальшивым. Но долго так продолжаться не будет, потому что у СКА уже появляются серьёзные конкуренты, в силах которых через несколько лет поменять расстановку сил на рынке детско-юношеского хоккея.
Академия «Авангарда», открытая в Омске меньше года назад, уже может на равных спорить с петербуржским «Хоккейным городом». Условия для молодых хоккеистов в школе «ястребов» уж точно не хуже, чем в Питере, а географический охват в разы шире, ведь помимо центральной академии в Омске есть филиалы в Балашихе, Воронеже и Ханты-мансийском автономном округе. Что сейчас предлагает юным талантам школа «Авангарда»? Бесплатное жильё, обучение, экипировку и поездки на турниры. Самую современную инфраструктуру, включающую две ледовые арены, множество тренировочных залов, комфортабельное общежитие, разнообразные зоны отдыха и прочие блага. Лучший тренерский состав, имеющий опыт воспитания чемпионов России и мира, а также внушительный узкопрофильный персонал, не оставляющий без внимания ни одну мелочь, которая поможет талантливому мальчику вырасти в большого хоккеиста. И ещё один важнейший момент – молодые игроки «Авангарда» всех возрастов играют в сильнейшем регионе «Урал — Западная Сибирь», и такая конкурентная среда способствует их ускоренному развитию. На днях ведущий защитник «Авангарда»-2005 Михаил Гуляев дал интервью «Чемпионату», в котором подтвердил высочайший уровень, созданный и поддерживаемый в омской академии.
«Да, как только приехал (Гуляев родом из Новосибирска. – Прим. автора), меня сразу с ног до головы одели. Потом сказали: «Просто доказывай всё игрой. Больше нам ничего от тебя не надо». Помимо множества тренеров, с нами ещё работает психолог. Постоянно после школы мы приходим, все вместе делаем уроки с учителем, потом у кого-то могут быть занятия с психологом, у кого-то дополнительные репетиторы по математике и русскому. И всё это происходит в академии. Если тебе захотелось в зал сходить, то ты звонишь тренеру, спрашиваешь, можно ли взять ключ от зала, тебе дают ключ, и идёшь в зал. Все условия для тебя. Что хочешь, то и делаешь.
Могу так сказать: «Сибирь-Дальний Восток» – это 7-й уровень, а «Урал-Западная Сибирь» – наверное, 10-й уровень. В «Сибири» мы играли только против одного Новокузнецка, только с ними мы бодались постоянно. А здесь в каждой игре такие зарубы идут, что ужас какой-то. В «Сибири» такого не было. Один Новокузнецк сильный, а с остальными постоянно 10:0. Неинтересно играть. Ни роста, ни развития», — рассказал Гуляев.
Так что условия в Омске не менее идеальные, чем в Санкт-Петербурге, а важнейшее отличие академии «Авангарда» от школы СКА заключается в том, что «ястребы» ориентируются, прежде всего, на своих воспитанников и грамотную работу скаутинга. Цель омской академии — не забрать готовую звезду юниорского хоккея из системы другого клуба, а самой отыскать и вырастить большого таланта.
«Авангард» не перекупает топовых юниоров в подростковом возрасте у конкурентов, а приглашает в свои ряды ещё никому особо не известных детей, которые в своих городах быстро упираются в потолок и лишаются возможности развиваться дальше. И это, согласитесь, совсем не то же самое, что делает СКА, забирающий будущего «некствана» Мичкова из Ярославля, где с молодёжью начали плотно работать едва ли не раньше всех в России.
В Омске сейчас очень серьёзно занялись молодёжным вопросом и навёрстывают то, что упустили в прошлые годы. Раньше далеко не всех омских талантов удавалось удерживать в «Авангарде», это было следствием не самой правильной политики клуба. Но с приходом нового руководства во главе с Александром Крыловым Омск становится одним из ведущих центров развития молодёжного хоккея. В академию уже стекаются лучшие кадры с Сибири, Урала и других регионов, при этом Омск вовсе не рассматривается, как некий переходный этап. Как написано выше, здесь созданы все условия, чтобы ребята могли беззаботно жить, учиться, и развиваться, как хоккеисты, вплоть до совершеннолетия, а затем штурмовать вершину клубной вертикали – команду КХЛ.
Об академии «Авангарда» уже говорят немало, а босс «ястребов» Крылов заявил о планах к 2023 году, к моменту возвращения команды в Омск, иметь в составе 13 воспитанников. Планы наполеоновские, но, зная амбиции Крылова — в Омске сделают всё, чтобы добиться этой цели. Первые шаги на этом пути впечатляют, так что, когда проект академии наберёт ход, расстановка сил в детско-юношеском хоккее может существенно измениться.