Собственное расследование: жена главы омского ТЮЗа выписывала себе гонорары, пока артисты сидели без зарплаты
В распоряжении «СуперОмска» оказался акт проверки омского ТЮЗа Главным управлением финансового контроля Омской области. Проверка была внеплановой – на соблюдение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности.
Проверка проводилась с 15.12.2016 по 30.12.2016 выборочным методом.
Как выяснилось, специалисты обнаружили массу нарушений законодательства со стороны уже бывшего руководителя Омского ТЮЗа Владимира Золотаря и его супруги Екатерины (до замужества Скобель). За время их правления рухнула посещаемость театра, артистам задерживали зарплату, долги росли, а тем временем «верхушка» выписывала себе премии.
Чтобы посмотреть процесс практически краха Театра юного зрителя, стоит обратиться не только к действиям четы Золотарей, но и к отчетным цифрам самого учреждения. Стоит уточнить, что проверяемым периодом стал весь 2016 год, но для сравнения даются цифры и предыдущих лет.
Падение посещаемости
За 2016 год процент выполнения плана по количеству зрителей на показах спектаклей малой и большой формы составил 39,4% (33,462 тысяч человек) от готового планового значения в 85 тысяч.
Количество спектаклей, сыгранных за год снижалось несколько лет подряд.
В 2014 году было проведено 295 показов, в 2015 – 279, в 2016 – всего 213
Что касается посещаемости, то она не просто снизилась, а рухнула за три года. Средняя наполняемость зала в 2016 году составила 160 человек. Напомним, в театре 504 посадочных места.
В 2014 году ТЮЗа посетило 105 836 человек, в 2015 – 71 391, в 2016 – 33 462 человек
Каждый год министерство культуры определяет объем субсидии бюджетных денег на выполнение госзадания в следующем году. В 2016 году смета ТЮЗа менялась несколько раз. Причина – плавающие результаты по госзаданию.
Первоначальный объем субсидии составил 29 млн 100,871 рублей. В марте было решено увеличить сумму до 29 млн 486,82 рублей. Но уже в июне субсидия слегка обеднела уже до 28 млн 225,78 тысяч рублей. Этому есть логичная причина – ТЮЗ снизил свои показатели. Проще говоря, поощрять было не за что.
Но уже в августе объем субсидии увеличили до 28 млн. 728,259 рублей. В ноябре добавили еще 4 с лишним миллиона, так как ТЮЗ начал увеличивать объемные показатели госзадания. И наконец, в середине декабря власти попытались вновь поддержать театр, добавив ему еще средств.
Любимые сотрудники
Как мы видим, в ТЮЗе произошло стремительное падение посещаемости. Параллельно, мы не раз упоминали, что с прессой театр выстроил прохладные отношения. Разумеется, каждому театру или музею нужна реклама, пиар. «Пятый театр» приглашает популярные музыкальные группы в качестве хедлайнеров перед показами. Театр «Студия» имени Любови Ермолаевой устраивает добрые вечеринки. Музей имени Врубеля придумывает квесты, а музей Достоевского объявляет флешмоб. Всем нужен пиар. И ТЮЗу тоже.
Но зачастую ТЮЗ попросту не высылал релизы о премьерах, отказывался называть подробности по постановкам (кто являлся художником спектакля, а кто ставил свет) или попросту игнорировал обращения журналистов. Со стороны казалось, что ТЮЗу пиар не нужен, но оказывается, что его отсутствие неплохо оплачивалось. Дивиденды получала супруга и заместитель Владимира Золотаря Екатерина Золотарь и ее коллега (по словам инсайдеров, подруга) Элеонора Сергиенко.
На фото: Екатерина Золотарь
Например. Судя по акту, Екатерина Золотарь разрабатывала стратегию позиционирования премьерных спектаклей «Буря», «Веревка», «Ежик и медвежонок или обыкновенный необыкновенный день», «Три толстяка или кукла наследника Тутти». Для этого было заключено два договора на общую сумму 87,7 тыс рублей.
Дело даже не в том, что пиара никто не заметил, хотя для последней постановки создателями была проведена огромная работа, учитывая приглашенного артиста и иногороднего режиссера. А дело в том, что на момент заключения и исполнения договоров Екатерина находилась в отпуске по беременности и родам, а затем по уходу за ребенком до трех лет.
«Таким образом неэффективно осуществлены расходы за счет средств от приносящей доход деятельности на заключение договоров с Золотарь ЕА об оказании услуг, дублирующих обязанности работников учреждения в размере 87,7 тысяч рублей», — резюмирует финуправление.
Кроме того, в задачу Екатерины Золотарь и заведующей службой продаж Элеоноры Сергиенко входило заключение договоров «возмездного оказания услуг по реализации театральных билетов среди населения». Услуги по договору оплачивались, в зависимости от объема проделанной работы: 15% или 30%. Судя по отчетам, за труды Екатерина Золотарь получила 32 423 рублей, Сергиенко – 71 186 рублей. Но это законная процедура.
На фото: крайняя справа Элеонора Сергиенко. В центре — Владимир Золотарь
Вознаграждение по договору возмездного оказания услуг осуществлялось также среди юридических лиц. Проще говоря, ТЮЗовцы выступали перед сотрудниками определенных предприятий и их детьми.
От этого источника театр получил 662 тысячи рублей. С этих денег тандем Золотарь-Сергиенко забрали себе «плюшки», включая те самые 15%. Первая дама получила 28 895 рублей, вторая – 72 477 рублей. Отмечается, что выписывая себе контрактные деньги, женщины являлись одновременно штатными работниками учреждения.
Таким образом, учреждение неэффективно потратило 99 372 рублей на вознаграждения (15 % от 662 тысяч рублей).
В это время копился долг по зарплате сотрудникам. К концу минувшего года он вырос почти до полумиллиона. В то время как администрация выписывала себе проценты. Некоторые работники театра, как мы писали ранее по словам источников, попросту не выдерживали давления со стороны первой леди театра и писали заявления на увольнения. Других увольняли по причинам и без.
Расходы на своих, внештатных и уволенных сотрудников
Таких случаев несколько. Например, незаконное увольнение сотрудника Степаненко. В результате вынужденного прогула работника с театра потребовали взыскать 59 297 рублей. Госпошлина оставила всего 1 979 рублей. Последняя трата, кстати, расценивается ревизорами как неэффективные расходы от приносящей доход деятельности.
Туда же относится оплата административного штрафа в 30 тысяч за нарушение трудового законодательства.
Другая история получилась не менее затратной. Помощник худрука госпожа Кочкина была принята на работу по трудовому договору от 1 августа. Но вот табелировать ее почему-то забывали несколько месяцев. Таким образом, «неправомерно произведены расходы на оплату труда за фактически неотработанное время» в размере 97 874 рублей.
В 2016 году на работу художников по свету потрачено:
— договор с Владимиром Золотарем на сумму 159 248 рублей;
— договор с Алексеевой Е. – 97 931 рублей;
— договор с Солнцевым Д. – 277 574 рублей.
Отметим, что в нарушение трудового договора с худруком заключались контракты на выполнение работ по свету и художественному оформлению «Веревки» на общую сумму 172 тысячи рублей. Поясним, что для создания спектакля привлекается творческая команда: режиссер, художник по свету, художник-постановщик (сценограф), художник по костюмам, композитор и так далее. В случае с «Веревкой» Владимир Золотарь выступил не только режиссером, но и заключил контракты на свое имя в качестве художника по свету и сценографа.
В акте финуправления отмечается, что договор на режиссуру спектакля «Гамлет» ценой 463 046 рублей не был согласован с минкультуры, и это тоже — нарушение.
Интересное замечание: Договоры гражданско-правового характера с художественным руководителем заключались учреждением в лице заместителя художественного руководителя учреждения. (Проще говоря, супруга Золотаря нанимала его же самого как исполнителя услуг для театра).
Прочие расходы
По закону предусмотрено, что за эффективную работу сотрудники могут получить надбавку вплоть до 600 % от должностного оклада. В 2016 году надбавки получили члены творческих команд нескольких спектаклей.
Но самую большую сумму получил главный художник театра Олег Головко – 310 241 рублей на основании шести приказов художественного руководителя. Однако, ни в одной постановке за минувший год Олег Головко не прописан в качестве «рабочей силы».
Тем не менее, всего в 2016 году сотрудники учреждения получили максимальные выплаты стимулирующего характера в размере 1 млн 035 246 рублей. Однако такие премии театр имел право раздавать только при соответствующих финансовых возможностях, которых, увы, у ТЮЗа не было. Достаточно вспомнить несколько факторов: кредиторская задолженность, в том числе просроченная, не исполнение показателей госзадания за 2015 год, падение посещаемости в 2016 году.
Неэффективные расходы на Пушкина и Шекспира
Все помнят масштабный спектакль «Маленькие трагедии» (2015 год). Грант в восемь миллионов и еще миллион из областного бюджета. В спектакле задействована не только труппа ТЮза, а еще: артисты омского театра драмы, симфонический оркестр под управлением главного дирижера Дмитрия Васильева, хор «Певчие».
Но и здесь администрация ТЮЗа допустила массу бюрократических ошибок, принимая акты сдачи-приемки выполненных работ без указания содержания и конкретных результатов работ. В итоге учреждение, по мнению ревизоров, неправомерно израсходовало 2 млн 210 тысяч рублей на создание и показ спектакля «Маленькие трагедии». Хотя здесь достаточно только доказать, что именитые мастера действительно принимали участие в работе. А так как создание постановки шло под пристальным надзором прессы, то мы прекрасно знаем, что каждый заявленный художник действительно трудился над своей партитурой — сейчас театру нужно это юридически и документально оформить.
В 2016 году «Маленькие трагедии» прошли на сцене всего два раза. Выручка составила 92 975 рублей, а расходы только за услуги Омского симфонического оркестра и хора «Певчие» — 251 тысячу рублей.
21 декабря Владимир Золотарь написал пояснение в финуправление, что показ «Маленьких трагедий» является нецелесообразным.
Показ спектакля «Гамлет» на момент проверки проводился 02.12. и 03.12 2016 года.
На момент проверки, Владимир Золотарь официально работу не сдал, поэтому по идее 463 046 рублей гонорара он так и не получил. Виктор Тзапташвили (главный балетмейстер Омского ТЮЗа) также официально работу не сдал и расходы не проводились. А вот художник-технолог Добрыгина получила гонорар в 46 773 рублей. Кстати, по достоверным слухам, спектакль «Гамлет» срочно снят с репертуара.
«В 2016 году заключались договоры возмездного оказания работ, одним из условий которых являлось предоставление результатов выполненных работ. Однако результаты не предоставлялись исполнителями. Учреждением принимались к учету акты сдачи-приемки выполненных работ без указания содержания и конкретных результатов работ»,- пишут ревизоры.
Поясняем. Художник по костюмам или сценограф должны к подписанному акту приема работ приложить партитуру, чтобы было видно, что задача выполнена. Но так как этого не было сделано, то управление сделало вывод: учреждение неправомерно выплатило «контрактникам» 2 млн 694 806 рублей без подтверждающих документов.
Всего в 2015 году ТЮЗом были неэффективно осуществлены расходы в размере 100 тысяч рублей за счет средств гранта. В 2016 году – 728 499 тысяч рублей (из них 219,248 тысяч рублей поступили в качестве субсидии на выполнении госзадания).
27 февраля 2016 года через два месяца после финансовой проверки руководитель омского ТЮЗа Владимир Золотарь официально подал в отставку. Министерство культуры Омской области уже рассматривает кандидатуры специалистов на должности директора и главного режиссера учреждения. Будущим управленцам достанется не только обновленный Владимиром Золотарем репертуар, но и многочисленные проблемы театра. Ранее респонденты нашего издания связывали нарастающий ком проблем ТЮЗа с приходом заместителя худрука — его супруги Екатерины Скобель (Золотарь).
Фото: Александр Румянцев, группа Омского ТЮЗа