Эстетичные теплотрассы и «ожившие» крыши: что видит новое поколение в «Электроточке»
На протяжении недели в Омске проходила привозная архитектурная школа "Будущие архитекторы", собравшая 30 студентов и молодых специалистов для решения одной задачи: как терраформировать промзону в центре Омска в пригодное пространство.
Речь, напомним, идёт о комплексе зданий на Маркса, 18 — Маркса, 18/28. Его история началась с императорского механико-технологического училища 1912 года, украсившего заметки "Будущих архитекторов", разрослась до места пребывания эвакуированных заводов, на базе которых появился "Электроточприбор" (поначалу "Омский завод электротехнической аппаратуры"), и застыла где-то в нулевых с десятками собственников, пластиковыми баннерами и отсутствующим благоустройством.
1 / 32 • Бывшая промзона на пр. Маркса, 18. От императорского училища до завода "Электроточприбор". Фото: Илья Петров
Летняя архитектурная школа столичного проекта Future architects, объединившая в команды молодёжь из Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга и Новосибирска под кураторством экспертов, стала продолжением стратегической сессии, в которой участвовали местные жители и просто неравнодушные омичи. Получившиеся концепции во многом основывались на ранее озвученных идеях, а кое в чём позволили переработать проблемы в преимущества.
Ксения, 20 лет, Омск, участница архитектурной школы:
— Городу не хватает творческого кластера, объединения зданий и пространств, где можно было бы отдыхать, посещать разные места в одном районе. Это могло бы стать альтернативой улице Ленина, пространством, которое собирало бы людей, позволяло бы проводить мероприятия, устраивать небольшие концерты. В последнее время улица Ленина стала популярна, но я там бываю редко — не люблю большие скопления людей. Моё любимое место для отдыха — это парк "Зелёный остров". Из других таких мест — парк Победы, "Птичья гавань".
"Модерн" 2.0
Помните микрорайон в Нефтяниках, панельки которого расписали муралами? Инструмент является рабочим для оживления городских и промышленных территорий в целом и широко применяется в разных городах. Несколько стен, желательно заметных издалека, предложено выделить художникам на бывших площадях омского завода под стрит-арт-зоны, возможно, привлечь для финансирования компании, которые понимают толк в визуально эстетичной эмбиент-рекламе.
Арт-градирни
Градирни — это устройства и сооружения, где охлаждается вода, используемая для отведения тепла от промышленного оборудования. Они встречаются, например, на ТЭЦ, и такие же, простаивающие без дела, заметили гости "Электроточа", пересмотрев их функцию в качестве арт-объектов. Это поможет "подчеркнуть индустриальность места" и послужит ориентирами, маркерами навигации в многокорпусной промзоне.
Трубы и провода
То, что отпугивает, может и создавать вайб. "Теплотрасса и провода, как нити оплетают всю территорию, объединяют пространство, создавая единую систему". Сразу несколько команд обратили внимание на обилие наружных инженерных сетей, в том числе давно не действующих, которые не обязательно прятать. Они тоже могут "быть эстетичными", работать на визуальный образ места, его промышленный дух, подкреплённый характерными "заводскими" материалами — перфорированным металлом, кирпичом, бетоном, и помогать в навигации по территории, если подобрать акцентный цвет.
Как отмечала на защите молодёжь, "отсутствие единого визуального контекста, маркеров и дизайн-кода — это вообще проблема для Омска", который сейчас как раз носит статус молодёжной столицы. Тут стоит сказать, что документ о дизайн-коде города даже утверждён, но публично пока нигде не представлен.
Евгения, 18 лет, Москва:
— Мне понравилась камерность города, его спокойствие, отсутствие суеты и стремительного ритма жизни. Здесь всё ощущается очень уютно, мило и гармонично. Территория ["Электроточприбора"] оказалась особенно интересной. На ней находится множество труб, выведенных наружу — они не закопаны в землю, а проходят над поверхностью. Хочется использовать это в концепции, поскольку придаёт месту аутентичность.
Говоря вообще о местах для молодёжи, коворкинги — это наше всё, они стали для нас основным пространством для работы и общения, почти всё свободное время мы проводим там. Обычно для этой цели мы выбираем библиотеки или кафе. В свободное время люблю гулять в парках, по зелёным зонам, где много растительности.
Висячие сады Сибири
Вертикальное озеленение — это метод обустройства пространства с использованием вертикальных поверхностей для размещения зелёных насаждений. В Омске, пожалуй, подобных мест ещё нет. Хотя подобные решения привлекают аудиторию (желание посмотреть, сфотографировать, запостить), а за ней тянутся и арендаторы (в благоустроенном и популярном пространстве трафик выше). Авторы идеи предложили использовать плетистые, холодоустойчивые растения: "Они будут свисать с опор и приманивать". Плюс туристический поток, плюс экология. А если говорить о наземном озеленении, то, помимо посадок в грунт, стоит обратить внимание на деревья, растущие в больших тарах, чтобы в зимний период заносить в помещения.
Крыши не только для голубей
Не единожды звучали предложения об организации второго и следующих уровней пространств, эксплуатируемых крыш с террасами, соединённых мостиками и переходами. Долгая зима не повод игнорировать столько пространства и панорамные виды на город с высоты.
"Трогательное" место
Авторы концепции отталкивались от слова "тач" (англ. touch) — трогать, прикасаться, ощущать. Каламбур родился из названия завода "Электроточприбор", при произношении которого безударный слог "точ" может звучать как "тач". "Производство — это люди", поэтому тактильность, многофункциональность, камерность, естественный процесс развития, отсутствие агрессивного маркетинга — основные принципы концепции, согласно которой "ЭлектроTOUCHка" станет пространством, где "люди смогут почувствовать себя "своими", прикоснуться к искусству, погрузиться в новое и провести время, занимаясь интересными для себя вещами".
Анастасия, 28 лет, Омск:
— Ранее здесь находилась железнодорожная станция. Сейчас большинство омичей об этом не знает, и мы сами были удивлены, когда начали изучать территорию. Мы стремимся превратить пространство в научный кластер, который объединял бы образовательные, креативные и культурные направления.
Есть предложение размещения студенческого корпуса, где студенты технических и физических специальностей могли бы проходить практику, знакомиться с оборудованием и производственными процессами. Это позволило бы использовать площадку для подготовки кадров и вовлекать молодёжь в науку, в том числе через детские образовательные активности.
Фаблабы
Тема мануфактуры вообще прослеживалась в концепциях нескольких команд по понятным причинам. Текущие производства предлагается сохранить и расширить за счёт аккумуляции мастеров как традиционных ремёсел, так и 3D-технологий, создания фаблабов (англ. fabrication laboratory), то есть небольших мастерских, на определённых условиях предоставляемых всем желающим.
"Живой" завод
Ещё одна история, навеянная стратегической сессией: расширить присутствие действующего завода, занимающегося разработкой и производством приборов переменного тока, в сообществе и пространстве. Среди вариантов экскурсии, музей электроники, мастер-классы для взрослых и детей, сотрудничество с вузами и колледжами, применение собственной продукции в благоустройстве территории — создании архитектурно-художественной подсветки, световых интерактивных объектов.
Маленькая "Кремниевая долина"
Много говорилось о таких форматах локаций, как выставочные пространства, галереи, арт-резиденции, центры искусства, коворкинги, кванториумы, лектории. "Электро.FAB", "Точка" или "Мануфактура", как альтернативные названия кластера, предложенные командами, могут стать местом соприкосновения производства, ИТ, образования и бизнеса, креативных индустрий, экспериментальных лабораторий и технологических стартапов. "Теперь производство — это не только функциональность, но и творчество", куда приходят за вдохновением и экспериментами.
Фабрика моды
Как отмечали участники архитектурной школы, в Омске выставки дизайнерского искусства, показы мод проводятся на разных площадках, не всегда для этого подходящих. Можно было бы создать для них единое пространство: для разработки коллекций, швейного производства, презентаций и прямой продажи, чтобы поддерживать локальных авторов. Сегодня их продукция встречается только в двух-трёх местах, более или менее знакомых широкой публике.
Анастасия, 21 год, Новосибирск:
— Для меня Омск стал сочетанием уже знакомых мест. Он отчасти напоминает Санкт-Петербург и Москву, а индустриальные районы похожи на Кузбасс, Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк. Город показался необычным: здесь историческая застройка удивительно гармонично соседствует с капромовской (капиталистический романтизм, архитектурный стиль, сложившийся в странах бывшего СССР, — прим. ред.). Особенно поразило количество велосипедистов. Это важный фактор, который необходимо учитывать при разработке городских проектов.
В свободное время мы с друзьями посещаем коворкинги, много работаем, но находим время для прогулок. Чаще всего собираемся во двориках, отдыхаем, гуляем в парках. Нам не хватает событийных пространств — мест, где можно было бы проводить локальные фестивали и культурные мероприятия.
Андеграунд
Если утром — работа и учёба, днём — мастер-классы и посиделки, то вечером — локальные концерты и андеграунд. Предполагается, что таким образом смогут найти подходящее занятие разные категории целевой аудитории — местные жители, студенты, работники офисов и предприятий, а также туристы и гости города, для которых "Электроточ" станет местом, где точно надо побывать. Упоминалось и создание сцены под мероприятия. Но тут надо иметь в виду, что, например, сцена-амфитеатр на бульваре Мартынова так и не ожила, а сцена-смотровая площадка в Калачинске находит применение не только во время выступлений.
Открытые локации
Имея возможность прийти сюда без конкретной цели, посетители смогут на месте выбрать, чем им заняться или же просто отдохнуть на террасе. Атмосферу, индивидуальность места будут поддерживать концептуальная уличная мебель, арт-объекты. Возможно даже, индустриальный арт-парк со скульптурами из старых деталей и световыми инсталляциями. Чем больше времени человек проведёт здесь, тем больше сопутствующих услуг — те самые еда и магазины — откажутся востребованы. Предполагается оформить систему площадей разного масштаба, чтобы территория развивалась "самоходно", "чтобы людям было интересно собраться не в одной какой-то точке, а в нескольких местах". В зимнее время локация может функционировать как каток.
Парковки
По современным трендам выходит, что общественные пространства, как видно из названия, — это места для людей. Поэтому в целом транспорт, включая зоны разгрузки/погрузки местных магазинов и общепита, остаётся смещать к периметру или прятать, например, под амфитеатр, организованный на одной из площадей. Единственный проезд предложено оставить к заводу и больнице.
Анастасия, 22 года, Омск:
— Чем больше я работаю над проектами, тем яснее понимаю, как хочется влиять на городскую среду. Я бы с радостью занималась благоустройством и в других городах, но особенно хочется развивать Омск, работать с его пространствами.
Хотелось бы, чтобы благоустройство происходило не только в центре города, но и в других районах. Я живу в Нефтяниках, и там до сих пор много территорий, на которых нет даже минимального благоустройства. Хочется верить, что о других районах не забудут.
Еда и магазины
Они составляют базу доходной части большинства общественных пространств. Здесь их предлагается разместить в основном по периметру территории на первых этажах. Сейчас это примерно так и есть. Входы и выходы при этом хорошо бы делать на две стороны — во внутреннюю часть "Электроточки" и во внешний город, а также соединять заведения сквозными переходами, "чтобы создать более проницаемую территорию, чтобы она могла взаимодействовать с окружающей средой". Помимо известных франшиз, предлагается оставить место для фуд-маркета и локальных производителей.
Демонтаж пространства
Большинство команд выступили за снос части построек, мешающих созданию современного культурно-промышленного кластера. В том числе гаражей со стороны Иртышской набережной (на этот счёт есть обратная идея "города гаражей"), автосалона и фастфуда, закрывающих собой более интересные фасады. Собственникам демонтированных объектов, которые, правда, пока могут не догадываться о планах молодых архитекторов, планируют предлагать взамен другие обновленные помещения.
Кооперация собственников
Проблемы с соседями знакомы многим. В данном случае дело в десятках владельцев и арендаторов объектов недвижимости, у которых разное видение и желание включаться в процесс по созданию единого пространства. Молодые архитекторы предложили "контактировать с друг другом и проводить дополнительные мероприятия", чтобы укрепить сообщество собственников, ожидая, что в результате "объединения и коллаборации смогут привлечь новых пользователей территории". А значит — клиентов.
Арина, 21 год, Великий Новгород:
— Здесь мог бы появиться центр для деловой и образовательной активности, где предприниматели проводили бы программы, сборы, встречи, чтобы в Омске формировался предпринимательский союз. Вместо традиционных учебных классов предлагаем креативную, познавательную деятельность через тактильные ощущения, демонстрации физических явлений, световые выставки.
Особенно меня поразила одна архитектурная особенность Омска — лестницы. Они повсюду: на набережной, в торговых центрах, на улицах. Мы сделали акцент на этом в проекте, добавив эксплуатируемую кровлю и открытые лестницы, которые будут выкрашены в яркий цвет.
Ощущение, будто креативные пространства никто не хочет их развивать. Только недавно начали уделять этому внимание, поняли, насколько это важно и перспективно.
Матрёшка с Бродвеем в сердце
Принцип, названный матрёшкой, прослеживаемый в концепциях команд, демонстрировал условное разделение на внешний, средний и внутренний слой территории. То есть внешние, смежные с городом, площади предлагается наполнить общепитом и торговлей. Средний слой — лофт-офисами и небольшими производствами. А внутренний слой — это сердце образовательно-творческого кластера. "Это то самое TOUCH — место, где каждый может создать свой продукт, получить признание, где будет услышан". Или, по другой версии, — омский Бродвей, центр искусства, где проводятся показы, выставки культурно-развлекательные мероприятия, творческие встречи.
Таким образом, в заводской матрёшке сложились четыре основных направления, порой взаимопроникающих: производственное (предприятия, мастерские), образовательное (лектории, резиденции), общественное (коворкинги, зоны отдыха и террасы, кафе), творческое (искусство, фестивали, концерты).
Омское отделение Союза архитекторов России, соорганизатор архитектурной школы:
— Работы команд и результаты защиты будут представлены на собрании собственников и основных арендаторов. После рассмотрения будут выбраны наиболее интересные и перспективные для реализации идеи. Возможно совмещение концепций или более подробная проработка. Также результаты будут представлены администрации города и области для рассмотрения возможной поддержки в реализации креативного кластера.
Презентация широкой публике, включая результаты архитектурной школы и предшествовавшей лаборатории с исследованием пространства и общественного мнения, состоится в октябре 2025 года на "Днях архитектуры". Это будет заключительное мероприятие в "Проекте-90", организованном в честь юбилея омского Союза архитекторов. Пока же прикрепляем все пять концепций, предоставленных организаторами, в документе ниже.