«Воздух» с Безруковым, «Вызов-2», котики и Мальдивы. Актриса Омской драмы Кристина Лапшина рассказала о роли в кино и мечтах
В январе в российский прокат выходит новый фильм Алексея Германа-младшего, где одну из главных ролей сыграла актриса Омского академического театра драмы Кристина Лапшина.
18 января 2024 года в российский прокат выходит фильм Алексея Германа-младшего "Воздух" (16+). Картина посвящена женщинам-лётчицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. Одну из главных ролей в фильме сыграла актриса Омского академического театра драмы Кристина Лапшина. Это её первая работа в кино. На одной площадке она работала с известными актёрами: Анастасией Талызиной, Аглаей Тарасовой, Еленой Лядовой, Антоном Шагиным, Сергем Безруковым и другими.
Кристина Лапшина — коренная омичка. В 2012 году она окончила Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского. Работала в театре в Перми, в омском "Пятом театре" и уже восемь лет выходит на сцену Омской драмы.
Специально для "Омск Здесь" накануне премьеры фильма "Воздух" Кристина рассказала о новом опыте в профессиональной сфере, о своём пути к сцене, любимых ролях, миссии актрисы и мечтах. Мы узнали, что любит слушать Кристина Лапшина, какие поступки зрителей её удивляли, что сказал актрисе режиссёр Алексей Герман-младший, при чём здесь фильм "Вызов" (12+) и какой Сергей Безруков на съёмочной площадке.
Кристина Лапшина
— Кристина, с чего начинался ваш путь, как актрисы? Всегда ли вы знали, чем будете заниматься?
— Кем я хочу стать, я знала с детства. Года в три уже сочиняла песенки и исполняла их, и мне это нравилось. В девять лет я попала на спектакль в ТЮЗ и увидела на сцене детей. Я не помню сам спектакль, но помню, как красиво и органично маленькие актёры смотрелись на сцене. Я сказала тогда себе, что хочу так же. Просто сначала не всегда можешь осмелиться и признаться, что хочешь быть актрисой, где-то сталкиваешься с непониманием, сама не особо веришь, а потом не можешь отказать себе в этой мечте. Подростком я была достаточно закрытым и молчаливым, и, когда озвучивала желание поступать на актёрское мастерство, многие удивлялись. А я удивлялась, почему во мне не видят такой перспективы, ведь внутри меня столько происходит! Хотелось делиться этим на сцене.
— Хотеть это одно, а идти к мечте — другое. Не было ли метаний в выпускных классах?
— В 10 классе учитель истории рассказала мне про Лицейский театр в Омске. Для студии я была уже взрослой, а в клуб меня взяли. Первое время много времени уходило на работу с зажимами, стеснением, выходом из зоны комфорта. Полгода я на площадку не выходила, смотрела за другими. Но два года в театре с замечательными педагогами Игорем Горчаковым и Лидией Точиловой дали большой результат, я раскрылась. Это было очень счастливое время и хорошая база для поступления. Не скрою, я хотела учиться в Москве, почему-то в ГИТИС мне хотелось. Я пробовала, доходила до третьего тура и не проходила. Но спустя какое-то время я поняла, что мне в Омске очень повезло с мастером. В ОмГУ я училась у Моисея Филипповича Василиади, он много дал мне. Потом ещё узнала от ребят, которые учились в Москве, что некоторые разочарованы, не находят себе места в профессии. Поняла, что мне повезло.
— Как родители отнеслись к выбору? Поддерживают ли вас?
— Родители всегда и поддерживали, и не поддерживали. Они были против на уровне эмоций, но давали деньги, чтоб я ездила поступать. Они люди дела и не понимают саму профессию, не доверяют ей. Вот брат полицейский — это дело. А актриса… Для них выступить на сцене — что-то несерьёзное. Были, конечно, у нас моменты, когда мне приходилось отстаивать своё право выбирать и идти самой. Побороться за свою мечту нужно, даже с родителями. Но так или иначе по итогу они всегда вставали на мою сторону. И я им благодарна. Они радуются моим успехам, рассказывают всем. А я принимаю их.
— Были ли моменты, когда вы сами сомневались, то ли дело выбрали? Если дать определение, какая миссия у актрисы?
— Изначально я шла исключительно для самоудовлетворения, чтобы меня любили, оценили и так далее. Потом, когда ты удовлетворяешься этим, становишься старше, то понимаешь, что эта профессия больше, чем только о тебе. Люди приходят в театр разобраться в чём-то своём. Театр — это такая модель жизни, где человек может дать оценку событию или себе и понять, хочет ли он находиться в этом положении. Это художественная и красивая арт-терапия, а артист — врачеватель и проводник. Хотя просто удовлетворение — это прекрасно, и я этого не исключаю из своей профессиональной жизни.
У меня сейчас бывают моменты сомнений. Но потом я понимаю, что я занимаюсь тем, чем надо. Разочарование, наверное, происходит во всех профессиях, романтика уходит, наступают будни, сложности. Ещё я шла за свободой в эту профессию, но но теперь понимаю, что она максимально несвободна: ограничения, цензура. Фантастика театра — в творчестве, рождение спектаклей таинственно, в них магия и талант. У меня после вуза вообще всё безумно получалось на сцене и в какой-то момент мне показалось, что я научилась. Но, как правило, в такие моменты и прилетает — ты останавливаешься в развитии, а коллеги идут вперёд. Больше таких ошибок я не совершаю, прекрасно понимаю, что нет предела совершенству.
— После окончания вуза и до того, как вы с театром драмы обрели друг друга, вы проделали немалый путь. Вы работали в театре "У Моста" в Перми и "Пятом театре" в Омске. Расскажите об этом опыте?
— Так получилось, что в институте мы выходили на зрителя 3-4 раза, что катастрофически мало. И сразу после обучения играть перед залом на 500 человек странно. В Перми я получила бесценный опыт. Там было очень много спектаклей: и массовка, и роли, и актриса, и реквизитор, и костюмер в одном лице. С утра до ночи с одним выходным в месяц. Ты привыкаешь к этим обстоятельствам, к тому, что сотни людей смотрят на тебя. Кроме того, в театре никто не носится с тобой, как в институте. Ты уже профессионал, развивайся. За день до спектакля могли сказать "у тебя завтра главная роль", и ты ночь учишь. Так получилось с моей первой главной ролью в карьере — это была Элизабет в мистическом спектакле "Франкенштейн" (12+). А вот главную роль в "Пятом театре" я для себя отметила — роль Ханни в спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф" (18+). Я помню, что я ждала её, это было волнительно, будто на свидание с любимым человеком приходишь, а не спектакль играть. Первый раз ты испытываешь трепет, понимаешь, что твои желания реализовываются в реальности. Это фантастические ощущения.
— В 2015 году вас приглашают в Омский академический театр драмы. Что особенного для вас именно в этом театре?
— Мне он близок амбициями, и здесь они далеко от дела не уходят. Здесь всё делают для того, чтобы соответствовать высокому уровню. Я амбициозный человек, мне нравится работать в амбициозных местах, а не просто заниматься профессией. Я люблю премии и награды и стремлюсь к этому. Мне нравится в Драме и отношение к профессии — артисты предъявляют к себе высокие требования, развиваются и не стоят на месте.
— На какой смелый поступок вы готовы ради роли?
— Дело в том, что я никогда не прошу роли и считаю это странным, по крайней мере, для себя. Мне нравится, когда режиссёр хочет поставить спектакль и хочет, чтобы именно я была в нём. А когда "дайте мне эту роль, я хочу в ней покрасоваться" — это не моя история. Понимаете, насильно мил не будешь. Когда ты очень хочешь, это видно, это транслируется. Я никогда на себе не настаиваю, просто транслирую, что я хочу и могу.
У меня есть мечта с детства — полететь в космос. И недавно на мой день рождения подруга пожелала мне сыграть главную роль в фильме "Вызов-2" (смеётся). Если когда-нибудь представится такая возможность, в космос я бы полетела. Не ради роли. Скорее, роль бы взяла ради исполнения детской мечты. А ради роли какие поступки? Прийти на кастинг я готова.
— Как так случилось, что вы оказались в кино? Это же ваш первый опыт?
— Сходить на кастинг мне посоветовал мой коллега Игорь Костин. Ни о фильме, ни о том, кто осматривает, я не знала. Подходила к этому как к опыту. Сначала снимают тебя на фото, потом помощник режиссёра проводит видеокастинг: ты сидишь на стуле, отвечаешь на вопросы, смотрят голос, психофизику. Мне было очень неуютно. Потом наступила тишина на полгода. С одной стороны, я отпустила, а с другой, конечно, ждала ответа. Я чувствовала какую-то связь с фильмом.
Пришло приглашение на кастинг в Петербург, и там семь часов по тексту одной из сцен тебе ставят ракурс, куда присесть, что говорить, как взаимодействовать с партнёром по площадке. Это такой ад был для меня. Не в том плане, что я мягкотелая и семь часов играть тяжело, а в том, что для меня это были азы актёра кино. Плюс режиссёр, которого ты уважаешь безмерно, вдруг неожиданно рядом и ты с ним работаешь. Я прошла кастинг, и через 1,5 месяца меня утвердили на роль Маши. Потом я узнала, что роль Маши собирались исключить из фильма, потому что никак не могли найти актрису. Но мы нашли друг друга. Начались бесконечно прекрасные дни перелётов и съёмок, знакомств с интересными людьми, с новой средой, абсолютное очарование этой средой.
Скриншот трейлера фильма "Воздух", 2023 г., производство: АМЕДИА, Первый канал, Метрафильмс, режиссёр Алексей Герман-мл.
— Почему актёров для фильма искали в театре?
— Кастинг проходил в театрах по всей стране, даже в Казахстане, насколько мне известно. Омск славится артистами и именно театра Драмы, в профессиональной среде наш театр занимает высокий уровень. А поиск актёров для кино таким образом — это семейная история режиссёров Германов, искать в театрах артистов, которые им нужны, их затрагивают, пусть даже по всей стране. Они очень смелые люди. Я очень люблю фильмы Алексея Алексеевича. Как только я поступила в институт, узнала о нём, начала смотреть его фильмы и фильмы его папы. Я понимала, что это абсолютно моё, мой язык. Алексей Алексеевич очень чуткий, обращает внимание на тонкие человеческие чувства, не только на уровне хорошо/плохо, а во всей палитре, и мне это очень нравится. У него и папа так снимал. Их фильмы про божественное в человеке, про то, что человек — хрупкий, нежный, ранимый, а грубым становится, чтобы выживать.
— Что за человек лётчица Маша?
— Знакомство с Машей происходило на площадке во время съёмок. Я абсолютно доверяла режиссёру, который знает, что делает. Что-то я не могу рассказать до премьеры. Мне самой интересно, какая она. Что это за человек, решит режиссёр во время монтажа, и зритель. У меня всё кусочками в голове. Фильм снимался до пандемии и после пандемии. Съёмки были разорваны, это не единая линия. Я могу сказать, что она очень спокойная и уверена в том, что делает. Она не лишена эмоций, но в полной мере оценивает и понимает обстоятельства, где она находится, поэтому есть некая сдержанность в ней.
Скриншот трейлера фильма "Воздух", 2023 г., производство: АМЕДИА, Первый канал, Метрафильмс, режиссёр Алексей Герман мл.
— Что помогло максимально вжиться в образ и раскрыть его? Были ли до этого какие-то похожие роли? На что опирались?
— Алексей Алексеевич и его команда сделали всё, чтобы я чувствовала себя нужной. Когда понимаешь, что тебя любят, ради тебя проделали такой путь — нашли, выбрали из многих, привезли, поселили. Они всеми действиями транслировали — ты нам нужна! Опора была в этом. Когда я пробовала что-то делать из театральных ролей, режиссёр говорил: "Не надо мне здесь твоего театра. Это другое". Не было никакого сходства с моими ролями в театре. А смысл его искать? Это совсем другая история, здесь и сейчас всё происходит. Конечно, исходишь из себя, из своей личности, но ещё и стараешься услышать режиссёра.
Эта профессия вообще научила меня быть стрессоустойчивой. Мне мама недавно сказала, что я черствее стала. Ну а как? Конечно, я могу кому-то показаться чёрствой. Это как хирурги некоторым кажутся циничными. Актёр работает своим эмоциональным аппаратом, инструмент — это ты, умеешь заплакать или рассмеяться, где надо. Неважно, какое у тебя настроение, что произошло, ты должен переключиться и делать своё дело.
Скриншот трейлера фильма "Воздух", 2023 г., производство: АМЕДИА, Первый канал, Метрафильмс, режиссёр Алексей Герман-мл.
— Попадали ли вы на съёмках в опасные ситуации?
— В фильме есть сцены со взрывами и стрельбой. Это безумно страшно. Хоть и понимаешь, что это кино, это не по-настоящему, но громкие звуки, когда взрывается порох, трясётся земля под ногами, над тобой самолёты, — это страшно. Ты подкоркой мозга ощущаешь свою незначительность, что ты маленький человечек. Когда взрыв случился первый раз, мне по сцене надо было бежать, а я потерялась, настал покой и одновременно безразличие, звон в голове, и я поняла, что никуда не побегу. Я поняла, что это не игрушки и я в этом участвовать не хочу. Моя коллега рядом заставила встать, и мы побежали. Но было очень страшно.
Скриншот трейлера фильма "Воздух", 2023 г., производство: АМЕДИА, Первый канал, Метрафильмс, режиссёр Алексей Герман-мл.
— Какой самый ценный комплимент вы услышали от режиссёра?
— Он говорил, что я хорошая актриса, очень хорошая документальная актриса. В соцсетях я увидела пост, где Алексей Алексеевич выложил моё фото и написал: "Гениальная актриса из Омска, приглашайте её в свои проекты". Представляете, такое услышать и увидеть? Это ценно слышать такое от абсолютного профессионала своего дела.
— Перелёты, новые знания, новое место, новая роль. Что узнали о своих ресурсах в этом опыте?
— Что они ограничены. Ты можешь хорохориться сколько угодно, не спать сутками и думать, что тебе ничего не будет. Нет, это не так. Ресурс у человека ограниченный, это надо знать, понимать, принять и работать с этим. Ещё я убедилась, что, когда тебе интересно и ты находишься там, где ты хочешь находиться, у тебя раскрываются резервы и ты начинаешь делать вещи, которые раньше были скрыты и тебя наконец-то ничего не сдерживает.
— Что помогает вам восстанавливаться, преодолевать периоды спада?
— Первое, банальное и бесплатно — это сон. Второе — это общение с племянниками и родственниками. У меня есть кошечка Мила и кот Гоша, они возвращают из мира фантиков к настоящему. И, конечно, музыка, которая со мной по многу часов. Я надеваю наушники, хожу по квартире и по городу слушаю всё, что откликается и нравится. Сейчас открываю для себя группу "Король и Шут".
— В одном из интервью вы рассказывали про футбол, что это за история?
— Со мной скучно вести диалог, потому что мне, понимаете, всё нравится! (смеётся) А то, что не устраивает, мы не берём в оборот. В школе я любила все предметы, особенно русский и литературу. Мне интересно было ходить в музыкальную школу, я училась игре на гитаре, но не закончила. Взять и разучить какие-нибудь песни могу и до сих пор делаю это для себя. А вот варить борщи с девочками в песочнице мне было не интересно. Футбол возник во дворе, где я росла. В моей компании было много умных азартных ребят, которые устраивают соревнования с мячом. Это такие уроки человеческих взаимоотношений, когда люди защищают друг друга, заботятся друг о друге в команде. В футболе важно уловить энергию партнёра, как и на сцене.
— Когда вы вернулись из путешествия в мир кино, что изменилось в вас?
— Да всё!!! Я стала ближе к себе самой. Когда ты попадаешь в такую среду, будто возвращаешься к себе, своей честности, мнению, не боясь, что они могут показаться глупыми. В театре есть моменты давления авторитетов, когда тобой надо управлять. Это подавляет, я не понимаю, зачем это делается. В кинопроцессе авторитетом был режиссёр, но рядом с ним я ощущала свободу, а не давление. Я помню, что приехала загнанной девочкой, у которой много запретов, и попала в среду, где всё основано на уважении твоей личности и умений. Когда возвращаешься из такой среды, понимаешь разницу, и на давление начинаешь огрызаться, бороться за свою свободу.
— Если бы не было никаких ограничений, над каким проектом в Омске вы бы поработали?
— Когда много отдаёшься работе (а сейчас именно так), хочется взять паузу. И сейчас я в состоянии паузы. Поработать с симфоническим оркестром интересно, в качестве драматической актрисы поучаствовать в музыкальном театре. Интересен любой проект, который о личности и где режиссёр, который знает, что делает.
— У вас был режиссёрский опыт. После фильма не захотелось что-то попробовать сделать как режиссёр?
— Я 10 лет вела на одном из предприятий города тренинги, поставила там в любительской группе три спектакля. Один получился замечательный, и я им горжусь, для других мне не хватило личного человеческого опыта. Я понимаю, что для работы режиссёром лично мне не хватает осмысления жизни. Режиссёр — это личность, способная оторваться от действительности, при этом участвовать в действительности, чтобы всех касалась та тема, о которой он взялся говорить. Пока к режиссуре я возвращаться не хочу.
— Есть любимая роль в театре и есть ли такой спектакль, с которым вы расстались и не жалеете?
— Не роли. Есть спектакли, на которые ты идёшь с большим удовольствием, и спектакли, где ты не можешь себя найти. Роли все разные, все важны и нужны. Я счастлива, что убрали спектакль "Рассказ неизвестного человека" (16+). Я люблю Чехова, и этот материал был прекрасный, но, на мой взгляд, был неверный подход в его трактовке, я ощущала себя не на своём месте. Мне кажется, что он был слишком поверхностно сделан, я говорю и про свою работу в том числе. Роль в нём была мукой, будто выходишь и постоянно врёшь зрителю.
— Важны ли актёрам цветы и аплодисменты?
— Если кто-то скажет, что это неважно, это враньё! Потому что любой человек идёт в актёры изначально в том числе за славой. В актёрской среде есть шуточные соревнования, кому больше поаплодировали на поклоне. С цветами так же. Свои первые цветы, ещё за роль в институте, я засушила и сохранила. Аплодисменты и цветы — это же определённая энергия и признание. Мне однажды на поклоне подарили коробку пирожных со словами, что в буфете цветов не было, а мою работу невозможно было не отметить.
— Бывали ли интересные случаи, связанные со зрителями?
— Приятно, когда ты приходишь в качестве зрителя в другой театр, а к тебе подходят и говорят, спасибо за то, как вы подали образ на сцене в таком-то спектакле. И ты думаешь, ну ничего себе, вот это да, я имею положительное влияние на человека, это прекрасно! На фестивале в Новосибирске был трогательный случай. После спектакля "Дядя Ваня" (16+) ко мне подошёл мужчина и чуть ли не со слезами на глазах сказал, что он не театральный человек, но ему понравилось, и процитировал "Чайку" (16+) Чехова, сказав: "Если вам понадобится моя жизнь, придите и возьмите её". Это было трогательно. Такого уровня слова не могут не попасть в душу.
— Есть ли в Омске любимые места, где вы предпочитает проводить время? И есть ли такое место на планете, куда вы хотите возвращаться?
— В Омске это места детства. Омск для меня родной, я здесь родилась. Он очень уютный для меня, семейный, спортивный, в меру движняковый и духовный. Я жила в Кировском округе, там всё сейчас перестроено, но всё равно ты проезжаешь мимо, и всплывают те картины, которые были раньше. Конечно, это ещё центр города — территория около театра и парк Зелёный остров.
Что касается планеты, то это Мальдивы. Я хочу хотя бы раз в год отдыхать там. В деревушке посреди океана с фантастическим климатом, белым песочком, много зелени. Там всё располагает к тому, чтобы быть счастливой. Там я живу той жизнью, которая мне нравится.
— Есть ли сейчас новые предложения в кино? И легко ли вы покинете город для работы в столице?
— Я не нахожусь сейчас в обстоятельствах, когда у меня много интересной работы в Москве, но если чисто гипотетически представить, я думаю, будет тяжело покидать город, в котором моя семья, будет одиноко и тоскливо. Сейчас новых предложений на съёмки в кино нет. Но я и не делаю ничего, чтобы они появились, на кастинги не хожу. Надеюсь, что после выхода фильма будут какие-то предложения, конечно, хотелось бы. Люди, которые занимаются кино, прекрасные. Настолько мне было комфортно в их среде! Уровень общения совсем на других частотах, которые мне приятны.
— Если будет объявлен кастинг в фильм "Вызов -2", пойдёте?
— Конечно! (смеётся)
— Какой он в жизни — Сергей Безруков?
-А-х-ха. Очень красивый мужчина, лучезарный, приятный, воспитанный, добродушный, отзывчивый, талантливый профессионал.
Скриншот трейлера фильма "Воздух", 2023 г., производство: АМЕДИА, Первый канал, Метрафильмс, режиссёр Алексей Герман-мл.
— Жизнь — это игра?
— Я не знаю, что такое жизнь. Часто задаю этот вопрос, но не могу ответить. Как это вообще устроено, что за квест такой и в чём прикол? Люди, которых ты любишь, — уходят, много несправедливости, но и счастья очень много! Игра ли это, я не знаю. Иногда мне хочется отнестись к жизни, как к игре, но тогда я внутри становлюсь немного картонной. Говорят, что самое сложное — это позволить другому человеку жить так, как ему хочется. Мне бы хотелось, чтобы и я, и другие люди повзрослели до тех пор, чтобы не мешали друг другу жить, как им хочется. А кроме комфорта хочется быть максимально свободной, не нарушая заповеди. Для меня жизнь — это дар.
— Что хотите сказать миру со сцены жизни?
— Хочу сказать, не тратьте время на фантики и обёртку. Я не против такой поверхностной эстетики, но хотелось бы, чтобы человек помнил, что он человек. Делать акцент в своей жизни на чистых детских взаимоотношениях, где про любовь и про счастье, и чтобы счастье имело окраску добра. Это то, что я стараюсь транслировать в мир.
Посмотреть спектакли с участием Кристины Лапшиной можно на сцене Омского театра драмы. 16 декабря актриса воплотит сложный и противоречивый образ молодой девушки Лены в "Небе позднего августа" (16+). 23 декабря выйдет на сцену в одной из своих самых ярких ролей — Констанции Моцарт в "Амадее" (16+). 24 декабря на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой Кристина сыграет Соню из "Дяди Вани" (16+) Чехова. За эту роль актриса номинирована на "Золотую маску" за лучшую женскую роль. 29 декабря можно будет насладиться культовым спектаклем "Время женщин" (18+), где Кристина исполняет одну из главных ролей (постановка греет душу омских зрителей с декабря 2013 года).
Фото предоставлено Омской драмой Фотограф: Андрей Кудрявцев