В Омском краеведческом музее нашли кокошник великой княгини Ксении
Фото: Минкультуры
К такому выводу пришел художник-искусствовед.
В фондах Омского историко-краеведческого музея найден кокошник великой княгини Ксении Александровны Романовой, сестры Николая Второго. Такое предположение сделал художник Андрей Боровский, — сообщает региональное Министерство культуры.
В ведомстве поясняют: случается так, что в коллекциях региональных музеев находят экспонаты, созданные за пределами родного края. В Омском государственном историко-краеведческом музее таким артефактом стал кокошник из собрания традиционных народных костюмов.
Этим предметом старорусского женского гардероба заинтересовался исследователь, искусствовед и художник Андрей Александрович Боровский. Он начал работу с коллекцией ОГИК музея, чтобы изучить историю традиционных нарядов. На одной из старинных фотографий он заметил кокошник, украшавшей голову дочери императора Александра III и сестры Императора Николая II — Ксении Александровны.
Эта фотография Великой Княгини в образе русской боярыни была сделана в Зимнем дворце в 1903 году. В тот год бал-маскарад был посвящен 290-летию правления династии Романовых.
«Это был самый пышный по своему размаху и роскоши бал последнего царствования, к тому же он является одним из наиболее задокументированных торжеств. Темой его было выбрано «допетровское время» и, соответственно, вся знать явилась на бал в костюмах бояр и стрельцов, а дамы — в расшитых жемчугами и самоцветами сарафанах и кокошниках. Среди них была и дочь Императора Александра III Великая Княгиня Ксения Александровна», — рассказали в омском Минкультуры.
В тот год августейшие особы и представители высшей знати России каждый костюм для бала-маскарада шили по специальным эскизам художника Сергея Соломко при помощи консультантов. Идеи черпали у исторических прототипов. А довершали образ ювелирные украшения царской семьи или фамильные драгоценности других семей. Для меховых оторочек использовали соболий мех. В итоге каждый наряд стоил очень дорого.
Драгоценностей не жалели — их было так много, что неискушенные современники, глядя на фото с того маскарада, принимают их за бутафорию.
«Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами. По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Именно благодаря запечатленному предмету на фотографии 1903 г. А. А. Боровский смог сопоставить его с предметом из коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея», — рассказали в профильном ведомстве.
Также ищвестно, что в 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф во Франкфурте-на-Майне были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль». Фигуры были изображены в костюмах, повторяющих костюмы участников бала 1903 г. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.
В Сибири похожий старинный кокошник (правда, уже с утраченными украшениями, но с узнаваемым шелковым подкладом, использовавшимся в костюмах богатейших особ царской России) оказался в 1927 году. Он был передан из Ленинградского отделения государственного музейного фонда. Артефакт был официально зарегистрирован в музейных книгах. С тех пор он находился в коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея. И предположение А. А. Боровского о принадлежности головного убора великой княгине Ксении Александровна может найти подтверждение, если сравнить его с изображением кокошника на историческом фото особы из царской семьи.