Речь – это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

0 0

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

Логопедия шагнула вперёд и больше не ограничивается только исправлением дефектов речи. Рассказываем, с какими проблемами к логопедам приходят дети и взрослые, а также о способах их решения.

Сегодня, 14 ноября, свой профессиональный праздник отмечают логопеды. Эта специальность зародилась более 170 лет назад, в XIX веке. Пусть и в упрощённом варианте, но логопедия сформировалась как отдельная ветвь науки в далёком 1850 году. Тогда считали, что нарушения речи связаны исключительно с проблемами речевой мускулатуры и трудностями артикуляции. Постепенно, по мере того как в целом развивались эта и другие науки, направление наполнялось педагогическим и психологическим содержанием.

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

О том, какими навыками обладают современные логопеды, с кем и с какого возраста работают, с какими речевыми проблемами сталкиваются, в чём успех терапии, почему очень важно вовремя обратиться к специалисту и в целом, чем живёт современная логопедия, мы поговорили с логопедом детского центра "Лучики добра" Инной Корыткиной.

– Инна, поясните, чем занимаются современные логопеды, что в поле их компетенции?

– Логопед – это специалист по работе с речью. В его зоне ответственности находится не только постановка звуков, но ещё очень много других аспектов. Последнее время набирает популярность услуга по "запуску речи" у малышей, работа по коррекции слоговой структуры и лексико-грамматических категорий. Иногда возникает потребность в развитии фонематического слуха у детей, миофункциональной коррекции, исправления назального оттенка голоса. В некоторых случаях проводится работа над пониманием обращённой речи и восстановлением речи после инсультов. Логопеды работают с заиканием, нарушением чтения и письма. Как правило, каждый логопед выбирает свою зону ответственности, он не берёт абсолютно все нарушения речи.

– Получается, что современные логопеды многозадачны?

– Да, весьма многозадачны, и считается неприличным работать "в одиночку". Хороший логопед сотрудничает со специалистами смежных профессий: неврологами, ортодонтами, психологами, кинезиологами, остеопатами, нейро- и клиническими психологами. Помимо этого, многие логопеды состоят в разных клубах по узкой специализации. Спектр речевых проблем современного мира широк, начиная от механических сложностей (проблем жевания, глотания, говорения) и заканчивая интеллектуальными трудностями оформления речи (понимание речи, построение высказывания).

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

– С какого возраста можно начинать ходить к логопеду?

– К логопеду можно приходить с ребёнком раннего возраста. Мама и малыш находятся на консультации вместе, и логопед оценивает не только то, как малыш играет, но и очень много других аспектов, которые являются базой речевого развития.

– Могут ли родители сами исправить речь ребёнка или лучше это делать совместно со специалистом?

– Логопед, на мой взгляд, является вашим фитнес-тренером в области речевого развития. Он создаёт коррекционный маршрут и направляет ребёнка и маму, следит за правильным выполнением заданий. Поэтому часть работы всегда будет ложиться на плечи родителей. Как правило, родителям сложно именно составить коррекционный маршрут в силу того, что они не имеют специального образования и в принципе немного предвзято относятся к ребёнку. Не нужно брать на себя роль наставника, родитель должен оставаться родителем, лучше отвести ребёнка к специалисту.

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

– В самом начале вы обмолвились про фонематический слух. Что это такое и зачем его развивать?

– Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка. Когда малыш растёт, этот навык развивается, но иногда ребёнку нужно немного помочь. Часто дети смешивают на слух звуки "С" и "Ш", или "Р" и "Л". Звуки могут не различаться на разных уровнях: изолированно, в слогах, в словах. В любом случае лучше обратиться к специалисту. Из упражнений можно рекомендовать выполнение определённого действия на определённый звук. Например, прыгай (рисуй, стирай, стучи, крути, кати…), когда услышишь нужный звук.

– Во взрослом возрасте можно исправить недостатки в речи, если по каким-то причинам это не сделали в детстве?

– Взрослые стали всё чаще приходить за помощью к логопедам. Этим сейчас никого не удивишь. Как правило, обращаются за постановкой звуков для публичных выступлений. Иногда требуется работа по удержанию языка в точке покоя при ортодонтическом лечении. Также логопеды работают с пожилыми людьми для восстановления речевых навыков после инсульта.

– Какова тенденция: детей с проблемами стало больше, меньше? С чем это связано?

– Все логопеды единодушны в том, что детей с речевыми особенностями стало больше. Каждый логопед видит разные причины такой тенденции: кто-то говорит, что проблемы возникают на момент родов и во внутриутробном периоде, кто-то уверяет, что виной всему гаджеты, некоторые утверждают, что это проблемы плохого питания и, как следствие, нейроинтоксикации. Я не придерживаюсь одной точки зрения, все эти причины имеют место.

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

– Какие стадии развития речи проходит ребёнок от рождения до 7 лет?

– На самом деле, развитие речи начинается ещё в утробе, первый год жизни очень важен для полноценного развития. В этот период (до 7 лет) нужно говорить не только о развитии речи. Все психические процессы у ребёнка настолько взаимосвязаны, что нельзя отделить, например, комплекс оживления как психологический феномен от речевой составляющей, или моторное развитие ребёнка первого года жизни от его речевых умений. Каждый возраст несёт в себе не только речевое развитие. Речь – это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка. Сейчас одни логопеды сдвигают нормы развития речевых навыков в более поздние сроки, другие, наоборот, в более ранние. Всё зависит от точки зрения конкретного специалиста. Лучший выход в этой ситуации – найти наставника своему ребёнку, который будет не просто исправлять речь, а видеть его возможности и трудности развития, причины, по которым малыш "буксует".

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

– Какие звуки даются детям труднее?

– Наиболее популярным для постановки, конечно, остаётся звук "Р". Но не менее популярны звуки "Л", "Ш", "С". В последнее время всё больше деток путаются в звуках "К", "В".

– О каких скрытых логопедических проблемах может "говорить" почерк первоклассника (неразборчиво пишет, лепит друг к другу буквы в слове, "не чувствует" строчку и т. д.), если в целом речь ребёнка нормальная, разборчивая, чёткая – без особенностей?

– Неразборчивый почерк очень любят не только логопеды, но и нейропсихологи. Они утверждают, что причиной тому могут служить трудности пространственной ориентации на разных уровнях: в схеме тела, в пространстве, на листе бумаги. А также это могут быть проблемы внимания: истощаемость или небольшой объём. Помимо этого, некоторые авторы говорят о трудностях зрительного прослеживания и моторной координации. А возможно у ребёнка просто недостаточно развита мелкая моторика. Каждый случай индивидуален. Нужно проводить диагностику.

– Кинестетики, визуалы, аудиалы отличаются друг от друга с точки зрения логопедии?

– Кинестетики, визуалы и аудиалы, безусловно, отличаются. Организм сам выделяет канал, который проще доносит информацию. Опять здесь всё зависит от вашего наставника. Есть специалисты, которые тренируют ребёнка только в одном варианте подачи информации, и дети сильны, но непластичны, а есть те, кто пытается сбалансировать подачу стимулов.

Речь - это лакмусовая бумажка качества жизни ребёнка: разбираемся в тонкостях логопедии

– Как понять, что ты привёл ребёнка к хорошему логопеду, на что обратить внимание?

– Хороший логопед – для каждого свой. Кому-то нужно, чтобы ребёнку было комфортно на занятии, для кого-то главное – быстрый результат любой ценой, другим нравится, что логопед параллельно учит читать, некоторые смотрят на обилие материалов и внешний вид специалиста, его возраст и квалификацию.

– Большая нагрузка, давление родителей и их желание обучить ребёнка всему ещё до школы, могут вызвать логопедические проблемы?

– Я бы не сказала, что давление на ребёнка может вызвать логопедические проблемы. Здесь скорее сыграет роль психологический компонент. Каждый ребёнок уникален, его нервная система индивидуальна. Внимательный и любящий родитель, конечно, увидит когда его ребёнку достаточно знаний, но бывает, что в угоду родительскому самолюбию, ребёнок старается так, что нервная система не выдерживает и перегорает. И, если у него есть предрасположенность, может возникнуть заикание или мутизм.

– Что посоветуете молодым родителям и начинающим логопедам?

– Я бы посоветовала родителям не пытаться решить все проблемы самим и за один раз. Найдите наставника своему ребёнку и приходите за советом, каждый педагог ценит, когда к нему прислушиваются. А молодым специалистам советую не бояться пробовать и верить в себя.

Фото: Татьяна Бережная

Источник

Оставьте отзыв

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.