«Ставка 9 тысяч, приходите работать»: почему в Омске не могут набрать учителей?
В регионе не хватает огромного количества учителей, а предлагаемые им зарплаты смешны. Есть ли шанс на решение острейшей проблемы?
Август – традиционное время подготовки к новому учебному году. И если родители школьников в первую очередь озабочены приобретением канцелярских принадлежностей и тем, в чем дети пойдут на занятия, то в самих школах другая проблема – это ремонт классов и укомплектование штата педагогов. Проблема с кадрами для общеобразовательных учреждений настолько острая, что угрожает стабильной работе самой системы. Не будет учителей – образовательный процесс остановится. И все идет к этому.
В омских школах не хватает учителей-предметников
Буквально пару дней назад в Минпросвещения РФ сообщили о том, что все российские школы укомплектованы педагогами. На самом деле ситуация далеко не такая радужная, как ее пытаются изобразить федералы. По данным министерства образования Омской области, в регионе не хватает более 1000(!) педагогов. Наиболее востребованы учителя начальных классов и иностранного языка.
– Потребность в педагогических кадрах составляет в общеобразовательных организациях Омской области 1150 позиций, из них в Омске – 580. Наиболее востребованы педагогические работники по следующим должностям: учитель начальных классов (186 позиций), учитель иностранных языков (182 позиции), учитель русского языка и литературы (154 позиции), учитель математики (112 позиций), – сообщили РИА «Омск-информ» в Минобре.
Как видим, больше половины вакансий приходится на сельские школы, где особенно сильно наблюдается старение кадров. Совмещение стало повальным. Зачастую на селе один человек ведет и географию, и ИЗО, и физкультуру. Говорить о качестве знаний в этой ситуации не приходится.
– Штат нашей школы состоит на 80 % из педагогов-пенсионеров. Большинству уже больше 55–60 лет. Есть и 70-летняя учительница. Рано или поздно все эти педагоги уйдут на пенсию. Кто детей тогда учить будет? В соседних селах большинство средних школ стали девятилетками. Похоже, рано или поздно в селах останутся только основные или начальные школы. Средние будут только в райцентре, – говорит директор одной из сельских школ Омской области.
Руководитель учреждения попросила не называть свою фамилию, чтобы не навлечь гнев чиновников районного комитета по образованию или Минобра.
otr.ru
Когда-то здесь была деревенская школа
Учитель-пенсионер в сельской школе уже давно никого не удивляет. Между тем в Омской области работает программа «Земский учитель», запущенная в 2020 году. Главный аспект программы – выплата миллиона рублей педагогам, которые согласятся отработать в сельских школах 5 лет. Причем сельскими в этой программе считаются школы и в поселках, и в городах Омской области – Таре, Калачинске, Исилькуле, Тюкалинске, Называевске. По этой программе планировалось за три года принять на работу 28 педагогов, в том числе в этом году – 8. По большому счету это капля в море – лишь 0,7 % от требуемого количества педагогов. А других механизмов привлечения педагогических кадров на село нет.
«Ставка 9 тысяч плюс бонусы»
В Омске проблема с нехваткой учителей не менее острая, чем на селе. В преддверии нового учебного года объявления о приеме на работу педагогов можно увидеть даже на оградах образовательных учреждений.
– Требуются учителя математики, физики, иностранного языка, – говорится в объявлении на заборе одной из старейших школ Омска в центре города.
Главная причина нехватки педагогов – крайне низкие зарплаты. Базовая ставка учителя первой категории с опытом работы от 10 лет составляет смешные 9 тыс. рублей.
– Базовая ставка у нас 9 тысяч рублей при нагрузке 18 часов. Конечно, предусмотрены доплаты и бонусы, в том числе за квалификационную категорию и выслугу лет, – говорит директор одной из омских школ Валентина Сергеевна (имя и отчество изменены). – При нагрузке 28 часов зарплата составит около 20 тысяч рублей. Можете еще взять классное руководство, а это плюс 6 тысяч. Ну и премии по итогам месяца от директора.
Сколько составляет «премия от директора» и как ее получить, руководитель школы не уточнила. В итоге получается, что зарплата учителя первой категории с нагрузкой 28 часов и классным руководством в Омске составляет около 30 тыс. рублей или немного больше. При средней по городу зарплате 43–45 тысяч – деньги невеликие. И эти 30 тысяч – зарплата педагога опытного, с квалификацией. Начинающим учителям предлагают куда меньшее жалованье.
– Окончила в 2018 году наш ОмГПУ и трудоустроилась учителем начальных классов в одну из школ города. Отработала два года, получая максимум 15–17 тысяч в месяц. Можно ли на эти деньги прожить, если снимала комнату за 8 тысяч? Бросила все и уехала в Салехард. Там стартовая зарплата при такой же нагрузке составила 75–80 тысяч, с премиями выходило больше 100, – рассказывает молодой педагог Анастасия Ласунова.
В Салехарде девушка вышла замуж, родила ребенка и сейчас получает пособие на малыша в три раза больше, чем в Омске. На свое место в школе Анастасия позвала одногруппницу, которая также переехала на север из Омска.
И это уже стало общим местом. Получив образование в ОмГПУ, молодые специалисты 1-2 года набираются опыта в Омске, работая по большому счету за гроши. А затем массово едут на тюменский Север или в Москву и получают 100 и более тысяч в месяц.
Очередная волна трудоустройства молодых учителей стартует буквально на следующей неделе.
– Укомплектованность школ педагогическими кадрами изменится по результатам приема и трудоустройства молодых специалистов после 15 августа. Большая часть привлеченных молодых педагогов официально трудоустраиваются в образовательные организации во второй половине августа и приступают к работе с 1 сентября, – сообщили в Минобре.
По данным ведомства, за последние три года в школы Омской области было трудоустроено 1620 молодых специалистов: в 2019 году – 592 (из них в Омске – 280), в 2020 году – 585 (в Омске – 223), в 2021 году – 443 (в Омске – 156). Цифры внушительные, но на пенсию выходит еще больше учителей. Таким образом, дефицит педагогических кадров никуда не исчезает. Средний возраст омских учителей – 45 лет. Для борьбы с дефицитом кадров практикуется как совместительство, так и увеличение нагрузки.
Депутат: «Главная причина кризиса в отрасли – несоответствие труда уровню зарплат»
По словам депутата Госдумы от Омской области, педагога по образованию Олега Смолина, реальная нагрузка на учителей в разы больше, чем декларируется на бумаге. И за свой адский труд педагоги зачастую получают гроши.
– Начну с того, что кадровый кризис в образовании – это общероссийская проблема, а не омская. Каким образом школы работают? Ответ простой: учитель работает за себя и за того парня, но не получает даже за себя! – говорит Смолин. – Еще в 2016 году ОНФ подсчитал, что средний учитель преподает 28 уроков в неделю. Чтобы узнать реальный объем работы, это число нужно умножить на 2,5, так как к каждому уроку нужно готовиться.
На заре карьеры Олег Смолин работал в вечерней школе, где вел 27 уроков в неделю. Сейчас некоторые омские учителя умудряются вести по 40–50(!) уроков. Как они успевают готовиться к ним – непонятно.
– Средняя нагрузка в Омской области – 1,8 ставки. Это 32 урока в неделю. Я начинал как учитель вечерней школы, вел 27 уроков. Это нелегко. Есть учителя, у которых и 39 уроков в неделю. Я знаю учителей в Омске, которые ведут по 50 уроков в неделю! – приводит шокирующие цифры депутат.
Базовая ставка оплаты труда учителей варьируется в зависимости от регионов от 2 до 20 тыс. рублей. Ее нужно повышать, чтобы решить острый кадровый голод в Омске, как и в других городах страны.
– Главная причина кадрового кризиса в образовании – абсолютное несоответствие учительского труда и квалификации учителей уровню зарплат педагогов. Деньги решают не все, все решают кадры, а кадры зависят от денег. В 75 регионах из 85 майский указ президента в части зарплат учителей не исполнен. И Омская область в их числе. Без серьезных денежных вливаний в омское образование решить кадровый вопрос невозможно. Сама Омская область с ее дефицитным бюджетом сделать это не может. Мы требовали выделения денег на эти цели из федерального бюджета. За счет высоких цен на нефть и газ бюджет сейчас получает хорошие доходы, и деньги у государства есть, – подчеркивает эксперт.
Олег Смолин уверен, что базовая учительская ставка должна быть на уровне двух региональных МРОТ. В Москве и Санкт-Петербурге уже давно подняли зарплаты учителям. Вот и тянутся педагоги со всей страны в эти города. А кто будет учить детей в регионах?
– В Москве базовый оклад учителя 20 тысяч рублей, но за счет надбавок средняя зарплата педагога составляет 100 тысяч. Как только в Питере увеличили зарплату учителям при разумной нагрузке выше средней по городу, кадрового дефицита не стало. Тогда опытные педагоги даже отказывались уходить на пенсию. Будем настаивать на выделении дополнительных денег на поддержку педагогов. Другого пути просто нет! Меня часто упрекают за то, что я так «сильно бьюсь за своих учителей». Так вот, я не за моих учителей, я за ваших детей. Если ничего не изменится, то учить наших детей и внуков будет просто некому! – резюмировал депутат.
Зарплату омским учителям последний раз индексировали в октябре прошлого года на 5 %. С 1 августа 2022 года зарплату на 10 % подняли бюджетникам, не подпадающим под майские указы президента. Это водители школьных автобусов, работники бухгалтерии, уборщицы и другой обслуживающий персонал. Ставка учителя 9000 как была установлена осенью прошлого года, такой остается и сейчас. Индексация выплат учителям запланирована на осень.
Ну а пока в школах происходит доукомлектование штатов, перераспределение нагрузки и «затыкание дыр» в виде свободных вакансий другими учителями-предметниками. Сложно не согласиться с Олегом Смолиным в том, что без серьезных финансовых вливаний невозможно решить острую кадровую проблему. При помощи денег ликвидировали дефицит педагогических кадров в Москве и Санкт-Петербурге. Нет этого дефицита и в северных регионах, где учителям предлагают очень достойную зарплату.
Если государство серьезным образом не возьмется за решение кадрового вопроса в образовании, то в первую очередь без педагогов останутся сельские школы, затем школы в небольших поселках и городах. Программа «Земский учитель», о которой речь шла выше, кадровую проблему не решает от слова «никак».
Для решения острого кадрового голода в образовании нужно, во-первых, серьезно повысить зарплаты всем учителям, во-вторых – создать действительно работающую программу привлечения педагогов в сельскую местность, где требуется не 8 учителей, а почти в 100 раз больше! Но, похоже, пока ни воли, ни желания что-то менять в этой сфере у властей нет.
Сергей Энквист