Сауны Омска - https://101sauna.ru/Omsk

«Люди заплатили деньги, они должны проржаться». Стас Старовойтов об индустрии юмора  

"Люди заплатили деньги, они должны проржаться". Стас Старовойтов об индустрии юмора  

Можно ли научиться шутить, почему не стоит отвечать на сообщения хейтеров и почему социальные сети — это пустая трата времени. Об этом в интервью "Омск Здесь" рассказал российский стендапер Стас Старовойтов.
 

Стас Старовойтов
 •  стендапер

Омск посетил российский стендап-комик, актёр Стас Старовойтов. Его сольный концерт прошёл в одном из пабов города, собрав полный зал ценителей юмора. Он шутил на наболевшие темы — про путешествия и взаимоотношения между партнёрами. "Омск Здесь" пообщался со знаменитым комиком и узнал, как он оценивает развитие культуры стендапа в нашей стране, о его роли в фильме "Батя", а также о том, почему он перестал исполнять песни Егора Летова.

— Стас, расскажите, как рождается шутка и сколько человек может быть вовлечено в этот творческий процесс?

— Наверное, это будет звучать очень нудно. Сначала возникает идея написать о чём-то конкретном, что лично мне кажется забавным. Потом я могу со своим другом-комиком или авторской группой попробовать это разогнать во что-то ещё. Но в любом случае нужно какое-то мнение со стороны послушать. Потом всё это собираю, выступаю и понимаю, над чем аудитория смеётся, а над чем нет. Там, где не смеются, убираю, вставляю то, над чем смеются, рассказываю ещё раз. Когда понимаю, что зрители везде смеются, то всё — материал готов. Потом выступаю, и в процессе прогона можно добавить ещё что-то. После этого тема вообще по-другому может зазвучать. Другими словами, это такой интуитивный конструктор, в котором нет никаких секретов и отточенных технологий.

"Люди заплатили деньги, они должны проржаться". Стас Старовойтов об индустрии юмора  

— Стендап в России развивается очень давно, и с каждым днём мы узнаем новых комиков. Можно ли утверждать, что сегодня индустрия юмора поставлена на поток?

— Индустрия юмора, безусловно, существует в нашей стране, и за десять лет развития она стала уже полноценной. Появился социальный лифт в этой сфере, комиков в нашей стране стало намного больше. Даже сегодня я был приятно удивлён, что в Омске проходят какие-то мероприятия по типу открытого микрофона. Например, в 2009 году, когда я ещё жил в Томске, представить, что в регионе есть 3-4 шоу в неделю, куда ходят люди за деньги, было немыслимым. Мне кажется, что стендап именно в России сейчас пока находится в состоянии зародыша.

Хотя на Западе школы стендапа достаточно развиты, туда приходит человек, и ему рассказывают, как нужно шутить. Но, на мой взгляд, это всё происходит, как в сцене из фильма "Борат", где ему объясняли про "шутки не очень".

— Позволяете ли вы себе включать в концерт старые шутки?

— Да, конечно, я себе это позволяю. Я беру какие-то старые шутки, которые имели большой отклик, но перерабатываю. К примеру, эталонная шутка может быть зафиксирована в телевизионном материале, но проходит какое-то время, и ты понимаешь, что в неё ещё можно что-то интересное добавить. После этого просто выбираешь нужный кусок и заново начинаешь его "катать". А так как он новый, то из него по вышеупомянутой схеме что-то ненужное вылетает, на то место встаёт что-то нужное. Объективно получается новый материал на ту же самую тему.

— А на концерте в Омске были такие шутки?

— Да, конечно. Про детей, про моё присутствие на родах. Это старый монолог, снятый давным-давно, но сегодня я его представил зрителям в совершенно другом формате.

— Если бы к вам пришёл начинающий стендапер и попросил наставничества или дать пару дельных советов, вы бы ему помогли?

— Я слабо себе представляю, как это делается. Несколько лет назад я, может быть, и согласился бы, но не знаю, чем могу помочь. Когда был ковид, нужно было чем-то заниматься, и я вёл курс стендапа, но это всё ерунда. Нельзя научить человека чему-то, если ему это от природы не дано. Если у человека нет какой-то искры, но при этом он очень исполнительный, у него всё равно ничего не получится. В таком случае лучше сказать человеку правду, что это не его. Поэтому не считаю, что могу научить кого-то и объяснить что-то. Самому бы до конца разобраться, как всё это происходит.

"Люди заплатили деньги, они должны проржаться". Стас Старовойтов об индустрии юмора  

— Отсутствие чувства юмора равно отсутствию таланта?

— Чувство юмора — это такая вещь, которая состоит из интеллекта, критического мышления и восприятия происходящего. Если какого-то из этих компонентов нет, то у человека могут быть проблемы с чувством юмора. Опять же, повторюсь, научить человека юморить невозможно. Это такое дело, которым ты будешь заниматься до конца жизни, и всё равно не будешь знать чётко, как и что делать. Здесь всё очень интуитивно.

— Насколько герои ваших монологов отличаются от реальных людей?

— Намного. Я беру какую-то ситуацию, которая мне показалась забавной, а дальше включается фантазия. По большому счёту, ничего реального, схожего на сто процентов нет, всё надумано и передумано, многие вещи вообще переплетаются. Ещё приходится стараться так, чтобы никого не обидеть и не оскорбить. Нет такой жизни на свете, чтобы все события, отражённые в монологе, совпали. Таких историй может быть только две-три за всю карьеру, и то, если она будет вся смешная, её всё равно нужно будет дописать, придумать то, чего не существовало, и сделать отличной от всего другого.

— Отличается ли московская публика от ваших зрителей в регионах?

— Отличается в том плане, что люди в Москве и Петербурге посещают больше различных культурных мероприятий, а всё-таки до Сибири доехать ещё нужно, чтобы здесь выступить. Это очень сложно и достаточно затратно. Люди в Москве меньше рефлексируют на какие-то происходящие вокруг ситуации, они не привязаны к новостной повестке и сами по себе спокойней что ли. Иной раз думаешь, над чем же пошутить, чтобы они улыбнулись. Им не важны новости про пандемию и санкции, им это неинтересно. А вот что жена сказала — это интересно, над этим смеются.

"Люди заплатили деньги, они должны проржаться". Стас Старовойтов об индустрии юмора  

— Кроме стендапа вы ещё занимаетесь музыкальным творчеством. У вас своя группа "Аричикаари", которая исполняет каверы на песни группы "Гражданская оборона". Расскажите, какая у вас самая любимая песня Егора Летова?

— Если честно, сейчас группой особо не занимаюсь, а у Летова очень тяжёлый материал для исполнения. Всё же у меня есть любимая песня — это "Долгая счастливая жизнь". Если вникнуть в текст песни, то можно понять, что это сплошной стёб на тему того, что нас всех ожидает "долгая" и "счастливая" жизнь.

— А ещё у вас в социальных сетях есть фотография в кепке с символикой "Авангарда". Болеете за омскую команду?

— Я ходил на игры "Авангарда", когда они были в Балашихе. Я сам из Томска, а сибирские города считаю единым целым, что Омск, что Томск, что Новосибирск. Так как в Томске нет хоккейного клуба, то я предпочёл болеть за "Авангард". Неплохие ребята, но лично ни с кем не знаком.

— Где юмор более искромётный — в КВН или в стендапе?

— Если честно, это две несравнимые вещи. Это два разных жанра, две абсолютно разные телепередачи, два разных абсолютно смысла действия на сцене — как театр и кино. Но признаюсь честно, КВН не смотрю уже лет десять. Я для себя ничего интересного там уже не вижу и связываю это с взрослением. КВН сегодня — это очень сильно молодёжная программа. Поорать, поскандировать мне уже не хочется, таких эмоций, как раньше, я уже не испытываю. Поэтому мне это не близко.

— А где больше перспектив?

— Конечно, в стендапе.

— Многим вы запомнились ролью в фильме "Батя". Это добрый фильм о воспоминаниях из детства. Были ли в сюжете фильма события или предметы, которые имели место в вашей биографии?

— Безусловно, и здесь есть логическое объяснение. Всё-таки это начало девяностых, в то время было очень мало разнообразия во всём. Начиная от архитектуры, заканчивая внутренним убранством. Когда ты смотришь на постсоветские вещи, ты, конечно, думаешь, что у тебя то же самое было. Конечно, ведь больше ничего и не было. У тебя был этот ковер, потому что был только этот ковер, и он висел на стене. У твоего бати был такой же мохеровый шарф, потому что были только такие шарфы, и наши отцы и деды носили их. Поэтому вау-эффект вполне объясним. Многие вещи совпадали, в том числе воспоминания о поездке на картошку, после которой тебя тошнило. Единственное, по кладбищу меня никто не тягал и бабушку в гробу целовать не приходилось.

"Люди заплатили деньги, они должны проржаться". Стас Старовойтов об индустрии юмора  

— Были ли шутки, связанные со съёмочной площадкой?

— Нет, такого контента не было, ничего смешного там я не увидел. Ну да, я снимался с дочерью Михалкова, но здесь не над чем шутить. Насильно придумывать что-то не хочется. Я очень классно провёл эти 15 съёмочных дней, но писать не о чем.

— Если предложат сделать выбор — сниматься в кино или остаться в стендапе?

— Я бы предпочёл выбрать кино. Во-первых, есть такая сложность, связанная со стендапом, — тебе необходимо создавать и презентовать материал, который не всегда доходит до адресата нужным способом. В кино ты всё-таки занимаешься только своим материалом. Это делает твою жизнь и работу менее нервной. Ты не должен думать о том, в каком фильме ты будешь играть, тебе самостоятельно не нужно писать диалоги, придумывать героя и так далее. Здесь ты можешь построить собственный мир и всё, что есть у тебя в голове, реализовать, а люди всё это увидят без погрешностей. Ну и вообще, мне понравилось на съёмочной площадке, там атмосфера интересней и доброжелательней, чем бывает иной раз на сцене. Но, к счастью, пока такого выбора нет, поэтому всё это чисто гипотетически.

— Общаетесь ли со своими фанатами? Можно ли вам написать в социальных сетях сообщение?

-Зависит от того, что будет написано, и в каком я буду настроении. Но если честно, то у меня нет в графике пункта "пообщаться с фанатами". Во-первых, у меня нет с фанатами никакой договорённости, никакие документы я не подписывал. Как бы это ни прозвучало, но я им ничего не должен, кроме выступления. Если люди заплатили деньги, пришли на шоу, то они должны проржаться. Это вся взаимосвязь, всё остальное придумано, я не знаю, кем. Я стендап-комик, и моя задача — провести выступление или поучаствовать в съёмках.

— А что делаете с теми сообщениями, которые копятся в "непрочитанном"?

— Если мне скучно, например, в поездке, может быть, спустя полгода зайду и увижу, что там что-то написано. В основном там будут какие-нибудь "советы" от тех, кто лучше знает, как я должен работать. А так я вообще не понимаю этих взаимоотношений с человеком, которого ты не знаешь вообще. Это не твой друг, не сват, не брат, а чужой человек.

— А хейтеров замечаете?

— Раньше сильно замечал, а сейчас просто на их агрессию начинаю очень сильно хамить в ответ или перестаю писать совсем. Всем давно известно, что это очень трусливые и забитые люди. Поэтому, когда ты им что-то пишешь под воздействием своей внутренней агрессии, они очень быстро исчезают. Либо находят в себе смелость извиниться. На удивление этим чаще всего занимаются женщины.

"Люди заплатили деньги, они должны проржаться". Стас Старовойтов об индустрии юмора  

— А как относитесь к социальным сетям?

— Может быть, я когда-нибудь приду к такой ситуации, когда за меня мои социальные сети будут вести наёмные сотрудники. Они станут выкладывать всякую ерунду, типа: "Эй, привет, я разыгрываю два билета". Пока такого желания у меня нет, социальными сетями занимаюсь я сам. Ну как занимаюсь? Что-то выложу, что-то подпишу, вот и всё. Вообще тот факт, что мы существуем внутри своего телефона, ломает мне сознание. Мне не нравится идея того, что я должен куда-то заходить, что-то писать и ждать на это реакцию. На мой взгляд, социальные сети — это просто забиратель времени.

— Посоветуйте классную комедию для наших читателей?

— Знаю один неплохой фильм, называется "Та ещё парочка" (18+) . Это американская романтическая комедия режиссёра Джонатана Ливайна, где главные роли играет Сет Роген и Шарлиз Терон. В фильме есть несколько смешных моментов, он, можно сказать, добрый и запоминающийся. Ну и смешки в сторону политики — это в духе американцев, но, думаю, любой найдёт, над чем посмяться в этой комедии.

Фото: Илья Петров

Источник

Комментарии закрыты.